Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения в 2016-2017 учебном году

Сочинение

Итоговое сочинение (изложение) в 2016/17 учебном году

В соответствии с установленным графиком, итоговое сочинение (изложение) будет проводиться в течение учебного года по трем основным датам: первая среда декабря, первая среда февраля и первая рабочая среда мая. В текущем учебном году основной срок проведения итогового сочинения (изложения) состоится 7 декабря 2016 года.

Участники, получившие неудовлетворительный результат, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам, смогут повторно написать сочинение 1 февраля 2017 года и 3 мая 2017 года.

Для обучающихся 11 классов успешное написание сочинения является допуском к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования. Однако обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды имеют право писать итоговое изложение вместо сочинения.

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники должны подать заявление не позднее, чем за две недели до его проведения. Регистрация выпускников текущего года на участие в сочинении проводится в школах, где они обучаются. Выпускники прошлых лет могут принять участие в итоговом сочинении (изложении) по желанию в любой из указанных дней, заявления они должны подать в места, определенные региональным органом управления образованием.

Рекомендации определяют перечень документов, которые вместе с заявлением на участие в сочинении (изложении) должны подать выпускники прошлых лет и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

Для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания увеличивается на 1,5 часа.

2 стр., 662 слов

Итоговое (изложение)

... плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования, а также получить результат "зачет" за итоговое сочинение (изложение). Участники итогового сочинения (изложения) Итоговое сочинение (изложение) проводится для обучающихся XI (XII) классов и экстернов, являющихся выпускниками ...

Кроме того, в рекомендациях изложен порядок проведения сочинения, в том числе для различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, порядок проверки, оценивания и обработки результатов сочинения (изложения).

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году размещены на сайте Рособрнадзора, на сайте ФИПИ, а также на официальном информационном портале единого государственного экзамена в разделах для участников ЕГЭ и организаторов.

Рекомендации по подготовке к сочинению

Рекомендации по подготовке к сочинению содержат комментарии, поясняющие особенности открытых тематических направлений сочинений, утвержденных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах на этот учебный год:

1. «Разум и чувство»

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие»

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение»

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки»

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Исследование направлено на рассмотрение ценности человеческой дружбы и влияния вражды на отношения между людьми, сообществами и народами. Литературные произведения часто отражают теплоту и неприязнь в человеческих отношениях, а также превращение дружбы во вражду или наоборот, демонстрируют способность или неспособность человека ценить дружбу и разрешать конфликты.

В рекомендациях также представлены примеры анализа сочинений, оценивающие их соответствие требованиям по объему, самостоятельности, соответствию теме, аргументации, композиции, логике рассуждения, качеству письменной речи и грамотности.

Отдельный раздел рекомендаций посвящен подготовке к итоговому изложению.