Исаак Левитан | |
Март
|
|
Холст, масло. 60 × 75 см | |
Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Существуют другие картины с таким названием, см. Март
«Март»
- хрестоматийный[1]пейзаж Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1895 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 1489).
Размер — 60 × 75 см[2][3].
Картина была написана Левитаном в марте 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка в Тверской губернии. Она экспонировалась на выставках 1896 года, и в том же году была куплена Павлом Третьяковым[2].
Картина «Март» считается одним из наиболее известных и ярких образцов пейзажного наследия Левитана[4].
Она также служит примером влияния импрессионизма на творчество художника[5].
Этот жизнеутверждающий пейзаж, сочетающий в себе живописное изображение снега, весеннего неба и деревьев, считается «открытием в русской пейзажной живописи». Впоследствии этот мотив стал популярной темой у многих русских пейзажистов XX века — Игоря Грабаря, Константина Юона и других[6][7].
История
В 1894—1895 годах Левитан прожил несколько месяцев в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно, в то время находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области. Усадьба принадлежала тайному советнику Ивану Николаевичу Турчанинову, и там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной[7][8][9].
Главным зданием усадьбы был двухэтажный дом с мезонином, окрашенный в желтоватый цвет. Он-то и изображён на картине «Март», а также на более ранней пастели Левитана «Осень. Усадьба» (1894)[9], которая в настоящее время является частью коллекции Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля[10][11].
Исаак Левитан.
Осень. Усадьба
(1894)
Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой летом 1894 года в Островно, где он гостил в имении Ушаковых вместе со своей спутницей — художницей Софьей Кувшинниковой. У Левитана и Турчаниновой завязался роман, который привёл к ссоре и разрыву отношений с Кувшинниковой. После этого Левитан переехал в усадьбу Горка и жил там в августе и сентябре 1894 года, а затем вернулся туда ранней весной следующего года.
Специально для него на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера.
Именно тогда, в марте 1895 года, и была создана картина «Март». Она была написана полностью с натуры, без предварительных этюдов, за несколько сеансов. Свидетельницей работы Левитана над картиной была младшая дочь Турчаниновых Аня (в семье её называли Люлю), которая помогала художнику носить ящик с красками, слушала его рассказы о красоте природы и любовалась тем, как создавался будущий шедевр.
Весна. Последний снег
(этюд, 1895)
В тот же период Левитаном была написана ещё одна картина — «Весна. Последний снег», которая впоследствии находилась в собрании московского мецената Владимира Шмаровина. В настоящее время её местонахождение неизвестно, но сохранился одноимённый этюд (25,5 × 33,3 см, холст, масло, ГРМ, инв. Ж-4261).
Картина «Март» экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в 1896—1897 годах в Санкт-Петербурге и Москве, а также на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. В 1896 году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым.
Усадьба Горка не пережила революционных потрясений начала XX века. В 1904 году сгорел дом-мастерская, в котором в середине 1890-х годов работал Левитан. В 1914 году имение Горка было продано купцу второй гильдии Аггею Аггеевичу Маркову. Через несколько лет после революции, в июне 1923 года, здание усадьбы было уничтожено пожаром (по-видимому, в результате поджога).
Детство и юность
Биография Левитана берет начало в небольшом поселении Литвы, расположенном рядом с железнодорожной станцией Кибарты. Мальчик, родившийся 18 августа (30 августа) 1860 года, стал четвертым ребенком в малообеспеченной еврейской семье. Отец Исаака, самостоятельно освоивший немецкий и французский, давал частные уроки и подрабатывал контролером на станции.
Портрет Исаака Левитана
Из-за безденежья и отсутствия перспектив семья Левитанов перебирается в Москву. Несмотря на финансовые трудности, родители разрешают старшему брату Исаака поступить в училище живописи, ваяния и зодчества. Младший Левитан, которому тоже были интересны увлечения брата, много времени проводит, наблюдая за работой известных художников-преподавателей.
Достигнув 13-летнего возраста, юноша поступает в то же учебное заведение. Через два года умирает мать. Еще через 2 года, вслед за возлюбленной, из жизни уходит старший Левитан. Оставшись сиротами, юноши не бросили изучение живописи.
Исаак Левитан в молодости
Судьба красивого еврейского подростка волновала учителей, заметивших врожденный талант Исаака. Преподавательский состав выбил для Левитана денежное пособие, а одноклассники дарили другу кисти и краски.
Уже в 1870-х студент училища осознал, что любит творить в пейзажном жанре. На одной из первых непрофессиональных выставок необычный стиль художника отметил Павел Третьяков. Меценат приобрел в собственную коллекцию картину «Осенний день. Сокольники».
Сюжет и описание
Илья Левитан создал картину «Март» на территории усадьбы Горка, откуда видна стена главного дома, расположенная в правой части полотна[9].
На картины изображен солнечный мартовский день, когда снег начинает таять. Деревья и проселочная дорога ведут к крыльцу, где спокойно стоит лошадь с дровнями, наслаждаясь теплом солнца[16].
Центральным элементом этого пейзажа является лошадка по имени Дианка, принадлежащая усадьбе Горка[7][14]. Она стоит в центре картины и является неотъемлемой ее частью.
Картина «Март» находится в Левитановском зале Государственной Третьяковской галереи.
Мотивом этой картины является борьба зимы, уклоняющейся от природы, и весны, которая приходит. Фонарем солнечного света подсвечиваются светлые стволы осин перед темными соснами на заднем плане, словно стремящиеся к весеннему солнцу[17].
Особенно заметным этому явлению создается очень высокое расположение скворечника на одном из деревьев, который кажется привязанным к слишком тонкой ветке[16].
Разные оттенки снега, синие тени деревьев и голубое небо создают живописное полотно, которое послужило повторяемым мотивом в пейзажах других русских художников[18].
Алексей Федоров-Давыдов говорил, что после Левитана подобные мотивы стали часто встречающейся темой русского пейзажного искусства и использовались равным образом в работах Игоря Грабаря, Константина Юона и других художников[6].
Несмотря на то, что картина «Март» сюжетно близка к знаменитой работе Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871, ГТГ), она значительно отличается стилем живописи[19].
Картина «Март» иллюстрирует так называемый «левитановский пейзаж», в котором даже в восторженном описании природы художнику удалось сохранить лиричность и грусть, добавляющие работе особый оттенок[4].
Считается, что картины «Март» и «Золотая осень», написанные Ильей Левитаном в 1895 году, наиболее ярко демонстрируют влияние импрессионизма на его работу[5].
Действительно, в картинах Левитана присутствует характерная для импрессионизма нервность и пастозность мазка, но здесь отсутствует случайность и неопределенность, свойственные этому стилю. Толщина слоя краски неравномерна: для изображения снега использованы рельефные мазки, небо написано более гладким слоем, а на других участках проступает фактура холста[17].
Иногда в качестве предвестника картины «Март» упоминают пейзаж русского художника-импрессиониста Константина Коровина «Зимой» (1894, ГТГ), где также изображена лошадка с санями, стоящая у деревенского дома. Правда, в отличие от солнечно-весеннего полотна Левитана, на картине Коровина изображён хмурый зимний день[20].
Фрагменты картины «Март»
Лошадка с дровнями
Ветки осин и скворечник
Снег на крыше крыльца