ПРОЕКТ
«УТВЕРЖДАЮ»
Первый заместитель
директора ГБУ РЦРО
Федорова Т.В. ___________
«__» _________ 2018 г.
Демонстрационный вариант, Контрольных измерительных материалов, Для проведения регионального экзамена 2018 года, По РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 7 классе
подготовлен государственным бюджетным учреждением
«Региональный центр развития образования Оренбургской области»
Региональный экзамен по русскому языку в 7 классе, Ф.И.О. обучающегося ______________________________________________, Наименование организации _____________________________________
Класс ___________________
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 2-х частей.
Часть 1 включает 16 заданий (1-16).
Ответами на эти задания являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.
расписанию
шорты, плечом
1245
окутанный тайной
Ответ к заданию 12: |
|
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 2 состоит из одного вариативного задания, требующего развёрнутого ответа и представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Приступая к выполнению второй части работы, выберете одно из двух предложенных заданий (17.1 или 17.2).
Это задание выполняется на отдельном листке (бланке).
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответами на задания 1-16 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово(-а) правильно.
спелых АПЕЛЬСИНОВ
САМЫЙ СИЛЬНЫЙ спортсмен
ноги на ширине ПЛЕЧ
ПОЛОЖЬ на место
Ответ: ____________________________________________________
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
р..стовщический
бракосоч..тание
разн..мать
насл..ждение
Ответ: ____________________________________________________
Определите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О после шипящей согласной. Выпишите эти слова.
реш..тка
сургуч..м
исключ..нный
горяч..
Ответ: ____________________________________________________
Выпишите причастие с пропущенной в суффиксе буквой И.
необита..мый остров
недостро..нный дом
истрат..вший деньги
согрева..мый солнцем
Ответ: ____________________________________________________
5 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
День был безветре(1)ый, вдоль берега, усея(2)ого острыми камнями, разведчики вышли к непаха(3)ому полю, командира беспокоили пута(4)ые известия от разведчиков второй роты.
Ответ: ____________________________________________________
Определите предложения, в которых НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти слова.
(НЕ)ПРИНЯТЫЙ парламентом закон ещё долго обсуждали.
Ученье – свет, а (НЕ)УЧЕНЬЕ – тьма.
С нашего крыльца была видна река, так долго (НЕ)ВСКРЫВАВШАЯСЯ ото льда нынешней весной.
Громадные папоротники перегородили нам путь, (НЕ)ВЫПУСКАЯ из своего нескончаемого царства.
Ответ: ____________________________________________________
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Солнце (1) медленно (2) садящееся за горизонт (3) погружает окрестности в лиловый сумрак (4) придавая закату необыкновенно волшебный вид.
Ответ: ____________________________________________________
Определите словосочетание, где выделенное слово является главным. Выпишите это словосочетание.
пришёлв школу | пишущий письма |
из горящегоздания | учитывая ситуацию |
Ответ: ____________________________________________________
9 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Все гости получили памятные сувениры, чему несказанно обрадовались.
Ответ: ____________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 10-17.
(1)Манежная рысь вытряхивает из меня кишки. (2)Я уже кое-что могу, но выдерживать всю тренировку с той нагрузкой, которую даёт нам наш тренер, невозможно.
(3)Сам он стоит посреди манежа с длинным бичом в руках. (4)Бич щёлкает. (5)Тренер покрикивает:
- (6)Пятку вниз! (7)Строже повод! (8)Колено плавает! (9)Спину прямее! (10)Терпи! (11)Детских коней не бывает!
«(12)Неужели всё это можно соблюсти одновременно?!» – думаю я, а тренер словно отвечает:
– (13)Только при полном соответствии посадки вы сможете ездить, а не кататься! – (14)И гремит на весь манеж: – (15)Не сутулиться! (16)Вы на коне! (17)Выше мирской суеты! (18)Терпи! (19)Положение обязывает! (20)Всадник – это не всякий, севший на лошадь! (21)Всадник – моральный облик! (22)Характер! (23)Воля! (24)Всадник мужествен и потому добр! (25)Всадник держит слово, ибо сказано: «(26)Сегодня не сдержал слово, завтра не сделал дела, послезавтра забыл, что ты человек!»
(27)И так день за днём. (28)Поводят боками усталые кони, ноют суставы, а тренер щёлкает, будто стреляет, бичом, посмеивается. (29)Крепкие, но не обидные шутки вылетают из-под его седых усов. (30)Сам он в седле сидит безупречно.
(31)А тренировки день ото дня усложняются.
(32)И вот наступает день, который я буду помнить всю жизнь. (33)Это произошло как-то неожиданно: мгновенно исчезла скованность, всё стало легко. (34)Все десятки правил слились в единственно правильную посадку. (35)Конь стал послушен и весел. (36)Мы плыли в галопе, взвивались над барьером и были счастливы оба… (37)Нет, вместе со мной и с конём радовался тренер!
- (38)Всадник – это умение понять другого!
…(39)Я не стал профессионалом. (40)Всё реже и реже заходил я в манеж. (41)А тренер всё так же бессменно стоял на кругу, и другие мальчишки, закусывая от напряжения губы, роняя пот и слёзы, овладевали искусством верховой езды. (42)Они вырастали, а тренер, казалось, не менялся.
(43)И вот однажды в моей комнате раздался телефонный звонок, и детский голос прокричал сквозь рыдания:
- (44)Он умер!
(45)Я уронил трубку.
(46)Мы не знали, что у нашего железного старика больное сердце. (47)Мы не догадывались, с каким трудом даётся ему каждая тренировка.
(48)В свой последний день он заменял другого прихворнувшего тренера. (49)Его попросили заменить товарища, потому что знали – старик не откажет. (50)И он пришёл как всегда, выбритый и надушенный, подтянутый, в начищенных до зеркального блеска высоких сапогах.
(51)Шёл снег, дул холодный ветер. (52)Он заковывал коней в корку изморози, рвал полы длинной кавалерийской шинели нашего тренера, который, как всегда, твёрдо стоял на кругу и покрикивал:
- (53)Гляди веселей! (54)Всадник – бодрость! (55)Всадник – ясность души!
(56)Потом он зашёл в конюшню, попрощался с лошадьми и ночью умер.
(57)В манеже стало тихо. (58)Всё словно обесцветилось. (59)Но прошла неделя, другая…
- (60)Всадник – это ясность души! (61)Вы же над толпою! – услышал я знакомые слова. (62)Молодой парень стоял на кругу с бичом в руках. – (63)Всадник не тот, кто сидит в седле! (64)Вы на коне, стало быть, – счастливы!
(65)Он был совсем другой. (66)Наш тренер был маленький, этот – высокий. (67)Наш тренер был седой, этот – темноволосый.
(68)Он не подражал нашему старику, он был его учеником. (69)Он был похож на него, как сын походит на отца. (70)А учил тому же, что и наш старый тренер: не просто ездить верхом, но быть человеком!
(По Б.А. Алмазову*)
* Борис Александрович Алмазов (род. 1944) – советский и российский бард, писатель, журналист, атаман Северо-Западного округа «Союза казаков» (Санкт-Петербург), автор нескольких детских книг и сценариев для научно-популярных фильмов.
10 Укажите номер предложения, в котором содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему новый тренер был похож на старого наставника?».
(69)Он был похож на него, как сын походит на отца.
(70)А учил тому же, что и наш старый тренер: не просто ездить верхом, но быть человеком!
(67)Наш тренер был седой, этот – темноволосый.
(62)Молодой парень стоял на кругу с бичом в руках.
Ответ: ____________________________________________________
11 Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложениях 66 и 67:«Наш тренер был маленький, этот – высокий. Наш тренер был седой, этот – темноволосый».
антитеза
сравнение
фразеологический оборот
метафора
Ответ: ____________________________________________________
Установите соответствие между выделенными словами в предложениях из текста и их морфологической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |
1)Сам он стоит ПОСРЕДИ манежа с длинным бичом в руках | А) глагол |
2)Конь стал ПОСЛУШЕНи весел. | Б) местоимение |
3)В манеже СТАЛОтихо. | В) производный предлог |
4) САМ он в седле сидит безупречно. | Г) краткое причастие |
Д) краткое прилагательное |
Ответ: |
|
13 Укажите способ образования слова «безупречно» (предложение 30).
Ответ:_______________________________________________________________
14 Из предложений 48-50 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполное действие».
Ответ: ______________________________________________________________
15 Замените книжное слово «ибо» в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ______________________________________________________________
16 Среди предложений 34-42 найдите предложение с деепричастными оборотами. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ______________________________________________________________
Часть 2
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 17.1 или 17.2. Перед сочинением запишите номер выбранного Вами задания: 17.1 или 17.2.
17.1 На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Почему автор считает, что старый тренер учил “не просто ездить верхом, но быть человеком”?».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных Вам предложений или применяйте цитирование., Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
17.2 Как Вы понимаете значение слова ДОСТОИНСТВО ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое достоинство?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком., Ключи к заданиям 1-16
Номер задания | ответ |
положи | |
наслаждение | |
сургучом, горячо | |
истративший | |
не принятый, не скрывавшийся, не скрывая | |
пришёл в школу | |
памятный | |
антитеза | |
В, Г, А, Б | |
суффиксальный | |
прихворнувшего | |
Потому что/ так как | |
Часть 2
Проверка задания 17.1
Ответ на задание 17.1 (сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста) оценивается по следующим критериям.
Таблица 1
№ | Критерии оценивания развёрнутого ответа (сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста) | Баллы |
С1К1 | Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос на основе интерпретации текста. | |
Экзаменуемый (в той или иной форме в одной из частей сочинения) дал обоснованный ответ на поставленный вопрос. Ошибок в интерпретации текста нет. | ||
Экзаменуемый (в той или иной форме в одной из частей сочинения) дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но допустил 1ошибку в его интерпретации. | ||
Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос, или экзаменуемый допустил 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста. | ||
С1К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл и з текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют обоснованному ответу на поставленный вопрос. | ||
Экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует обоснованному ответу на поставленный вопрос. | ||
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста. | ||
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, соответствующего обоснованному ответу на поставленный вопрос, или приведённые экзаменуемый примеры-аргументы не соответствуют обоснованному ответу на поставленный вопрос. | ||
С1К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
— в работе нет нарушений абзацного членения текста. |
||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | ||
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. | ||
С1К4 | Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. | ||
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1ошибка в построении текста. | ||
В работе допущено 2 ошибки и более в построении текста. | ||
С1К5 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, илидопущено не более 1ошибки. | ||
Допущено 2-3 ошибки. | ||
Допущено 4 ошибки и более. | ||
С1К6 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, илидопущено не более 2 ошибок. | ||
Допущено 3-4 ошибки. | ||
Допущено 5 ошибок и более. | ||
С1К7 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, илидопущена 1 ошибка. | ||
Допущено 2 ошибки. | ||
Допущено 3 ошибки и более. | ||
С1К8 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, илидопущено не более 2 ошибок. | ||
Допущено 3-4 ошибки. | ||
Допущено 5 ошибок и более. | ||
С1К9 | Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов нет. | ||
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов. | ||
Допущено 2 ошибки и более в изложении материала или в употреблении терминов. | ||
Максимальное количество баллов за задание 17.1 | 19 баллов |
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Проверка задания 17.2
Ответ на задание 17.2 (сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста) оценивается по следующим критериям.
Таблица 2
№ | Критерии оценивания развёрнутого ответа (сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста) | Баллы |
С2К1 | Толкование значения слова. | |
Экзаменуемый (в той или иной форме в одной из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его. | ||
Экзаменуемый (в той или иной форме в одной из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его. | ||
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует. | ||
С2К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста. | ||
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргументиз прочитанного текста. | ||
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта. | ||
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента. | ||
С2К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
— в работе нет нарушений абзацного членения текста. |
||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | ||
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. | ||
С2К4 | Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. | ||
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1ошибка в построении текста. | ||
В работе допущено 2 ошибки и более в построении текста. | ||
С2К5 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, илидопущено не более 1ошибки. | ||
Допущено 2-3 ошибки. | ||
Допущено 4 ошибки и более. | ||
С2К6 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, илидопущено не более 2 ошибок. | ||
Допущено 3-4 ошибки. | ||
Допущено 5 ошибок и более. | ||
С2К7 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, илидопущена 1 ошибка. | ||
Допущено 2 ошибки. | ||
Допущено 3 ошибки и более. | ||
С2К8 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, илидопущено не более 2 ошибок. | ||
Допущено 3-4 ошибки. | ||
Допущено 5 ошибок и более. | ||
С2К9 | Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов нет. | ||
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов. | ||
Допущено 2 ошибки и более в изложении материала или в употреблении терминов. | ||
Максимальное количество баллов за задание 17.2 | 19 баллов |
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
При оценке грамотности (СК5-СК8) следует учитывать объём сочинения.
Указанные в таблицах нормативы применяются для проверки и оценки сочинения, объём которого составляет 70 слов и более.
Если объём развернутого ответа составляет 50-69 слов, то по каждому из критериев СК5-СК8 не ставится больше 1 балла:
- СК5 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
- СК6 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
- СК7 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
- СК8 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в развернутом ответе в целом насчитывается менее 50 слов, то такая работа по критериям СК5-СК8 оценивается нулём баллов.
- 19 баллов.