IV
V
1. Повторное чтение текста
2. Обобщение
3. Рефлексия
VI
Ход занятия:
-
Организационный момент
– Здравствуйте! На уроках литературы мы познакомились с двумя пьесами Н.А. Островского «Свои люди – сочтемся» и «Гроза». Сегодняшнее наше занятие мы посвятим подготовке к сочинению-рассуждению, т.е. части С ЕГЭ по русскому языку. А говорить мы будем об одной из вечных и актуальных проблем, поднятых в этих произведениях, – теме «отцов и детей».
II . Актуализация
– В 11 классе Вам предстоит сдавать экзамены, и одним из самых сложных считается обязательный экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ. Мы уже начали с вами подготовку и сегодня познакомимся с особенностями задания С: с объемом сочинения, алгоритмом выполнения задания, структурой создаваемого текста, возможными вариантами выполнения задания. Одним из важных условий успешной сдачи экзамена является знание критерий оценивания. Сегодня нам предстоит решить все эти задачи.
Вы уже знаете, что экзаменационное задание ЕГЭ по русскому языку состоит из трех частей:
Часть А: 30 заданий с выбором ответа – 30 баллов.
Часть В: 8 заданий с кратким ответом – 11 баллов.
Часть С: сочинение-рассуждение по заданному тексту. Объем не менее 150 слов – 23 балла.
Общее количество баллов – 64 .
В дальнейшем набранная сумма баллов по каждой части умножается на определенный коэффициент и максимально возможная сумма баллов, которую может получить ученик, – это 100 баллов.
Часть С (сочинение по исходному тексту) представляет особую трудность. Не секрет, что мало кто сейчас любит писать сочинение, а тем более умеет это делать. При этом сочинение, которое нужно написать при выполнении части С имеет свои специфические особенности, соблюдение которых приносит ученику столь необходимые баллы, а несоблюдение – лишает их.
Как выставляются оценки за сочинения по русскому языку: критерии оценивания
... как скорость письма учащегося и уровень его развития, и так далее. За сочинение по русскому языку ... конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Для ... на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока ... ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки ...
И мне хочется сегодня поделиться с вами теми знаниями, тем материалом, который в дальнейшем поможет вам правильно построить свой экзаменационный текст и успешно сдать экзамен по русскому языку.
Разработчики контрольно измерительных материалов (так называемых КИМ) отбирают тексты из произведений, в основном, современных авторов на различные темы. К каждому тексту дается следующее задание:
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте
Сформулируйте
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
III. Практическая работа по подготовке к написанию сочинения.
И прежде чем мы перейдем собственно к тексту, вспомним структуру сочинения-рассуждения
– Скажите, пожалуйста, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять?
1. План сочинения-рассуждения
-
Вступление.
-
Основная часть:
тема;
проблема;
комментарии к проблеме;
позиция автора;
собственное мнение (2 аргумента по проблеме).
-
Заключение.
Таким образом, сочинение по заданному тексту должно имеет примерно 7-8 частей. Каждую часть
– Прежде чем мы приступим к чтению текста, познакомьтесь с рекомендациями «Как правильно понять исходный текст?»
2. Как правильно понять исходный текст
-
О чем текст? (Ты увидишь тему).
-
Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы).
-
Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста)
-
Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию)
3. Знакомство с автором текста
- Итак, представьте, что вы на экзамене, и перед вами лежит текст, автором которого является А. Лиханов. Что вам известно о нем? (ответы учащихся) (портрет на слайде)
Выступление подготовленного ученика по биографии писателя.
Формулируем проблему Можно (и это выигрышнее) начать с риторического ...
... согласна с мнением автора текста: благородного человека отличает искренняя любовь к людям, желание помогать им, способность сочувствовать, сопереживать, ... развития духовной составляющей человека. Сочинение №2 (по тексту Ю. Цетлина о благородстве) В наши дни благородный человек – большая ... и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, ...
– Обычно после текста дается некая информация об авторе. Обратите внимание, что о нем написано?
Альберт Анатольевич Лиханов – детский писатель. Сфера его научных интересов – права ребенка, защита отечественного обездоленного детства.
Как вы думаете, эти сведения могут помочь вам при написании сочинения? (ответы учащихся).
– Информация об авторе, данная после текста, может натолкнуть вас на главную проблему, поднимаемую в отрывке.
4. Чтение текста
(1)Мальчики и девочки в свои семнадцать лет сейчас почти всегда выглядят как взрослые «дяди» и «тёти», а чуть копни глубже – часто ну такая неподготовленность к взрослой жизни: безответственность (неумение и нежелание отвечать за свои поступки), пассивность, чёрствость, бездушие… (2)Но откуда всё это вдруг берётся? (3)Да и берётся ли вдруг? (4)Часто приходится слышать: современная молодёжь горя не видела… (5)И это ставится чуть ли не в упрёк. (6)А разве только при виде горя люди становятся добрее? (7)Разве не рядом с прекрасными бабушками, дедушками, мамами, папами, не рядом с прекрасными близкими людьми вырастают эти носители чёрствости, бездушия, у которых доброта есть где–то внутри и у которых она часто в зачаточном состоянии? (8)Будет ли она со временем развиваться? (9)И не пытались ли родные своими делами отгородиться от подростка, как бы говоря: вот тебе всё, что необходимо, вот одежда, обувь, еда, вот тебе деньги, – только будь таким, каким мы хотим тебя видеть, и не причиняй нам хлопот… (10)Разве может возвысить человека такое «добро» – сначала отправить учиться своё чадо в «престижную» школу, «престижный» вуз, а отдыхать только на «престижный» курорт, а потом напоминать об этом при каждом удобном и неудобном случае? (11)Вот, мол, бери, пользуйся, но помни… (12)Вряд ли такое «добро» сделает добрее. (13)Скорее будет наоборот. (14)И ещё. (15)Дети получают в школах, «престижных» и обычных, необходимые знания: по математике, физике, литературе – много всего. (16)Детей учат музыке, рисованию. (17)Дети занимаются спортом – их учат быть сильными, красивыми. (18)А вот доброте, сочувствию (умению вместе чувствовать, сопереживать), такту, ответственности, наконец, могут научить только близкие люди. (19)Не формально близкие, а те, кому веришь безоговорочно, кто понимает тебя, кто не только хочет видеть тебя настоящим Человеком, но и растит в тебе этого Человека. (20)…Однажды мой сын спросил у одного из своих друзей, почему его мама не попыталась устроить свою личную жизнь. (21)Тот чуть ли не возмущённо ответил: «Но у неё есть я!..» (22)Он принимал как должное то, что его молодая, красивая, добрая мама не имеет права ни на какую больше жизнь, кроме заботы о нём, тревоги за него. (23)Сейчас, спустя десять лет, друг сына уже женат, у него своя семья, своя, отдельная от матери, жизнь. (24)Он получил от близкого человека всё, что ему было нужно. (25)Но оправдана ли была та материнская жертва? (26)Он никогда об этом не задумывался. (27)Его этому не научили. (28)Страшно, когда человек остаётся в душевном одиночестве. (29)Почему–то, когда нет веры в кого–то одного, когда нет близкого умного друга, постепенно теряешь веру в остальных людей. (30)Подростку, который остаётся в одиночестве, ещё тяжелее. (31)Может быть, он не будет злым, жестоким. (32)Но и добрым он не будет. (по А. Лиханову)
Проблема человеческого достоинства в драме Гроза
... и показать, что ее достоинство никому не нужно в этом мире. Она не смогла бороться до конца. Но в то же время обладает достаточным человеческим достоинством. ` Проблема человеческого достоинства в драме Гроза Популярные сочинения «Алиса в ... по характеру и мировоззрению, они обладают общим взглядом на то, как должен вести себя человек, который обладает достоинством. А.Н. Островский в пьесе «Гроза» ...
4. Анализ текста., А) Определение стиля и типа речи.
Итак, начнем работу над текстом.
рассуждение с элементами повествования, публицистический
Какова тема текста?
Прежде напомните, что такое тема текста.
тема «отцов и детей»
Б) Нахождение проблемы текста.
Какова проблема данного текста? Что такое проблема?
Проблема – это основной вопрос, который поднял автор.
– А для определения проблемы нашего текста выполните следующее задание : Соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах. Обратите внимание на то, что к одной теме может относиться несколько проблем.
Это задание поможет вам разобраться в понятиях «тема» и «проблема».
Темы
Проблемы
1Война
2. Музей
3. Природа
4. Роль книги
5. Честь и достоинство
6. Человек, любящий свою Родину
7. Спор, дискуссия
8. Язык
-
Проблема нравственного воспитания
-
Проблема потребительского отношения человека к природе.
-
Проблема патриотизма
-
Проблема сохранения человеческого достоинства
-
Проблема экологии языка
-
Экологическая проблема
2 стр., 570 словКак найти проблему текста
... сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. Но об этом позже. С их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом тексте. ... В чем причина...? Какова роль... в жизни человека? Что такое...? Что важнее: _ или _? Что необходимо...? В чем различие между _ и _? Что такое истинная (ое, ый)...? Что значит ...? Вернуться в ...
-
Проблема общения
-
Проблема исторической памяти
-
Проблема сохранения духовного наследия
-
Проблема бережного отношения к языку
-
Проблема мужества
-
Проблема сохранения человеческого достоинства в экстремальной обстановке
-
Проблема этики, хороших манер
Образец выполнения
Темы
Проблемы
Роль книги
Проблема нравственного воспитания
Человек, любящий свою Родину
Проблема патриотизма
Война
Проблема сохранения человеческого достоинства
Проблема патриотизма
Проблема мужества
Природа
Проблема отношения человека к природе
Экологическая проблема
Честь и достоинство
Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке
Музей
Проблема исторической памяти
Проблема сохранения духовного наследия
Язык
Проблема экологии языка
Спор, дискуссия
Проблема общения
Проблема этики, хороших манер
ответы учащихся
Основной проблемой, поднимаемой в тексте, является
В) Комментарии к исходному тексту
Итак, проблема сформулирована, теперь нужно ее прокомментировать. Что же такое комментарий?
Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
В комментарии не должно быть:
-
пересказа исходного текста;
1 стр., 396 словРассуждение по тексту В. Г. Короленко
... автора в решении сложных жизненных вопросов. Таким образом, позиция автора текста, по моему мнению, ... проблема достижения поставленных целей волнует всех, следовательно, никогда не утратит своей значимости. Прочитав стихотворение В. Г. Короленко ... ведь тогда человек обретает истинное счастье. Так, в пьесе «На дне» М. ... примере ночлежников Горький предупреждает читателей о том, что отсутствие целей в ...
-
рассуждения по поводу всех проблем текста;
-
общих рассуждений о тексте.
– Перед выполнением заданий по поиску комментариев к сформулированной проблеме ответьте на вопросы:
-
К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)
-
Актуальна эта проблема в наши дни? В чём её значимость для общества?
-
Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определённого возраста, рода занятий и т.п.?
-
Почему эта проблема привлекла внимание автора?
-
Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
-
К каким выводам автор подводит читателя?
Комментарий
Г) Нахождение позиции автора
– Переходим к определению авторской позиции. Позиция автора может быть выражена как прямо, так и в подтексте; способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и типа речи; в текстах художественного и публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте. В сочинении вы можете раскрыть позицию автора, как в сжатом, так и в развёрнутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста.
И те и другие, по мнению автора, совершают большую ошибку
– Со следующего абзаца вы должны высказать собственное мнение (собственную позицию) по поводу проблемы, поднятой автором, присоединившись или нет к его точке зрения. Ни в коем случае нельзя останавливаться на фразе: «Я согласна с мнением автора». Наиболее удачные варианты следующие:
Возможные варианты формулировки собственного мнения учащегося:
-
я согласна с мнением автора в том, что…
-
автор прав в том, что…
-
я согласен с позицией автора и считаю, что…
и далее вновь повторяем позицию автора только другими словами.
Д) Аргументация
– Затем вы должны доказать свою позицию, привести аргументы в ее защиту. Высказывание собственного мнения и его аргументация, вывод являются своеобразным мини-сочинением-рассуждением. А значит иметь тезис, доводы и вывод.
Учимся писать -рассуждение по тексту публицистического стиля. ...
... по мнению автора, если перечерк нуть общечеловеческие ценности?» Выражение позиции учащегося по отношению к содержанию, проблемам, отраженным в тексте Является ли актуальной, на ваш взгляд, тема, затронутая в тексте? Выскажите свое мнение и ...
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА
Вы должны аргументировать свое мнение, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
I
1. Факты.
2. Выводы науки.
3. Статистика (количественные показатели).
4. Законы природы.
5. Свидетельства очевидцев.
6. Данные экспериментов и экспертиз.
II
-
-
Конкретные примеры:
-
а) пример – сообщение о событии (берется из жизни, рассказывается о действительно имевшем место случае)
б) литературный пример.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/malchiki-i-devochki-v-svoi-semnadtsat-let-seychas-pochti-vsegda/
2. Предположительный пример (рассказывается о том, что могло быть при определенных условиях).
III
-
Мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа и т.д.
-
Мнение специалиста, эксперта.
-
Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
во-первых, во-вторых
– В рамках нашего интегрированного урока русского языка и литературы мы приведем аргументы из литературных произведений, а именно из пьес Н.А. Островского «Свои люди – сочтемся» и «Гроза».
Выступление двух подготовленных учащихся о проблеме отцов и детей (поколений) в данных пьесах .
Кто хочет попробовать
Аргументация
Н.А. Островский в пьесе «Свои люди – сочтемся» описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. В основе сюжета произведения лежит распространенный в XIX веке случай мошенничества в купеческой среде, где главную роль играют материальные отношения. Они же определяют все особенности быта, морали, поведения описанных автором героев. Однако изображение жизни в этой комедии сложнее, и, как всегда это будет у Островского, в самой интриге пьесы все житейские материальные проблемы выведены в область нравственных. «Порча нравов», обозначить которую в пьесе призвано поведение «детей», выражается и в том, что если Большов, задумывая фальшивое банкротство, во всем полагается на незыблемость своего патриархального дома и верность детей и домочадцев, то Подхолюзин всех подкупает: сваху, стряпчего и даже мальчика Тишку. Однако в целом для Островского в этой пьесе очень важно, что порча не привнесена извне, ее провоцирует нарушение нравственных законов самим главой патриархального дома, «отцом», а уже грехи детей – печальное следствие, результат действий старших. В пьесе показан мир безнравственных людей, в котором каждый живет по собственным законам. И «дети», взрослея, перенимают отношение «отцов» к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего сомнения в том, как поступить в дальнейшем.
Жизнь и творчество А.Островского
... По пьесе Бесприданница По сказке Снегурочка Позиция автора в Грозе (позиция Островского, авторская позиция) Почему погибла Катерина Кабанова (по пьесе Гроза) Проблема любви в пьесе Гроза Островского Протест Катерины против темного царства Рассуждение по пьесе Островского ...
В драме «Гроза» показана другая интерпретация проблемы отцов и детей. В трагедии описывается быт провинциального поволжского городка Калинова, живущего по не лучшим положениям «Домостроя». Калиновское общество устарело и переживает кризис, ломку, вследствие чего само по себе конфликтно: старшее поколение (Дикой, Кабаниха) поучает младшее (Борис, Тихон, Варвара, Катерина), причем делает это в настолько явной, неприкрытой форме, что весь город знает об отношениях в семье, хотя, например, Кабанова предпочитает тиранить ближних не на людях, а дома (как говорит Кудряш: «Ну, да та хоть по крайности, все под видом благочестия, а этот (Дикой) как с цепи сорвался!»).
Основой семейных отношений Кабаниха считает порядок, при котором жена должна бояться мужа и свекровь. Размеренно и монотонно изматывает Кабаниха домашних своими нравоучениями. Она неустанно повторяет, что заботиться о детях, старается показать свою религиозность. Кабанова поддерживает суеверие и предрассудки, решительно пресекает всякие проявления свободомыслия. Она является выразителем идеологии «темного царства», по которой слабый должен бояться сильного. Именно поэтому Тихон формируется забитым и покорным («Скучно мне глядеть-то на тебя», – говорит Варвара).
Е) Заключение
— Достаточно в одном предложении подвести итог сказанному и перейти далее к заключению ко всему сочинению по исходному тексту. Чтобы написать заключение необходимо вновь вернуться к вступлению, прочитать его, так как вступление и заключение органично связаны.
Заключение.
-
Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением.
-
Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное.
-
Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.
-
Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.
-
Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.
IV . Физкультминутка
— Итак, основная работа над сочинением завершена. Пришло время немного отдохнуть.
Физкультминутка
— Сядьте удобно, глубоко вдохните, выдохните, расслабьтесь. Займите удобное положение, закройте глаза.
Представьте, что вы оказались на берегу моря, на горизонте догорает вечернее солнце, вода ласково плещется у ваших ног, ветерок нежно обдувает.
Понимание принципов семейной жизни катерины и кабанихи. Дикой ...
... отношений ее мало волнует. Катерина, наоборот, воплощает собой поэзию, мечтательность, одухотворенность, порыв и дух патриархального уклада жизни в его идеальном проявлении. В пьесе Кабаниха характеризуется не только при ... в своём доме странниц вроде Феклуши. Но деспотизм её в домашнем быту ещё тяжелее, чем деспотизм Дикого. Дикой покричит, поругается, сгоряча даже прибьёт, да я остынет, а Кабаниха ...
Ваше дыхание ровное. Вам очень спокойно, морской воздух согревает вас изнутри. Вам легко и приятно. Открываем глаза .
V. Подведение итогов урока
1. Повторное чтение текста.
у каждого на столе
2. Обобщение.
— Что нового узнали на уроке?
— Как это может помочь в учебе?
— Что было интересным?
— Оцените свою работу по сравнению с другими ребятами.
3. Рефлексия.
VI. Домашнее задание :
-
Написать сочинение-рассуждение по тексту А. Лиханова в формате ЕГЭ (задания для части С).
-
Для аргументации собственного мнения по проблеме используйте материалы уроков литературы по творчеству Н.А. Островского.