Мастер-класс по теме «Подготовка к итоговому сочинению по литературе»
Цель: поделиться опытом с учителями по организации работы с учащимися по подготовке к итоговому сочинению.
I. Вступление мастер-класса.
СЛАЙД 1.
Сочинение – это слово, которое вызывает негатив, прежде всего, у учеников. Поэтому начать я хочу со стихотворения, которое можно предложить учащимся:
Успех
Не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь деревцем, что растет в долине, но только будь
Самым стройным деревцем у ручья
Будь кустом, если не можешь быть деревом
Не можешь быть кустом — стань травой
И сделай дорогу счастливее;
Не родился щукой — будь просто окунем,
Но лучшим окунем в озере!
Все не могут быть капитанами
Кто-то должен быть и матросом
Для всех нас здесь найдется работа
Работа бывает и большой, и малой,
И мы должны делать то, что должно быть.
Не можешь быть широкой дорогой — будь тропинкой,
Не можешь быть солнцем — будь звездой;
Победитель ты или проигравший — это неважно
Покажи лучшее, что в тебе есть!
Дуглас Мэллок
Найти свое место в жизни сложно. Но нужно помнить: успех не приходит к тому, кто не трудится. Чтобы быть кем-то, нужно что-то делать. Показать в себе лучшее. Пробуй…
II. Основная часть мастер-класса.
Работа над сочинением.
Свое выступление я назвала «Подготовка к итоговому сочинению», в этом году она стала экспресс-подготовкой. Актуальность этой темы, я думаю, все словесники понимают, написали сочинение нынешние 11-классники, но это ждет и последующие выпуски. История повторяется. Сочинение вернулось к нам.
Хочу начать выступление со слайда из презентации «Работа над ошибками» Красовской Светланы Игоревны, заведующей редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение». Знаю, что в методкабинете Марина Павловна уже показывала презентацию, но мне бы хотелось тоже акцентировать внимание на трудностях, с которыми встретились ученики.
СЛАЙД 2
Сегодня я поделюсь своим опытом подготовки к итоговому сочинению, учитывая именно эти трудности. Сейчас много информации об этом в Интернете, кое-что я позаимствовала оттуда (к чему изобретать велосипед, когда он уже изобретен), буду рада, если сегодняшнее мое выступление будет полезно для вас.
Мастер-класс «Подготовка к итоговому сочинению по направлению ...
... себе лучшее… Пробуй..... II. Основная часть мастер-класса. Работа над сочинением., Актуальность Сегодня я поделюсь своим опытом подготовки к итоговому сочинению, учитывая именно эти трудности. Сейчас много ... правит миром – разум или чувство? Разум и чувства: гармония или противоборство? Должен ли человек жить, повинуясь чувствам? Должен ли разум брать верх над чувствами? Наш разум приносит нам подчас ...
Продолжение исследования
Формулировка задания
Переходя к следующему этапу подготовки к сочинению, важно внимательно ознакомиться с формулировкой задания. Это поможет точно понять, что от вас требуется. Я рекомендую выделить ключевые слова или выражения, которые определяют основной смысл темы.
Критерии оценки
Понимание критериев оценки существенно для успешного написания сочинения. Разберитесь с ними внимательно, чтобы учесть все необходимые аспекты в своей работе.
Композиция сочинения
Важным этапом в написании сочинения является правильное построение композиции. Обратите внимание на вступление, основную часть и заключение. Они должны гармонично переходить друг в друга, обеспечивая логическую связность вашего текста.
Памятка для учащихся по подготовке к сочинению по литературе
Памятка, разработанная мной, предоставляет подробные инструкции по подготовке к сочинению. В печатном виде она будет содержать дополнительные пояснения и советы.
Как выбрать тему?
Перед тем как приступить к написанию, я рекомендую вам внимательно рассмотреть все предложенные темы и выбрать ту, которая кажется вам наиболее интересной и понятной. Подробное знание художественных произведений поможет вам сделать правильный выбор.
Формулировка тезиса
Определите основную идею, которую вы хотите выразить в своем сочинении. Ответьте на вопросы, предложенные в теме, и сформулируйте свой тезис. Если тема представляет собой цитату, объясните свою интерпретацию и сформулируйте тезис. Важно использовать толкование ключевых слов и понимать их взаимосвязь.
Работа с аудиторией
Сегодня мы переходим к практическому этапу. Размышляйте над предложенными темами, обращая внимание на то, какие аспекты вы хотите подчеркнуть в своем сочинении.
Темы для обсуждения:
- Что обрекает человека на одиночество (по произведениям М.Ю.Лермонтова)?
- Роль семьи в жизни человека.
- Есть ли на войне место милосердию, человечности?
Эгоизм, индивидуализм, безверие, неспособность дружить и любить обрекают человека на одиночество. Однако, я имею в виду образ Печорина из произведения Лермонтова «Герой нашего времени», который может добавить интересную динамику к этой теме.
Семья играет огромную роль в жизни человека. Здесь важно рассмотреть как положительные, так и отрицательные аспекты, что можно примерить на произведениях как Фонвизина («Недоросль»), так и на примере Андрея и Наташи из «Война и мир».
Эта тема заслуживает внимания, особенно в контексте произведений, рассматривающих войну. Здесь важно анализировать, можно ли найти проявления милосердия и человечности в условиях военных действий.
Продолжение следует…
Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
Основная мысль: столкновение взглядов, интересов, целей родителей и детей было и будет всегда, но необходимо искать взаимные уступки, разрешать конфликтные ситуации, искать компромисс, потому что в нем залог гармоничных отношений в семье.
«Роль старшего поколения в воспитании детей в семье»
... сказки, созданные многими поколениями предков. Бабушки и дедушки Понятие роли бабушки/дедушки и их виды. Семья - это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют ... преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития. Люди старшего поколения, которые носят гордые звания ...
Конфликты между родителями и детьми являются неотъемлемой частью семейных отношений. Они возникают из-за различных взглядов, интересов и целей, которые могут противоречить друг другу. Острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах приводит к столкновению взглядов, интересов и целей.
Однако, несмотря на то что конфликты в семье возникают постоянно, важно находить пути к их разрешению. Компромисс является одним из ключевых инструментов для достижения гармоничных отношений между родителями и детьми. Разрешение конфликтной ситуации путем взаимных уступок позволяет сохранить равновесие и согласие в семье.
Искать компромисс важно, потому что жизнь в постоянном конфликте тяжела. Человек стремится жить в гармонии и покое, а конфликты между близкими людьми могут серьезно нарушить эту гармонию. Поэтому необходимо искать пути к согласию и взаимопониманию, чтобы создать благоприятную атмосферу в семье.
Таким образом, столкновение взглядов, интересов и целей родителей и детей является неотъемлемой частью семейных отношений. Однако, для достижения гармонии и равновесия необходимо искать взаимные уступки и искать компромисс. Только в этом случае можно создать гармоничные отношения в семье и обрести душевное равновесие в трудной жизненной ситуации.
Нравственный выбор человека на войне
Основная мысль: на войне перед человеком встает сложный нравственный выбор: человек должен сделать шаг вперед или спрятаться за чужую спину, победить и погибнуть или струсить и отступить, умереть или сохранить свою жизнь.
Нравственный выбор — это выбор человека между какими-нибудь нравственными ценностями. Однако, на войне нравственный выбор становится особенно сложным, так как военные действия создают особые условия, в которых зачастую встает выбор между жизнью и смертью.
Человек, участвующий в военных действиях, может оказаться перед выбором: сделать шаг вперед и сражаться, рискуя своей жизнью, или спрятаться за чужую спину, надеясь сохранить свою жизнь. Этот выбор может быть связан с моральными дилеммами и трудными этическими вопросами.
Однако, каждый человек во время войны выбирает свой путь. Кто-то готов пожертвовать своей жизнью во имя победы и свободы, кто-то предпочитает сохранить свою жизнь, отступив и избегая опасности. Нравственный выбор на войне является индивидуальным и зависит от множества факторов, включая личные ценности и убеждения.
Таким образом, на войне перед человеком встает сложный нравственный выбор, связанный с выбором между жизнью и смертью. Каждый человек решает этот выбор самостоятельно, основываясь на своих ценностях и убеждениях.
Разрешение конфликта детей и родителей: кто должен идти на компромисс?
- Кто должен идти на компромисс? Дети? Родители?
- В каких произведениях встречается конфликт детей и родителей и как они находят компромисс?
Аргументы:
- Конфликт детей и родителей встречается в произведении «Война и мир». Семья Болконских. Марья Болконская, которая принимает своего отца таким, каков он есть. Именно ее любовь и принятие отца сглаживали напряженную обстановку в семье.
- Родители идут на компромиссы с детьми, потому что любят детей, несмотря ни на что, готовы понять их. Аркадий Кирсанов и Николай Петрович («Пилюля горька, а проглотить ее нужно») роман Тургенева «Отцы и дети».
Подобрала аргументы, а потом от них буду формулировать микротезисы.
Есть другой путь.
СЛАЙД 9
Этот вариант проще для детей. Его тоже можно применять. Но не всегда он работает.
СЛАЙД 10
На черновике составляю план работы
Практическая работа с аудиторией учителей.
Работа по группам.
Анализируя тему и выделяя в ней ключевые слова, сформулируйте тезис сочинения. Подберите аргументы, подтверждения и доказательства своей точки зрения.
Есть ли на войне место милосердию, человечности?
Что может помочь людям обрести душевное равновесие в трудной жизненной ситуации?
СЛАЙД 11
Осмысливаю вступление и заключение. Они должны быть логически связаны: идеи и мысли вступления должны быть логически связаны с умозаключениями в конце работы.
Особую трудность в написании сочинений представляют вступление и заключение.
Раздаю распечатки с видами вступлений.
Вступления к сочинению:
В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.
- Историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе);
Виды вступлений в сочинении
- Аналитическое – объясняется определенное понятие, связанное с темой сочинения, а также проводятся размышления над этим понятием или словом.
- Биографическое – представляет факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или поднятой в нем проблеме.
- Сравнительное – проводится параллель между литературными произведениями.
- Обществоведческое – основывается на общественных проблемах или темах.
При написании сочинения я предлагала детям использовать аналитическое вступление, также известное как ассоциативное вступление. В этом вступлении объясняется определенное понятие, связанное с темой сочинения, а также проводятся размышления над этим понятием или словом. Например, в темах, связанных с именем Лермонтова, можно использовать биографическое или историческое вступление, а также возможно ассоциативное вступление. В случае темы одиночества, выбирается вступление в зависимости от контекста.
Варианты заключений
В большинстве методических работ предлагается два варианта заключений: заключение-вывод и заключение-следствие. Вывод – это не простое повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это новая информация, которая имеет обобщающий характер. Заключение-следствие, с другой стороны, стремится сказать то, что выходит за рамки уже сказанного, такие как влияние произведения на читателя, его значение в литературном процессе, актуальность темы и проблемы.
А.А. Муратов предлагает использовать концовку-пуант, которая удивляет своей неожиданностью, новизной вопроса или внезапно пришедшей мысли. Например: «Катерина видела в смерти освобождение от жизни, от мысли о грехе, от ‘темного царства’. Конечно, всё могло обернуться именно так – иного выхода она не видела. А может быть, она просто хотела в единственный – последний – миг своей жизни ощутить себя птицей?!» Такая концовка всегда звучит эмоционально и указывает на неисчерпаемость темы.
Также удачными являются концовки, которые перекликаются с зачинами, особенно при использовании кольцевой композиции. Слова почти те же, но мысль должна быть новой. Напомним ученикам, что объем вступления и заключения должен составлять примерно четверть от всего сочинения.
Различия в заключениях между сочинениями по русскому языку и литературе
Столкнулась с трудностью, что дети путают заключение в сочинениях по русскому языку и по литературе. В сочинениях по тексту заключение предполагает выход из проблемы и указание путей решения. В итоговых сочинениях по литературе заключение имеет другую функцию.
Практическая работа с аудиторией учителей.
Что обрекает человека на одиночество…? Как не повториться с тезисом? Например, Человек не может быть одиноким, иначе он несчастен. Чтобы избежать одиночества, нужно жить в гармонии с людьми, преодолевать свой эгоизм, индивидуализм. Все творчество Лермонтова и его судьба доказательство этого.
Роль семьи в жизни человека.
«И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская)
Природа – огромный кладезь богатств для человека. Человек должен ценить это.
СЛАЙД 12
Варианты «мостиков» (переходов от одной части к другой)
От выделения в сочинении только трёх абзацев (вступление, основная часть, заключение) надо отказываться ещё в среднем звене. Учащиеся должны понимать, что в абзаце раскрывается одна тема. Каждое предложение как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой. Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному.
Тип мостика | Его характеристика | Примеры |
1. Риторический вопрос | Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора | «Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?» «Как поступает наш герой?» «Может писатель не прав?» |
2. Прямая связь | Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях | «Рассмотрим теперь» «Проанализируем этот рассказ» «Ещё хочу сказать, что» |
3. Переход-соединение | Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий | «Это качество проявляется также в том» «Следующая черта, которую необходимо отметить» «Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..» |
4. Переход-противопоставление | Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но | «Совсем иные взгляды свойственны» «Для Булгакова же эта мысль неприемлема» «Другие методы использует Толстой» |
5. Внутренняя связь | Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла |
Личность и её проявление в сочинении по литературе
В этой работе мы рассмотрим одно из важнейших условий хорошего сочинения — проявление личности автора. Как правило, каждое сочинение содержит не только пересказ произведения, но и личное отношение к нему. В этом заключается его главная ценность.
Что такое личность и почему так важно её проявление в сочинении?
Личность — это индивидуальные черты и качества человека, которые отличают его от других людей и формируют его уникальность. Когда эти черты проявляются в письменном произведении, оно приобретает большую эмоциональную и художественную ценность.
Личностная позиция проявляется не только в обоснованных мнениях и аргументах, но и в выборе темы, в её раскрытии, в подборе примеров и образов.
Примеры фраз, проявляющих личностную позицию в сочинении
- Вряд ли следует удивляться тому, что…
- Почему, однако, нельзя воспользоваться…
- Даже если считать… одним из, то и в этом случае…
- Было бы в высшей степени неправильным сопоставление…
- В литературе уже было обращено внимание на то, что…
- Может возникнуть вопрос…
- Возникает вопрос:
- Вопрос этот может возникнуть у многих, поэтому…
- Конечно, не следует закрывать глаза на то, что…
Важно понимать, что не только сами фразы отражают личностную позицию автора, но и общая структура текста, выбор терминов, используемые примеры.
Об игре света и тени в литературе
Рассмотрим пример, показывающий проявление личности автора в сочинении по литературе. Тема — игра света и тени в литературе.
Я считаю, что игра света и тени — одно из важнейших средств художественной выразительности. Она позволяет подчеркнуть ключевые мотивы произведения, создать неповторимую атмосферу и строить интересный сюжет.
Особенно мне запомнилось использование игры света и тени в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Здесь мы видим, как светлые и тёмные моменты в жизни героя придают ещё большую глубину его переживаниям. Свет, как правило, символизирует добро, искренность, а тень — зло, ложь и ненависть. Использование этой символики создаёт напряжённость в прозе и усилекает эмоции.
Каким бы образом использование игры света и тени проявилось в другой книге, например, в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого? Можем ли мы найти здесь аналогию? И какая из книг более ярко проявляет свою историю?
Таким образом, игра света и тени в литературе является главным средством выразительности, которое глубоко погружает нас в изучаемые произведения, позволяет лучше понимать творческие задумки авторов и дух времени, в котором они жили и работали.
Выводы
Таким образом, личность автора — это то, что делает сочинение уникальным и ценным для читателя. Использование личностной позиции проявляется не только в списке фраз, но и в тонком подборе слов, анализе образов и сюжетных линий. При правильном использовании этого приёма сочинение становится гораздо более интересным и привлекательным для читателя. Я надеюсь, что вам удалось более глубоко понять, что такое личностная позиция, и как её можно проявить в сочинении по литературе.
Продолжение исследования требует предварительного анализа и дальнейшего расширения методики.
Как было показано в предыдущих примерах, простейшие формы работы со схожими или контрастными изображениями в тексте могут привести к интересным результатам. Однако, необходимо тестирование методики на более сложных примерах, а также расширение самих категорий ассоциаций.
Важно заметить, что при работе с ассоциативностью необходимо учитывать высокую индивидуальность авторского стиля. Ассоциационные категории могут различаться в разных текстах одного автора и требуют индивидуальной настройки.
Полемика как способ придания работе эмоциональности
Одним из дополнительных способов придания работе эмоциональности является использование полемики. Ввод воображаемого оппонента и отстаивание точки зрения может сделать работу живее и интереснее для читателя. Однако, необходимо не переводить это в сферу агрессии и сохранять уважительное отношение к точке зрения оппонента.
Кроме того, полемика может иметь только дополнительное значение, если в ней не затрагивается основная тема работы.
Лирические отступления и их роль в работе
Лирические отступления также могут придать работе индивидуального характера и помочь понять автора сочинения. Однако, необходимо помнить, что они должны быть связаны со смыслом текста и не быть случайным вкраплением.
Примером таких оттуплений может служить мысль об опоре на кого-то. Это связано с темой «Спор поколений: вместе и врозь». Речь идет о маме и ее незаменимости в жизни каждого человека. Для кого-то ты можешь быть всем, для кого-то незаменимым. Свобода выбора, которая стала сутью спора, в данном контексте теряет свою значимость, ведь есть вещи, которые выше свободы.
Итоги и дальнейшие планы исследования
Использование ассоциативности, полемики и лирики может придать работе индивидуальный характер и сделать ее более интересной для читателя. Однако, необходимы дальнейшие исследования и опыт работы с более сложными примерами.
Также необходимо учитывать, что использование этих методик может различаться в зависимости от индивидуального стиля автора. Поэтому требуется более детальный анализ работы с ассоциативностью и оптимизация ее применения в разных областях.
Если ты считаешь себя разбитымТы действительно разбитЕсли ты думаешь, что не посмеешь,значит, не решишьсяЕсли тебя хочется выиграть,но ты думаешь, что не сможешь,То почти наверняка проиграешь,В битвах жизни не всегда побеждаетСамый сильный или самый быстрый,Но рано или поздно тот, кто побеждает,Оказывается тем, кто считает себя на это способным.