- Подробности
ОГЭ Определения понятий (материал к сочинению 15.3 по текстам из ОБЗ ФИПИ)
Данная статья содержит примерные определения с комментарием к следующим понятиям:
1. внутренний мир человека
2. выбор
3. доброта
4. драгоценные книги
5. дружба
6. жизненные ценности
7. любовь
8. материнская любовь
9. настоящее искусство
10. неуверенность в себе
11. нравственный выбор
12. сила духа
13. взаимовыручка
14. счастье
Обратите внимание на то, что определение понятия и комментарий к нему зависят от содержания текста!
1. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА — это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.
2. ВЫБОР — это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.
3. ДОБРОТА — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.
4. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ — это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.
5. ДРУЖБА – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать.
ДРУЖБА — это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации.
Что читают наши дети? Отчет о региональном этапе конкурса «С книгой по жизни»
... общеобразовательная школа». Информация о конкурсе «С книгой по жизни» размещалась на сайте ПОИПКРО: Работы победителей Конкурса отправлены на всероссийский уровень. Итоги Межрегионального конкурса сочинений «С книгой по жизни» буду подведены и объявлены только в ...
6. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни.
7. ЛЮБОВЬ — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.
8. МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ — это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.
9. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.
ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.
ИСКУССТВО — это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.
ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе.
10. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ — это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.
11. НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.
12. СИЛА ДУХА – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.
13. ВЗАИМОВЫРУЧКА — это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. В основе взаимовыручки лежит принцип «ты — мне, я — тебе». Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо.
Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творческих ...
... Как достичь этого? ролевые функции кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся, а именно: 1. Кабинет искусства – это учебно - развивающий ... Как хорошо , что в школе есть такой класс, где живет Мечта, добро и красота! Кабинет –это комфортная образовательная ... детей- не более 16-18 человек (половина класса в другом кабинете). Это позволяет на деле осуществлять ...
14. СЧАСТЬЕ — это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье — это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится.
Красота.
(1)Казалось бы: красота — понятие широкое, и не всегда ясно, что именно оно означает.
(2)Когда великий Фёдор Михайлович говорил о том, что эта самая красота спасёт мир, он, наверное, меньше всего имел в виду красивых людей и красивые виды. (З)Речь шла о красоте поступка, о красоте мужества и женственности, о красоте веры, прозрачной и честной.
(4)Добро красиво, милосердие красиво, подвиг красив. (5)Красива молитва, честность красива, нежность красива.
(6)Мир преисполнен красотой как счастьем. (7)Другой вопрос, что красота, наверное, никого уже не спасёт.
(8)Со времён позапрошлого века мы научились использовать красоту так, как нам удобно.
(9)Выворачивать подлость и пошлость наизнанку, делая красивыми любые слабости и непотребства.
(10)В своё время красота была бесконечно дальним центром мироздания — и к этому центру стремилось любое страстное и честное сердце. (11)Наивысшую точку красоты, её средоточие, можно было называть гармонией. (12)Мир искал гармонии.
(13)Сегодня красота стала служанкой человека с его бесконечным стремлением наделить благородством и смыслом любой свой неприглядный поступок.
(14)Гармоничное существование, гармоничный взгляд на вещи, гармоничное бытие сплошь и рядом подменяются чем-то иным. (15)Для современного человека гармония — это комфорт. (16)Нынешний гармоничный взгляд на вещи — это устойчивая привычка видеть и знать то, что хочется видеть и знать, и отказ от знания о вещах трудных, сложных и неопрятных.
(17)Подлинность, которая, безусловно, является главным содержанием и кровеносной системой красоты, стала несколько непристойной, стыдной, странной.
(18)Подлинное милосердие почти не слышно, почти затеряно среди пышных и пошлых жестов людей очевидно и насквозь немилосердных. (19)Человеку, совершившему подлинный подвиг, проще умереть три раза подряд, чем обрести внимание признательных ему людей. (20)Подвига уже нет. (21)Он стал, по сути, неполиткорректен — оттого, что оскорбляет человека, не склонного к подвигам. (22)Естественно, нет и национальных героев. (23)Вернее сказать, в национальных героях ходят редкие проходимцы, которым ещё неизвестно где место.
(24) Подобно тому, как гармония с извлечённой сутью стала комфортом, так и подлинность заменил имидж. (25)Имидж — это подлинность с вырезанными сердцем и лёгкими. (26)Остался манекен — с приклеенной улыбкой, с пустыми стеклянными глазами… (27)Но если к нему приглядеться внимательно — сразу заметишь, что у него глаза не моргают.
Проблема определения понятия красоты. По З. Прилепину
... понятия, как имидж, комфорт и гламур, среди которых нет места красоте. Красота, по мнению Прилепина, это отвлечённое понятие, ... автора. Несомненно, что, хотя и красота – понятие широкое и требует точного определения, но всегда красивым считаются благородные ... понятия занимают слишком много места. (37) Отвлечённые понятия занимают слишком много сердца. (38) Отвлечённые понятия заставляют слишком часто ...
(28)Мир всё больше становится триединым, и наше нынешнее триединство — это имидж, комфорт, гламур. (29)Они неразрывны и взаимосвязаны. (З0)Имидж и комфорт создают гламур. (31)Гламур и комфорт делают имидж. (32)Где тут, в этих тупиках, под нарисованными эмульсией небесами, протиснуться красоте, как ей проявиться на свет Божий?
(33)Красота всё не приходит, всё никак не наступает. (34)Как ей протиснуться в наш новый, чудесный мир? (35)У нас тут и так вокруг много приятных и гладких на ощупь вещей.
(36)А отвлечённые понятия занимают слишком много места. (37)Отвлечённые понятия занимают слишком много сердца. (38)Отвлечённые понятия заставляют слишком часто дышать и при этом всё равно иногда задыхаться от непостижимости бытия. (39)Мы изгнали их. (40)Мы желаем жить конкретно. (41)По конкретным понятиям.
(42)Но, изгнав отвлечённые понятия, мы отлучили себя от красоты.
(43)Красота неконкретна. (44)Её нельзя сформулировать, расфасовать, а потом использовать по мере необходимости.
(45)Надо отвлечься от конкретных понятий. (46)Слишком много серьёзных людей вокруг. (47)Слишком мало красивых.
(По 3. Прилепину *)
Стихи о КРАСОТЕ
Андрей Рублёв
Я твердо, я так сладко знаю,, С искусством иноков знаком,, Что лик жены подобен раю,, Обетованному Творцом., Нос — это древа ствол высокий,, Две тонкие дуги бровей, Над ним раскинулись, широки,, Изгибом пальмовых ветвей., Два вещих сирина, два глаза,, Под ними сладостно поют,, Велеречивостью рассказа, Все тайны духа выдают., Открытый лоб — как свод небесный,, И кудри — облака над ним,, Их, верно, с робостью прелестной, Касался нежный серафим., И тут же, у подножья древа,, Уста — как некий райский цвет,, Из-за какого матерь Ева, Благой нарушила завет., Все это кистью достохвальной, Андрей Рублев мне начертал,, И в этой жизни труд печальный, Благословеньем Божьим стал.
Н.Гумилёв
АРОМАТ СОЛНЦА, Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,, Ароматы и цветы, Все слились в согласный хор,, Все сплелись в один узор., Солнце пахнет травами,, Свежими купавами,, Пробужденною весной,, И смолистою сосной., Нежно-светлоткаными,, Ландышами пьяными,, Что победно расцвели, В остром запахе земли., Солнце светит звонами,, Листьями зелеными,, Дышит вешним пеньем птиц,, Дышит смехом юных лиц., Так и молви всем слепцам:
Будет вам!
Не узреть вам райских врат,, Есть у солнца аромат,, Сладко внятный только нам,, Зримый птицам и цветам!
К.Бальмонт
БРЕННОСТЬ КРАСОТЫ, Увы! что в мире красота?—, Воздушный огнь, в ночи светящий,, Приятна сердцу сна мечта,, Луч солнечный, в росе блестящий., Мгновенье — нет Авроры слез,, Мгновенье — льстить мечта престала,, Мгновенье — метеор исчез,, Мгновенье — и краса увяла!, Эльвира! в легких сих чертах, Твою я повесть представляю:, Давно ли прелесть?— ныне прах,, И вид твой лишь в душе встречаю., Но где ты днесь? О сердца друг!, Останок твой здесь персть покрыла,, Но персти не причастен дух, И не пожрет его могила.
Ты там, где вечен цвет красы,
Рассуждение «Мир спасётся красотою» (Достоевский)
... отчасти я согласна с утверждением, что красота спасет мир. Попробую объяснить почему. Красота-это глубокое понятие. Кто-то понимает красоту, лишь, по внешним качествам. Например, парень ... вошедшее в мир, исказило его красоту. И в конце времен воссияет истинная красота Божественного творения — очищенная, спасенная, преображенная. Понятие красоты включает в себя всегда понятия гармонии, совершенства, ...
Которая в тебе мелькнула,, Отрадой меря где часы,, От зол доброта отдохнула., Небесную отверзла дверь, Тебе над смертию победа, И радость ангелов теперь, Твоя сладчайшая беседа., Моя ж беседа — грусть, и нет,, Нет сил прогнать тоску унылу,
Она всяк день меня ведет
На хладную твою могилу.
Сойди ж и ты, о друг мой, к ней,
Зри скорбью грудь мою раздранну,, Пролив в нее отрад елей,, Ты облегчи сердечну рану., Дай сил ждать смертного часа,, Что съединит меня с тобою,, А здесь пусть дряхлость и краса, Покроются одной доскою.
Василий Капнист
Бэлле Ахмадуллиной
Кому, как не тебе одной,
Кому, как не тебе единственной —, Такой далекой и родной,, Такой знакомой и таинственной?
А кто на самом деле ты?
Бесплотный эльф? Живая женщина?, С какой надзвездной высоты, Спускаешься и с кем повенчана?, Двоится облик. Длится век., Ничто в былом не переменится., Из-под голубоватых век, Глядит не щурясь современница., Наверно, в юности моей, Ты в нашу гавань в шторме яростном, Причалила из-за морей, И просияла белым парусом.
Павел Антокольский
Где ты делась, несказанная, Тайна жизни, красота?, Где твоя благоуханная,, Чистым светом осиянная,, Радость взоров, нагота?, Хоть бы в дымке сновидения, Ты порой являлась мне., Хоть бы поступью видения, В краткий час уединения, Проскользнула в тишине!
Ф.Сологуб
Густой зеленый ельник у дороги,, Глубокие пушистые снега., В них шел олень, могучий, тонконогий,, К спине откинув тяжкие рога., Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб –
И много хвойных крестиков, остинок, Осыпалось с макушки на сугроб., Вот снова след, размеренный и редкий,, И вдруг — прыжок! И далеко в лугу, Теряется собачий гон — и ветки,, Обитые рогами на бегу…, О, как легко он уходил долиной!, Как бешено, в избытке свежих сил,, В стремительности радостно-звериной., Он красоту от смерти уносил!
1905
КРАСОТА
Эти гордые лбы винчианских мадонн, Я встречал не однажды у русских крестьянок,, У рязанских молодок, согбенных трудом,, На току молотящих снопы спозаранок., У вихрастых мальчишек, что ловят грачей, И несут в рукаве полушубка отцова,, Я видал эти синие звезды очей,, Что глядят с вдохновенных картин Васнецова., С большака перешли на отрезок холста, Бурлаков этих репинских ноги босые…, Я теперь понимаю, что вся красота —, Только луч того солнца, чье имя — Россия!
Дмитрий Кедрин
Красота
Она как скрипка на моем плече., И я ее, подобно скрипачу,, К себе рукою прижимаю., И волосы струятся по плечу,, Как музыка немая., Она как скрипка на моем плече., Что знает скрипка о высоком пенье?
Что я о ней? Что пламя о свече?
Виды постановки при игре на скрипке
... с историческим развитием игры на инструменте - начиная с тех времен, когда скрипачи держали скрипку ниже ключицы и клали подбородок справа от подгрифника, а также пользовались коротким ... и шаблонных форм постановки при обучении игре на скрипке резко возражали авторы ряда методических трудов. Так, выдающийся русский скрипач А.Ф. Львов, ратуя за бережное отношение к ...
И сам господь — что знает о творенье?, Ведь высший дар себя не узнает., А красота превыше дарований -, Она себя являет без стараний, И одарять собой не устает., Она как скрипка на моем плече., И очень сложен смысл ее гармоний., Но внятен всем. И каждого томит., И для нее никто не посторонний., И, отрешась от распрей и забот,, Мы слушаем в минуту просветленья, То долгое и медленное пенье, И узнаем в нем высшее значенье,, Которое себя не узнает.
Давид Самойлов
НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА, Среди других играющих детей, Она напоминает лягушонка., Заправлена в трусы худая рубашонка,, Колечки рыжеватые кудрей, Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,, Черты лица остры и некрасивы., Двум мальчуганам, сверстникам её,, Отцы купили по велосипеду., Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,, Гоняют по двору, забывши про неё,, Она ж за ними бегает по следу., Чужая радость так же, как своя,, Томит её и вон из сердца рвётся,, И девочка ликует и смеётся,, Охваченная счастьем бытия., Ни тени зависти, ни умысла худого, Ещё не знает это существо., Ей всё на свете так безмерно ново,, Так живо всё, что для иных мертво!, И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг, Она всего лишь бедная дурнушка!, Мне верить хочется, что сердце не игрушка,, Сломать его едва ли можно вдруг!, Мне верить хочется, что чистый этот пламень,, Который в глубине её горит,, Всю боль свою один переболит, И перетопит самый тяжкий камень!, И пусть черты её нехороши, И нечем ей прельстить воображенье,-, Младенческая грация души, Уже сквозит в любом её движенье., А если это так, то что есть красота, И почему её обожествляют люди?, Сосуд она, в котором пустота,, Или огонь, мерцающий в сосуде?
Николай Заболоцкий