Конспект урока русского языка
Дата: 25.02.19 Учитель: Бушуева А.С.
Тема : « Сочинение. Отзыв по картине М.А.Врубеля » Царевна — Лебедь» »
Цель: развитие умения обуч-ся описывать картину.
Задачи:
— научить составлять художественное описание картины;
— развивать умение определять основную мысль сочинения; выбирать точные слова в устной и письменной речи для описания картины;
-воспитывать чувство прекрасного.
Планируемые результаты:, Предметные:
— осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
— владеют умением проверять написанное
Личностные:
— развитие учебной самостоятельности.
— Воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства;
— Развивать чувство прекрасного.
Тип урока:
Оборудование:
1.Организационный момент.
-Прозвенел звонок, начался урок!
2.Актуализация опорных знаний.
— Какую часть речи мы изучаем?
-Расскажите об имени прил.
-Какую роль прилагательные выполняют в тексте?
3.Постановка темы урока.
— Из какого произв. эти строки?
Работа над м как способ развития творческого воображения младших школьников
... рекомендаций по технологии работы над сочинением как способа развития творческого воображения младших школьников. Данная курсовая работа представляет ... и развивать, как любую сторону психического облика человека. Таким образом, развивать ... своем воображении картины незнакомой ему природы. Слушая рассказы по истории, он ... ребенка упрекают за невнимательность на уроке, он не всегда бывает виноват: ...
За морем царевна есть.
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава,
Выплывает, будто пава;
Сладку речь – то говорит,
Будто реченька журчит.
-Назовите автора сказки?
-Каким вы представляете облик царевны – Лебеди?
-Сегодня мы познакомимся с образом Царевны-Лебедя художника Михаила Александровича Врубеля.
-Как мы будем работать по картине?
4.Работа по теме урока.
– Кто из вас слышал о художнике?
– Знакомы ли вы с его картинами?
А)Знакомство с биографией М.А.Врубеля.
Выдающийся русский художник Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске. Мать мальчика умерла, когда ему было только 3 года. Отец, Александр Михайлович, — поляк, офицер, был человеком образованным, нежно любившим своих детей. Именно он занимался их воспитанием. Также у Врубеля была сестра Анна, теплые отношения с которой сохранились у Михаила до конца жизни.
Михаил Врубель рано начал рисовать. С восьми лет он посещал рисовальные классы Общества поощрения художников. Потом мальчик обучался рисованию у частного педагога и посещал рисовальную школу. Юноша получил прекрасное образование.
Михаил рос спокойным мальчиком, любил слушать музыку. Способности к живописи проявились у него в возрасте 5-6 лет: однажды побывав на выставке, мальчик увидел копию с фрески Микеланджело «Страшный суд», и, придя домой, он по памяти воспроизвел картину во всех подробностях.
В связи с частыми переездами, Врубель учился в разных школах. В Одессе он закончил гимназию, в Петербурге ходил в рисовальный класс, в Саратове ходил к частному педагогу по рисованию. Затем была снова рисовальная школа в Одессе. В 1874 году Михаил поступает в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет.
Весь период учений Врубель увлекался рисованием, у него была очень хорошая зрительная память. Ему нравилось копировать различные гравюры с журналов.
Доклад по научно-практической конференции : «Музыкальные ...
... -забастовщики. В начале 20 века появляются яркие оперные шедевры Римского-Корсакова: «Сервилия», «Кащей Бессмертный», «Пан Воевода», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок». Последняя ... фрагмент «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» вошёл в золотой фонд русской музыки, а книги Римского-Корсакова – «Практический учебник гармонии» и «Основы оркестровки» ...
В 1880 году Врубель начал ходить в вечерний класс Академии художеств П. П. Чистякова. Эта школа дала многое художнику, здесь у него появилась собственная манера письма: картины напоминали мозаику, предметы как будто бы состояли из множества кристаллов.
Рассмотрите некоторые его работы.
Б)Прослушивание арии
«Царевна-Лебедь» — картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина.
Премьера оперы, лежащей в основе картины, состоялась в Частной опере С. И. Мамонтова 21 декабря 1900 года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Сохранились её фотографии в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.
-Прослушайте в записи арию царевны-Лебеди из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». -Определите характер музыки арии.
-Сравните образ героини в опере с образом лебедя в сказке Пушкина.
( Музыка Римского-Корсакова нежная, чистая, словно по камушкам речка течёт, а в сказке Пушкина сказано: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит»).
М. Ф. Гнесин так отзывался об исполнительнице партии красавицы-царевны в опере Римского-Корсакова Н. Забеле: «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки».
В)Знакомство с картиной.
— Какой сказочный герой изображён на картине?
— Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, брови, губы, общее выражение лица). (У царевны бледное грустное лицо, большие печальные синие глаза. Их можно сравнить с драгоценными камнями или с цветом вечернего неба. Её лицо полно задушевности и грусти. У неё чёрные длинные ресницы и густые брови. Её чёрная коса опускается ниже пояса).
головной убор и платье
— Почему художник показал нам вечер?
-Где происходит событие, изображённое на картине?
Римский-корсаков
... произведений, великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова, самого младшего из членов Могучей кучки, — живое ... оперном, симфоническом, камерно-вокальном и инструментальном. В каждом созданном им сочинении ощущается яркое своеобразие его творческой индивидуальности, то специфическое, что присуще только его музыке, то «лица ...
-Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны, а какие для изображения природы? (Для изображения сказочной царевны художник выбрал нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую, сиреневую), потому что сама царевна добрая и нежная. А природу изобразил тёмными, густыми красками: синими, тёмно-красными, серыми и сиреневыми).
-Какое настроение создаёт картина? Что хотел сказать живописец картиной?
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
-Лебеди летят,
Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой), Прогнулись над водой,, Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись), Прямо и гордо умеют держаться,, Тихо-тихо на воду садятся (приседания)
5.Продолжение работы по теме урока., А)Работа над подбором синонимов. Работа в паре.
Художник
живописец, мастер кисти;
Создаёт
пишет (но не описывает и не рисует);
Картина
полотно, репродукция, холст;
Блестит
искрится, сияет, сверкает;
Поражает
удивляет, изумляет (богатство тонов).
— Проверим, как справились.
— Для чего нам нужно уметь подбирать синонимы?
— Дополнительно подберём синонимы для слов к сочинению. (На экране)