Разделы:
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!
П.А.Вяземский
Тип урока.
Цель образовательная.
Учащиеся должны знать основные речеведческие понятия (тема текста, основная мысль, стиль текста, тип речи.), изобразительные средства языка (метафору, олицетворение, эпитет).
Цель развивающая., Учащиеся должны уметь:
- Собирать материал для сочинения на основе личных впечатлений.
- Создавать текст определенного стиля и типа (художественное описание) на предложенную тему.
- Вдумываться в тему, осмысливать ее и раскрывать.
- Правильно выражать свои мысли (т.е. в соответствии с нормами литературного языка и особенностями речевой ситуации и задач высказывания).
- Использовать в своей речи образные средства языка.
Дидактические средства обучения.
- Компьютер и проектор для презентации (Слайды. Пейзажная живопись. )
- Таблица “Цветовая лексика”.
- Памятки для учащихся.
- Толковый словарь.
Презентацию спрашивайте у автора статьи.
I. Мотивационно-ориентировочная часть.
Учитель.
Чтение эпиграфа к уроку.
Волшебная красота зимы! И нарек русский человек зиму заветным словом – “матушка”. Не весну-красну, не лето ясное, не осень сытную, а именно зиму с ее снегами, холодами и метелями. Потому что, словно родная мать, зима заботливо укрывает теплым пуховым одеялом все, что нуждается в укрытии от лютых морозов.
Сегодня мы будем писать сочинение о зиме. Мы с вами постараемся на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выразить его неповторимость. Тема сочинения, над которым вы будете работать, “Здравствуй, матушка-зима!”
Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, зоркий глаз художника. Пусть будет вместе с нами яркое, образное слово поэта и писателя.
Заранее подготовленные ученики читают литературный монтаж о зиме.
(По Полуянову И.)
2. ***
Утром кот
5 стр., 2391 словПрезентация по русскому языку в 3 классе по тексту «Снеговик»
... новому году. Другие темы: ← Хорошо зимой↑ ЗимаЗимний день → ` Презентация по русскому языку в 3 классе по тексту «Снеговик» , Снеговик: что он символизировал в прошлом? ... с человека, зато их количество (несколько десятков) очень впечатляет! Снеговикам посвящены замечательные детские сказки. Самая известная – сказка Г. Х. Андерсена «Снеговик». Собака рассказывает снеговику о своей жизни, о людях и о ...
Принес на лапках
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Легкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой…
Я.Аким
(Проводится работа по восприятию художественных текстов.)
- Вспомните пословицы, поговорки, загадки о зиме.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Береги нос в большой мороз.
Загадки:
Кто мост мостит без топора, без ножа, без клиньев, без подклиньев?
Бел, да не сахар, нет ног, а идет.
На дворе горой, а в избе водой.
II. Операционно-исполнительная часть.
1. Наблюдения учащихся.
Учитель. По моей просьбе вы наблюдали за снегом.
- Каков же снег? Всегда ли он одинаков? От чего зависит состояние, вид снега?
Ученики делятся своими впечатлениями, наблюдениями, рассказывают, что они увидели в заснеженном городе, парке, в лесу. (Снег бывает разным. Он может быть рассыпчатым и липким, мягким и колючим. Даже цвет у него может быть разный.)
(Эпитеты, сравнения, олицетворения.)
Работа над
- Запишем несколько наиболее удачных примеров на доске и в тетрадях.
- Рассмотрим в этих словах встретившиеся орфограммы.
(мяг кий, пуши стый снег ; го рит на сол нце ; лег кий, словно пух; по рхают сне жи нки)
2. Работа с художественным текстом.
Давайте обогатим нашу речь, используя находки мастеров слова.
(На примере художественного текста учащиеся наблюдают за изобразительными средствами языка, учатся видеть происходящее глазами автора.)
Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь постро и т она свой серебрян ый дворец, покрыв снегом дома и деревья, вымо стив лужи, озера и реки. Проснешь ся однажды утром и вдруг увидишь , что все за окном изме нилось. Бе леют заснеженные улицы. Водоемы сверкают зеркальным бле стящим льдом. Спят глубоким сном ра стения. Наступило время морозов и метелей, коротких дней и длинн ых вечеров.
В.Корабельников |
***
…Земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик… снега во всю Россию. Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами… Снег ты наш, снежище… снега во всю Россию. Б. Петров |
- Что показалось интересным в этих лирических зарисовках? Каким же видят авторы окружающий мир? Какие изобразительные средства используют для описания зимы?
- Орфографическая минутка.
Выпишите слова, где пропущены буквы. Вставьте их, объясняя графически.
(Форма контроля – взаимопроверка.)
- Объясните знаки препинания.
3. А теперь посмотрим на снег глазами художника.
На первый взгляд скромны зимние краски: белый цвет снега, голубой – неба, черный – деревьев. Трудно заметить разницу начала, середины и конца зимы. Но давайте попробуем внимательно приглядеться.
(Просмотр слайдов “Зимние пейзажи”.)
Задание: обратите внимание на изображение снега и подберите к нему цветовые эпитеты, которые вы можете использовать в своем сочинении.
Учитель вывешивает таблицу с подбором цветовой лексики.
светло- темно- ярко- нежно- |
молочный
жемчужный опаловый небесный лазурный бирюзовый пепельный серебристый зеленый синий фиолетовый лиловый сиреневый розовый багровый |
белый
голубой серый сапфировый |
-оват- |
Какие слова непонятны? Посмотрите их значение в толковых словарях (совершенствование навыков работы со словарем).
III. Рефлексивно-оценочная часть.
- Итак, вам предстоит создать художественное описание снега. Но вполне возможно, что вы включите в него и элементы повествования, а также рассуждения (скажем, личностную оценку описываемых картин природы).
- Прочитайте эпиграф к сочинению, написанный на доске.
(Ученики повторяют, что такое эпиграф, как он оформляется в сочинении.)
- Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану.
– Прочитайте “Памятку” для работы над сочинением.
Как работать над сочинением.
|
IV. Домашнее задание.
У каждого чувствующего природу человека найдутся слова для того, чтобы прибавить что-то свое к тому, что уже сказано о природе. Должны сказать свое слово и вы.
- Понаблюдайте за состоянием природы, постарайтесь заметить что-то интересное и описать в лирической миниатюре.
- Придумайте название, выражающее главную мысль вашего текста, подберите точные, яркие слова для описания.
Использованная литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/ladyijenskaya-klass-kompozitsiya-sochineniya-opisaniya-vpechatleniy/
- Бабкина М.В. Подготовка к сочинению. / Русский язык в школе, № 5, 1995 г.
- Корабельников В.А. Краски природы: кн. для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1989.
- Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. – М.: Агропромиздат, 1991.