«Мильон терзаний» Софьи Фамусовой (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Сочинение

[sms]

Когда рядом нет из­бранника — все мысли только о скорой встрече. В Софье во­плотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее не­радостна и несвободна. Девушка прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе. Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему человеку — Чацкому.

Софья настолько влюблена и одновременно удручена необ­ходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изме­няет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: «Да что мне до кого? До них? До всей вселенны?» Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределен­ности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, ти­хого и безропотного (таким предстает Молчалин из ее слов).

Со­фья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически:

«Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» Вероятно, ей кажется, что она по­ступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей «ухаживания» Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена — это один из самых драматичных моментов пьесы.

Отвлечемся от Софьи и вспомним другую литературную ге­роиню — Марью Болконскую из «Войны и мира». Вспомним, как отец ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой бед­ная княжна так и не смогла разобраться. Так ли нужна была эта геометрия Марье Болконской? Нет, разумеется. Князь стремился научить дочь мыслить: ведь математика развивает логическое мышление. Заставляя княжну изучать математику, князь лишь искал пути нового воспитания, ибо видел всю па­губность того образования, которое получали девушки-дворян­ки его эпохи. В «Горе от ума» есть исчерпывающее определе­ние такого образования:

Берем же побродяг и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему —

И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам.

Как отчетливо сформулированы в этой гневной реплике от­веты на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были «серыми» и необразованными: они знали не так уж и мало. Дело в другом: вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья не умеет ду­мать — вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой путь.

11 стр., 5102 слов

Почему в комедии недоросль так актуальна тема воспитания

... В связи с этой темой в комедии поднимается и другая – проблема воспитания. Как сделать так, чтобы исправить ситуацию, чтобы молодое поколение в лице Митрофанушки и других недорослей превратилось в ... согласно новому указу государыни дворяне должны иметь образование, иначе они не смогут служить. И вот, ... на жизнь с племянницей Софьей – и это преподносится в пьесе как еще один способ воспитания: передачи ...

С одной стороны, ее воспитывают книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью друг дру­гу. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя герои­ней романа. Плохо другое — она не видит различия между ро­мантическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь «от­бывает повинность».

С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой ста­рости. От княжон Тугоуховских до графини-бабушки. Таков удачный, благополучный путь светской дамы, совершить кото­рый стремится любая барышня — и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих — и так до того момента, когда «с бала да в могилу». И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин — просто идеал!

И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от «молчалинского типа». Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная, она гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается:

…будьте рады,

Что при свиданиях со мной в ночной тиши

Держались более вы робости во нраве,

Чем даже днем, и при людях, и въяве;