Описание по картине А.А. Пластова «Витя-подпасок» презентация по русскому языку (7 класс)

Слайд 1

Сочинение-описание (по картине А.А. Пластова «Витя-подпасок») Раздел: «Причастие» 7 класс

Слайд 2

Содержание Основные виды сочинений по типу речи Сведения об А.А. Пластове Творчество А.А. Пластова Словарно-стилистическая работа Орфографическая работа Пунктуационная работа План Синонимы и искусствоведческие термины Варианты начала и завершения сочинения Сведения о б авторе Ресурсы

Слайд 3

Вопросы Задача Композиционная схема Сочинение-описание Каков предмет описания? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны? Изобразить какое-либо явление и раскрыть его признаки. 1. Представление предмета; 2. Признаки предмета; 3. Оценка предмета. Сочинение-повествование Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходило потом? Описать последовательные действия, рассказать о событиях в их временной последовательности. 1. Завязка; 2. Развитие действия; 3. Кульминация; 4. Р азвязка. Сочинение-рассуждение Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит? Обосновать выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины явления, события, его сущность. 1. Тезис; 2. Обоснование тезиса ; 3. В ывод.

Слайд 4

Аркадий Александрович Пластов ( 1893—1972) — один из ярчайших и самобытных живописцев советской эпохи, посвятивший своё творчество описанию деревенской жизни. В его репертуаре есть и пейзажи, и жанровые картины. Все они наполнены тонким восприятием окружающей природы. Любимые герои Аркадия Александровича — это деревенские ребятишки.

Слайд 5

« Юность» (1953) «Витя-подпасок» (1951)

Слайд 6

Что прежде всего привлекает ваше внимание в облике Вити? Каков возраст мальчика? Что можно сказать об одежде Вити? Его лице? Позе? Какие главные черты характера выразил художник в образе Вити?

Слайд 7

Как животное относится к мальчику? Что можно сказать о выражении морды собаки?

Слайд 8

Каких животных мы можем рассмотреть? Как на картине изображён пастух?

Слайд 9

Как выглядит местность, на фоне которой изображён Витя? Какое значение в раскрытии образа Вити играет пейзаж?

Слайд 10

Словарно-стилистическая работа Лицо: сосредоточенное, оживлённое, улыбающееся. Волосы: взлохмаченные, выбивающиеся из-под шапки, спадающие на лоб, непричёсанные, давно не стриженные, спутанные. Взгляд: остановившийся, восторженный, восхищённый, целеустремлённый, устремлённый вдаль, завороженный, озабоченный, озадаченный. Глаза: прищуренные, едва виднеющиеся, суженные. Брови: приподнятые, сдвинутые. Нос: слегка вздёрнутый, приплюснутый. Рот: приоткрытый, обнаживший белые зубы, улыбающийся. Одежда: выгоревшая на солнце рубаха, распахнутый ворот, заломленная шапка, болтающиеся тесёмки, перекинутая сумка/кнут.

15 стр., 7119 слов

Урок литературы в 11 классе.Подготовка итогового сочинения.»Человек ...

... Слайд №1 Приветствие. Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок – семинар. Система выставления отметок за этот урок накопительная: ответ- 1 балл. Итог вашей работы будет оцениваться дважды: устная работа по ... нашего сочинения. Чтобы хорошо написать данное сочинение необходимо знать не только художественную литературу, но и другие учебные предметы. ...

Слайд 11

Правописание причастий 1. Если действительное причастие настоящего времени образовано от глагола I спряжения, то пишется суффикс — ущ — или — ющ — (летать – летающий).

Если же действительное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то пишется суффикс — ащ — или — ящ — (звонить – звонящий).

2. Если страдательное причастие настоящего в ремени образовано от глагола I спряжения, то пишется суффикс — ем- или -ом- (рисовать — рисуемый, вести — ведомый ).

Е сли же страдательное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то пишется суффикс — им- (возить — возимый ).

3 . Если страдательное причастие прошедшего времени образовано от глагола на — ать , -ять , то пишется суффикс — нн — (прочитать — прочитанный, развеять — развеянный ).

Е сли страдательное причастие прошедшего времени образовано от глагола на — еть , — ить , — ти , — чь , то пишется суффикс — енн — (спасти — спасенный).

Орфографическая работа

Слайд 12

пишется — н- пишется — нн — 1. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени: развеян , прочитан; 2. В отглагольных прилагательных, образованных от причастий, не имеющих при себе приставок или зависимых слов: правленая рукопись. 1. В полных причастиях, имеющих при себе приставки (кроме не- ): развеянный , запряженный; 2. В полных причастиях, если они имеют при себе зависимые слова: правленная редактором рукопись. Правописание — н- и — нн — в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени:

Слайд 13

Обособление причастного оборота зависит от того, какую позицию он занимает по отношению к определяемому слову : Если причастный оборот находится ПОСЛЕ определяемого слова , он с обеих сторон ВЫДЕЛЯЕТСЯ запятыми: Дома , / покрашенные в разные цвета /, привлекли внимание туристов. Если причастный оборот находится ПЕРЕД определяемым словом, он НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ запятыми: / Идущие в школу / мальчики громко разговаривали. Одиночное причастие чаще НЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ: Потерянный мяч неожиданно нашелся. Но, если определяемое слово ВЫРАЖЕНО ЛИЧНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ, одиночное причастие ОБОСОБЛЯЕТСЯ запятыми: Удивлённые , они выглянули в окно. Пунктуационная работа

Слайд 14

План I . Слово о художнике и его картине « Витя-подпасок ». II . Образ Вити-подпаска. 1. Внешний облик: а) черты лица; б) поза; в) одежда; г) общая оценка. 2. Черты характера. 3. Роль пейзажа в раскрытии образа. III . Впечатление и эмоции от картины.

5 стр., 2298 слов

На лингвистическую тему (С 2): «Роль глаголов, причастий и деепричастий ...

... рода (ищущий, сменяемый, перебранный). Сочинение «Причастие» творческая работа учащихся по русскому языку (7 класс) на тему «Причастие – это часть речи, причастнаяглаголу ... причастия Часто прилагательные путают с соответствующими причастиями. Чтобы определить, какое слово употреблено в предложении достаточно заменить его синонимичным словом или словосочетанием: Причастие можно заменить глаголом, ...

Слайд 15

Синонимы и искусствоведческие термины Синонимы: Художник – автор, живописец, мастер. Расположение предметов – композиция, расстановка. Картина – изображение, полотно, произведение искусства. Термины: Оттенок – разновидность одного и того же цвета. Сюжет – предмет изображения. Тон – оттенок красок. Фон – тон , на котором пишется картина; задний план.

Слайд 16

Варианты начала сочинения Вариант 1. Перед нами картина Аркадия Александровича Пластова – известного живописца советской эпохи , который посвятил своё творчество описанию деревенской жизни . Любимые герои Аркадия Александровича — это деревенские ребятишки. Картина «Витя-подпасок» также изображает деревенского мальчишку…. Вариант 2 . Одним из ярких художников советского времени стал Аркадий Александрович Пластов. Его картины, среди которых есть и жанровые картины, и пейзажи, наполнены тонким чувством природы. Главными героями многих картин Пластова являются деревенские мальчишки. Не исключением является и картина Картина «Витя-подпасок »…

Слайд 17

Вариант 1. Эта картина произвела на меня глубокое впечатление. Она вызывает чувство симпатии к мальчику-труженику. Смотришь на Витю и проникаешься мыслью, что в нашей стране любой труд заслуживает уважения, если человек выполняет его самозабвенно и радостно. Вариант 2. Смотря на эту картину, я проникаюсь чувством уважения к Вите-подпаску за его стремление к работе. Работа мальчика требует силы воли, чтобы заставить себя встать с рассветом и выйти на пастбище, следя за стадом. По-моему мнению, художник смог изобразить ведущую роль труда в становлении личности. Варианты завершения сочинения

Слайд 18

Задание: употребить в сочинении не менее трёх предложений с причастным оборотом.

Слайд 19

Сведения об авторе Работу выполнила Карпова Софья Андреевна, студентка 4 курса гр. РЛа-16-1 для учащихся 7 класса.

Слайд 20

Ресурсы Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед . ин- тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» – М. : Просвещение, 1983. – С.110-113. Русский язык. 7 класс : учеб. для общеобразоват . учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская , Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский . – 34-е изд. – М : Просвещение, 2012 – С . 32-71. Репродукции: https ://www.google.ru/imghp?hl=ru