Методика работы над м-миниатюрой — Мои статьи — Каталог статей — русский язык

Сочинение

1.

Общеизвестно, что, работая над сочинениями, школьники учатся грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность суждений, а значит, и развивать свою речь.

Научить писать сочинения-дело очень непростое, и в этом помогают сочинения миниатюры, работа над которыми начинается в 5 классе и продолжается до 11 класса.

Сочинение-миниатюра-это творческая работа, проводимая на уроке в течение 7-10 минут. Ученикам предлагается тема, и они в свободной форме должны выразить свои мысли, чувства, переживания.

Чаще я даю этот вид работы в конце урока. Дети пишут, а затем по желанию читают вслух. Учитель всегда одобряет каждую работу и в 5-6 классе ставит оценку «отлично». Оценкой может служить устная похвала учителя, «пять» в тетради или в журнале. Ошибки на данном этапе не проверяются, чтобы страх перед оценкой не мешал ему свободно выражать свои мысли, чтобы он хотел писать и писал с удовольствием.

Темы предлагаются самые разные. Чаще всего неожиданные, но заранее продуманные учителем. Тема, во-первых, должна быть интересной для детей; во-вторых, она должна помочь ребёнку раскрыть свой внутренний мир и научить излагать свои мысли на бумаге логично, последовательно. К примеру, в 5 классе возможен вопрос: «Есть ли у вас любимая детская игрушка?». Если ответ положительный, то дети с удовольствием примутся за написание миниатюры. Если ответ отрицательный, то вопрос может быть дополнен: «А любимая настольная игра? А спортивная игра? Любая игра или игрушка? Опишите её коротко, но ярко, ведь это любимая игрушка (игра)». В-третьих, большинство тем служит для учеников психологической разрядкой, когда они на бумагу «выплёскивают» свои отрицательные эмоции, вызванные накопленными в школе или на улице негативными впечатлениями. Таким образом, ребёнок внутренне успокаивается , и к нему возвращается хорошее настроение. Например, у меня на уроке произошёл такой случай. Это было в пятницу на последнем уроке в 7 «б» классе, тема-«Суффиксы причастий». За неделю дети устают, к последнему уроку внимание совсем ослабевает, ребятам не хватает ни физических, ни моральных сил. Но мне нужно не только провести урок, а познакомить с новой темой, отработать её. Я задала сочинение-миниатюру «Ох уж этот последний урок». Дети писали всего 7 минут, но они улыбались, писали о том, как тяжело высидеть последний урок, как хочется домой. Потом были зачитаны три работы. Мы вместе посмеялись и начали серьёзно работать. Груз усталости ушёл в сочинение, а ученики стали внимательными, заинтересованными.

3 стр., 1230 слов

Сочинения | Сочинения 7 класс. Взаимоотношения детей и взрослых ...

... ситуациях подскажет наиболее правильное решение. 3 вариант сочинения Рассказ Бунина «Цифры» написан в форме исповеди взрослого человека маленькому ... ошибки. Легко, ненавязчиво писатель подводит нас к мысли, что придерживаясь строгих жизненных принципов, нужно обязательно ... что иногда взрослые мимоходом, не задумываясь, причиняют ребенку боль. Воспитывать детей нужно лаской, добротой, а не навязыванием ...

2.

Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе кажется простой, но она требует чётких методических знаний, умения создавать атмосферу психологического комфорта. Существуют правила для учителя:

1) Сочинения-миниатюры и их авторы никогда не критикуются, не высмеиваются, не склоняются к другому мнению.

2) Учитель принимает позицию ученика, одобряет её в любом случае. Исключением является попрание общечеловеческих ценностей.

3) Если мнение ученика расходится с общепринятой моралью, то учитель сохраняет позицию лояльности. Например, он может сказать: «Каждый имеет право на ошибку, и лучше ошибаться здесь, в классе, и исправить свои ошибки, чем ошибаться потом в жизни».

3.

Как же строится работа над сочинением-миниатюрой в 5 классе? С самого начала занятий я оговариваю задание: «Сейчас мы будем писать сочинение-миниатюру. Это маленькое произведение, состоящее из 5-7 предложений, но можно больше или меньше. Тема: «Мой первый день в 5 классе». Напишите о своих чувствах, что вам понравилось, что запомнилось больше всего. Оцениваться эти работы не будут, т. к. выражают ваше личное мнение. Цель сочинения- научиться свободно выражать своё мнение. Тема должна быть актуальной, лёгкой для восприятия и изложения. Полезен приём сотворчества, когда учитель предлагает поработать над созданием текста всем вместе. В этом случае пишется коллективное мини-сочинение. Коллективные сочинения помогают найти школьнику форму самовыражения. Если у одного ученика бедны эмоции и словарь, то помогут другие. Так, например, по окнам класса неожиданно забарабанил дождь. Нельзя не обратить на него внимания. Какой это дождь? Прошу ребят рассказать о нём, используя свежесть впечатлений. В ходе коллективной работы совершенствуется стиль подобных высказываний, уточняется соответствие содержания теме, подбираются наиболее удачные средства выразительности.

В пятом классе уровень подготовки учеников неровный и в плане оформления мысли и в плане образности и богатства фантазии. Здесь эффективна параллельная творческая работа над текстом одной темы учителя и учащихся. Я вместе с детьми пишу свою миниатюру. Детям интересно посоревноваться со мной. Затем зачитываются и анализируются работы как учеников, так и моя работа, выясняем, в чём недостатки, в чём преимущества.

Второй этап обучения сочинению-миниатюре переходит в иную плоскость. Если в 5 , 6 классах я учу свободно, быстро и с удовольствием выражать своё мнение, то к 7-му классу моя цель изменяется. Основной целью становится научить грамотно, лаконично, ярко, образно выражать свои мысли, используя художественные средства выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

Для лучшего усвоения новых знаний используются сочинения-миниатюры с грамматическим заданием. Например, проходя тему «Причастный оборот» в 7 классе, было задано написать сочинение-миниатюру «Первый снег», используя причастные обороты. А при повторении темы «Безличные глаголы» писали миниатюру на тему « Опять грипп».

8 стр., 3518 слов

Роль сочинения-миниатюры в развитии речи учащихся

... и событий, происходящих в его жизни. Например, во время конфликта в классе попросить выразить свою точку зрения на происходящее в сочинениях Когда учитель не видит… (если конфликт ... воли, чувств, мотивов деятельности, способностей. Я могу себя назвать Личностью. Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе кажется простой, но она требует четких ...

Немаловажным в моей работе становится последующее обсуждение творческих работ учеников. По-прежнему я даю только положительные отзывы, ненавязчиво акцентирую внимание ребёнка на удачно сформулированных им фразах, грамотно построенных предложениях, на правильно подобранных средствах художественной выразительности. Например, я говорю: « Ребята, вы заметили, какой красивый эпитет подобрала Таня? А кто обратил внимание на особенность композиции у Лёши?» или «Ребята, какому типу речи соответствует сочинение-миниатюра Лены?». Таким образом, к концу7 класса дети научились выражать свои мысли не только лаконично, но и образно, выразительно.

В 8-9-х классах дети вступают в противоречивый подростковый возраст. Часто возникают проблемы во взаимоотношениях с ровесниками и взрослыми. Сочинения-миниатюры типа Отцы и дети, Подростки-это…, помогают осмыслить жизненный опыт, посмотреть на себя со стороны. Данные сочинения важны не только для обучения сочинениям на литературную тему, но и для душевного, эмоционального воспитания. Сочинения читаются вслух только по желанию учащихся. При кратком анализе этих работ учитель обращает внимание на логику изложения материала, образность языка, чёткость композиции, отмечает и поощряет искренность детей, акцентируя внимание на сильных сторонах работы.

В 10-11-х классах сочинения- миниатюры в рамках ЕГЭ чаще задаются на дом. Задание даётся такое: « Написать мини-сочинение на тему «Золотая пора листопада», состоящее из 150 слов». Также даю сочинения по произведениям классиков. Темы сочинений выбираю исходя из требований ЕГЭ, и они могут формулироваться так: «По проблеме, поднятой автором (например, И. Буниным в рассказе «Господин из Сан- Франциско») в произведении составьте мини-сочинение из 150 слов». Использую и свободные темы: «Я через пять лет», « Моя будущая профессия» и др.

Таким образом, подростки готовятся к ЕГЭ, т. к. они учатся укладываться в строгие временные рамки. К тому же сам метод сочинения-миниатюры, знакомый учащимся с 5 класса, будет создавать атмосферу психологического комфорта для подростка на самом экзамене, снимая излишнюю нервозность и панику. Ведь ни одна тема не выбьет его из колеи, потому что он уже умеет грамотно, легко и свободно выражать свою точку зрения по любому вопросу.

В своей работе по обучению написанию сочинений-миниатюр я стараюсь экспериментировать. Я пытаюсь разнообразить тематику сочинений. В качестве примера хочу продемонстрировать некоторые открытые уроки. Так, в 6 классе был проведён урок развития речи по теме «Декабрь. Святки». В преддверии Нового года дети писали сочинение-миниатюру по музыкальной пьесе П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Кроме того, в целях знакомства с декоративно-прикладным искусством проводился урок развития речи « Краса ненаглядная» (описание предметов хохломской росписи).

Шестиклассники с удовольствием описывали ложки, конфетницы, расписанные под хохлому. А урок написания сочинения-миниатюры на тему « Что такое доброта?» способствовал воспитанию в детях любви, доброты ко всему окружающему миру, чувства милосердия, гуманности. Сочинение- миниатюра приемлема и для эпистолярного жанра. Так, с учащимися 5 класса проводился урок на тему «Письмо маме. Каким я представляю своё будущее». Дети охотно делились своими сокровенными мечтами. Работа в этом направлении ведётся.

3 стр., 1001 слов

Изобразительная деятельность детей с тяжелыми нарушениями речи

... работы по изобразительному искусству с детьми с нарушениями речи нарушение речь искусство дети Включение в процесс обучения детей с ОНР изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей. Так, ...

Сочинения-миниатюры помогают школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств.

Систематическое проведение такой работы с постепенным её углублением и расширением позволяет сделать более продуктивным процесс обогащения лексического и грамматического строя речи учащихся, обеспечивает более высокий уровень речевого развития учащихся. Речь школьников становится более выразительной: дети стремятся писать так, чтобы оказать воздействие на читателя, раскрывают своё отношение к тому, о чём рассказывают, дают свою оценку. Часто сочинения отражают индивидуальный стиль автора. Отрадное впечатление производит язык большей части работ, в сочинениях меньше речевых ошибок, недочётов, в них больше синонимических замен, уместно употреблённых эмоционально окрашенных экспрессивных выражений.

Меня радуют живые работы моих учеников, где есть желание осмыслить мир по-своему, где пробивается детская самостоятельность. Не многие, сидящие за партами, станут впоследствии писателями. Но пусть они будут просто талантливыми людьми, добрыми, кормящими зимой голодных птиц, умеющими замирать перед картинами Шишкина, любующимися закатами и рассветами, ценящими дружбу. Пусть не проходит с годами детское умение видеть цветок в пыли у дороги. Мне хочется, чтобы то, что ребята будут говорить и делать потом, в большой жизни, было таким же чистым и искренним, как содержание их школьных сочинений.