1.
Общеизвестно, что, работая над сочинениями, школьники учатся грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность суждений, а значит, и развивать свою речь.
Научить писать сочинения-дело очень непростое, и в этом помогают сочинения миниатюры, работа над которыми начинается в 5 классе и продолжается до 11 класса.
Сочинение-миниатюра-это творческая работа, проводимая на уроке в течение 7-10 минут. Ученикам предлагается тема, и они в свободной форме должны выразить свои мысли, чувства, переживания.
Чаще я даю этот вид работы в конце урока. Дети пишут, а затем по желанию читают вслух. Учитель всегда одобряет каждую работу и в 5-6 классе ставит оценку «отлично». Оценкой может служить устная похвала учителя, «пять» в тетради или в журнале. Ошибки на данном этапе не проверяются, чтобы страх перед оценкой не мешал ему свободно выражать свои мысли, чтобы он хотел писать и писал с удовольствием.
Исследования показывают, что сочинение-миниатюра является эффективным методом развития речи у школьников. Этот вид работы позволяет ученикам выражать свои мысли и чувства в свободной форме, что способствует развитию их творческого потенциала.
Работа над сочинением-миниатюрой начинается уже в 5 классе и продолжается до 11 класса. Это позволяет ученикам постепенно совершенствовать свои навыки письма и выражения мыслей. В начальных классах оценкой за этот вид работы является «отлично». Учитель всегда одобряет каждую работу и поощряет учеников.
Одной из особенностей сочинения-миниатюры является то, что ошибка не является препятствием для свободного выражения мыслей. На этом этапе работы ошибки не проверяются, чтобы ученик не испытывал страха перед оценкой и мог писать с удовольствием.
Важным моментом является то, что сочинение-миниатюра проводится в течение 7-10 минут. Это позволяет ученикам быстро выразить свои мысли и чувства, не задумываясь о правильности и грамматических ошибках. Такой подход способствует развитию их спонтанности и творческого мышления.
В конце урока ученики имеют возможность прочитать свои сочинения вслух, если они этого хотят. Это помогает им развить навыки публичного выступления и уверенности в себе.
Сочинения миниатюры в начальной школе
... в школу. (Афонькин Никита). Все составленные миниатюры обязательно требуют анализа и корректировки. Ученики должны научиться не только отмечать неудачные места в своих сочинениях, ... землю». После проверки работ отмечаем выразительность ряда работ (например, в работе Побегайленко Володи ... мыслями, прочитать стихотворения или прозаический фрагмент. Например, перед написанием миниатюры «Моя мама», ученики ...
Таким образом, сочинение-миниатюра является эффективным методом развития речи у школьников. Он позволяет им свободно выражать свои мысли, чувства и переживания, развивает творческий потенциал и способствует развитию навыков письма и выступления. Работа над сочинением-миниатюрой начинается уже в начальных классах и продолжается в течение всего школьного обучения.
Темы предлагаются самые разные. Чаще всего неожиданные, но заранее продуманные учителем. Тема, во-первых, должна быть интересной для детей; во-вторых, она должна помочь ребёнку раскрыть свой внутренний мир и научить излагать свои мысли на бумаге логично, последовательно. К примеру, в 5 классе возможен вопрос: «Есть ли у вас любимая детская игрушка?». Если ответ положительный, то дети с удовольствием примутся за написание миниатюры. Если ответ отрицательный, то вопрос может быть дополнен: «А любимая настольная игра? А спортивная игра? Любая игра или игрушка? Опишите её коротко, но ярко, ведь это любимая игрушка (игра)». В-третьих, большинство тем служит для учеников психологической разрядкой, когда они на бумагу «выплёскивают» свои отрицательные эмоции, вызванные накопленными в школе или на улице негативными впечатлениями. Таким образом, ребёнок внутренне успокаивается , и к нему возвращается хорошее настроение. Например, у меня на уроке произошёл такой случай. Это было в пятницу на последнем уроке в 7 «б» классе, тема-«Суффиксы причастий». За неделю дети устают, к последнему уроку внимание совсем ослабевает, ребятам не хватает ни физических, ни моральных сил. Но мне нужно не только провести урок, а познакомить с новой темой, отработать её. Я задала сочинение-миниатюру «Ох уж этот последний урок». Дети писали всего 7 минут, но они улыбались, писали о том, как тяжело высидеть последний урок, как хочется домой. Потом были зачитаны три работы. Мы вместе посмеялись и начали серьёзно работать. Груз усталости ушёл в сочинение, а ученики стали внимательными, заинтересованными.
2.
Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе кажется простой, но она требует чётких методических знаний, умения создавать атмосферу психологического комфорта. Существуют правила для учителя:
1) Сочинения-миниатюры и их авторы никогда не критикуются, не высмеиваются, не склоняются к другому мнению.
2) Учитель принимает позицию ученика, одобряет её в любом случае. Исключением является попрание общечеловеческих ценностей.
3. Работа над сочинением-миниатюрой в 5 классе
Как же строится работа над сочинением-миниатюрой в 5 классе? С самого начала занятий учитель оговаривает задание: «Сейчас мы будем писать сочинение-миниатюру. Это маленькое произведение, состоящее из 5-7 предложений, но можно больше или меньше. Тема: «Мой первый день в 5 классе». Напишите о своих чувствах, что вам понравилось, что запомнилось больше всего. Оцениваться эти работы не будут, т. к. выражают ваше личное мнение. Цель сочинения — научиться свободно выражать своё мнение. Тема должна быть актуальной, лёгкой для восприятия и изложения. Полезен приём сотворчества, когда учитель предлагает поработать над созданием текста всем вместе. В этом случае пишется коллективное мини-сочинение. Коллективные сочинения помогают найти школьнику форму самовыражения. Если у одного ученика бедны эмоции и словарь, то помогут другие. Так, например, по окнам класса неожиданно забарабанил дождь. Нельзя не обратить на него внимания. Какой это дождь? Прошу ребят рассказать о нём, используя свежесть впечатлений. В ходе коллективной работы совершенствуется стиль подобных высказываний, уточняется соответствие содержания теме, подбираются наиболее удачные средства выразительности.
Роль сочинения-миниатюры в развитии речи учащихся
... и работа приносит ему радость, и складывается особое отношение как к учителю и сочинениям-миниатюрам, так и к себе самому. В пятом классе уровень ... Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе кажется простой, но она требует четких методических знаний, умения преподнести инструкцию и создать атмосферу психологического комфорта. Сначала учитель ...
В пятом классе уровень подготовки учеников неровный и в плане оформления мысли и в плане образности и богатства фантазии. Здесь эффективна параллельная творческая работа над текстом одной темы учителя и учащихся. Я вместе с детьми пишу свою миниатюру. Детям интересно посоревноваться со мной. Затем зачитываются и анализируются работы как учеников, так и моя работа, выясняем, в чём недостатки, в чём преимущества.
Второй этап обучения сочинению-миниатюре переходит в иную плоскость. Если в 5 , 6 классах я учу свободно, быстро и с удовольствием выражать своё мнение, то к 7-му классу моя цель изменяется. Основной целью становится научить грамотно, лаконично, ярко, образно выражать свои мысли, используя художественные средства выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
Процесс обучения написанию сочинений-миниатюр с грамматическим заданием играет ключевую роль в формировании навыков языковой компетенции у учащихся. В 7 классе, при изучении темы «Причастный оборот», студентам было предложено написать сочинение-миниатюру на тему «Первый снег», акцентируя внимание на использовании причастных оборотов. Этот метод не только углубляет понимание грамматических конструкций, но и развивает творческое мышление.
Важным этапом в обучении является последующее обсуждение творческих работ. Отмечая успешные моменты в выражении мыслей и грамотном построении предложений, учитель стимулирует развитие языковых навыков. Например, подчеркивая красоту эпитетов или особенности композиции, учитель активизирует внимание учащихся к лингвистическим деталям и структуре произведения.
В переходный период 8-9 классов, сочинения-миниатюры становятся инструментом для осмысления жизненного опыта подростков. Такие темы, как «Отцы и дети» или «Подростки-это…», помогают студентам рефлексировать о своих отношениях и переживаниях. Эти сочинения играют не только роль в литературном образовании, но также способствуют эмоциональному воспитанию и развитию личности.
В 10-11 классах сочинения-миниатюры становятся более сложными, соответствуя требованиям ЕГЭ. Учащимся предлагается написать мини-сочинение на дом по теме «Золотая пора листопада», соблюдая ограничение в 150 слов. Также используются темы по произведениям классиков, что способствует более глубокому анализу и интерпретации литературных произведений.
Введение
Сочинения-миниатюры являются важным инструментом для развития речи и подготовки школьников к ЕГЭ. Метод написания миниатюрных сочинений помогает учащимся научиться работать в ограниченные временные рамки, а также создает комфортную атмосферу на экзамене, уменьшая нервозность и панику. В данной работе представлены открытые уроки, которые позволяют разнообразить тематику сочинений и способствуют развитию речевой культуры и эмоционального интеллекта школьников.
Что такое «Культура речи»? Сочинения по русскому языку и литературе
... как они не имеют ничего общего с великой русской литературой. Однако, для развития своей речи можно обратиться к другим источникам. Например, можно посмотреть телеканал "Культура", где можно ... беречь наш язык. Русский язык нужно защищать от вульгаризмов, жаргонизмов, ненужных иноязычных заимствований и других ошибок. Культура речи и ее составляющие Культура речи является относительно молодым разделом ...
Развитие речи через тематику «Декабрь. Святки»
В шестом классе был проведен урок развития речи, в рамках которого ученики писали сочинение-миниатюру по музыкальной пьесе П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Тематика урока была связана с предстоящим Новым годом, что стимулировало детей к творчеству и развитию эмоциональной сферы.
Осваивая декоративно-прикладное искусство
Также в рамках исследования были проведены уроки развития речи, посвященные знакомству с декоративно-прикладным искусством. Учащиеся с удовольствием описывали хохломские предметы и развивали свое описание, позволяющее передать красоту и уникальность каждого изделия.
Воспитание качества доброты
Уроки на тему «Что такое доброта?» и «Письмо маме. Каким я представляю свое будущее» играют важную роль в воспитании у детей чувства любви, доброты, милосердия и гуманности. Школьники имеют возможность поделиться своими сокровенными мечтами и развить навыки эпистолярного жанра, что способствует развитию их речевых навыков и эмоционального интеллекта.
Заключение
Использование метода написания сочинений-миниатюр значительно повышает речевую культуру и способность школьников выражать свои мысли и чувства на более осознанном и свободном уровне. Открытые уроки, представленные в данной работе, позволяют разнообразить тематику и создать комфортную среду, в которой школьник может успешно справиться с экзаменом на ЕГЭ.
Развитие речи учащихся через систематическую работу
Систематическое проведение такой работы с постепенн��м её углублением и расширением позволяет сделать более продуктивным процесс обогащения лексического и грамматического строя речи учащихся, обеспечивает более высокий уровень речевого развития учащихся.
Речь школьников становится более выразительной: дети стремятся писать так, чтобы оказать воздействие на читателя, раскрывают своё отношение к тому, о чём рассказывают, дают свою оценку.
Часто сочинения отражают индивидуальный стиль автора. Отрадное впечатление производит язык большей части работ, в сочинениях меньше речевых ошибок, недочётов, в них больше синонимических замен, уместно употреблённых эмоционально окрашенных экспрессивных выражений.
Важность развития творческого мышления
Меня радуют живые работы моих учеников, где есть желание осмыслить мир по-своему, где пробивается детская самостоятельность. Не многие, сидящие за партами, станут впоследствии писателями. Но пусть они будут просто талантливыми людьми, добрыми, кормящими зимой голодных птиц, умеющими замирать перед картинами Шишкина, любующимися закатами и рассветами, ценящими дружбу.
Пусть не проходит с годами детское умение видеть цветок в пыли у дороги. Мне хочется, чтобы то, что ребята будут говорить и делать потом, в большой жизни, было таким же чистым и искренним, как содержание их школьных сочинений.
Литературное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ и семье
... уровень восприятия художественного произведения детей дошкольного возраста. Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы литературного развития старших дошкольников 1.1 Назначение художественной литературы и основная цель литературного развития дошкольников Художественная литература - одно из ...