Часть
Правовая культура — это специфический социальный институт, выполняющий функцию формирования у людей политического и правового сознания, ценностно-нормативных установок, а опосредованно и правового поведения. Структура правовой культуры включает следующие элементы: право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю; правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями; правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права; правовое поведение <…>
— Правовая культура находит своё практическое воплощение как в правосознании, так и в правовом или противоправном поведении граждан или групповых общественных субъектов. Причём отклоняющееся от правовых норм поведение не всегда является следствием осознанного мятежа или новаторства в отношении к принятым в обществе правилам, а зачастую становится следствием слабой правовой информированности, социальной наивности и деловой некомпетентности.
В своём правовом поведении индивид обычно руководствуется собственными интересами, ориентациями и установками. Различное сочетание потребностей, стремлений и интересов лежит в основе мотивации правового поведения. Учёные выделяют целый ряд мотивов правового поведения. Это внутреннее убеждение в правильности и справедливости требований правовых норм; наличие у индивида собственной потребности в соблюдении законов; осознание социальной необходимости соблюдения законов; сознательное подчинение требованиям закона; сознание собственных прав; осознанная защита групповых интересов; боязнь юридической ответственности; следование традиции; стремление к пассивному подчинению государству и его требованиям. Поступки и действия, совершаемые с внутренней убеждённостью в соответствии этих поступков нормам права, можно считать высшей формой правового поведения.
Какую социальную функцию, по мнению авторов, выполняет правовая культура? Какие пять элементов её структуры выделены в тексте?
1 ) социальную функцию правовой культуры: формирование у людей политического и правового сознания, ценностно-нормативных установок, правового поведения;
2) структурные элементы правовой культуры:
- право как система норм;
- правоотношения;
- правосознание;
- правовые учреждения;
- правовое поведение .
В чём, по мнению авторов, практически воплощается правовая культура? Какие пять причин противоправного поведения названы в тексте?
1) практическое воплощение правовой культуры:
- правосознание и правовое или противоправное поведение граждан или групповых общественных субъектов;
2) причины противоправного поведения:
- осознанный мятеж;
- — новаторство в отношении к принятым .в обществе правилам;
- — слабая правовая информированность;
- — социальная наивность;
- — деловая некомпетентность.
Проиллюстрируйте примерами любые три названные авторами мотива правового поведения (в каждом случае сначала укажите мотив, а затем приведите соответствующий пример).
1) наличие у индивида собственной потребности в соблюдении законов (гражданка, нашедшая пакет с крупной суммой денег, передала их в милицию, так как считала неприемлемым присваивать чужие ценности);
2) осознание социальной необходимости соблюдения законов (владелец фирмы честно выплачивает налоги, поскольку убеждён, что налоговые поступления в бюджет обеспечивают образование, здравоохранение и др. нужды общества и государства);
3) сознание собственных прав (гражданин выразил готовность к реализации своих избирательных прав и принял участие в выборах главы государства);
4) осознанная защита групповых интересов (общество потребителей обратилось в суд с иском к фирме-производителю услуг для защиты своих прав) .
Как общество и государство могут повлиять на формирование у людей правового сознания и правового поведения? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, предложите три способа.
1) соблюдение законов руководством государства и государственными служащими, работниками правоохранительных органов;
2) эффективная работа правоохранительных органов по пресечению правонарушений;
3) создание и демонстрация по центральным телеканалам программ, фильмов, содержащих позитивные правовые установки;
4) введение в образовательных учреждениях специальных курсов права;
5) формирование в обществе нетерпимости к нарушению норм права и готовности сотрудничать с правоохранительными органами. Могут быть предложены другие способы.
11. Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «сделка»; 2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о формах сделок, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
− одно предложение, раскрывающее сущность односторонних сделок
1) смысл понятия, например: правомерные действия субъектов права, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
2) одно предложение с информацией о формах сделок, опирающееся на знание курса, например: законодательство Российской Федерации предусматривает устную, простую письменную, письменную, нотариально заверенную формы сделок;
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность односторонних сделок: Односторонней признаётся сделка, для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны
12. Назовите любых двух участников уголовного судопроизводства со стороны защиты и проиллюстрируйте примером возможные процессуальные действия каждого из них.
Участники со стороны защиты:
- подозреваемый
- обвиняемый
- защитник.
Подозреваемый в уголовном преступлении иностранный гражданин согласился давать показания на родном языке и потребовал бесплатного переводчика.
Защитник не согласный с судебным решением обжаловал его в кассационном порядке.
Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительством республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица. Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Законодательный орган республики не имеет права утверждать законопроект, касающийся введения собственной валюты:
- в целях сохранения государственной целостности Конституция РФ право на установление валютного регулирования оставляет за государством;
- Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Напишите одно сочинение.
1. «Цель наказания — не мщение, а исправление» (А. Н. Радищев).
2. «Верховный суд это группа юристов, которые исправляют ошибки других судов и увековечивают свои собственные.» (Г. Спенсер)
3. «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять свои обязанности граждан».
4. «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф. Кони).
5. «Личности мало прав, ей надобно обеспечение и воспитание, чтобы воспользоваться ими» (А.И. Герцен).