Отдельнова Татьяна Дмитриевна учитель-методист МОУ «Гимназия №96» г.Казань.
Урок развития речи
Тема: Подготовка к сочинению по теме «Осень»
Цели:
1. Научить подбирать материал по теме урока; продолжить работу по обучению более точному составлению плана и подбору эпиграфа.
2. Развивать устную и письменную связную речь, наблюдательность; отрабатывать навык грамотного письма.
3. Воспитывать любовь к природе, родному краю.
Оборудование: Иллюстрации по теме «Осень», карточки слов из словаря, учебник, индивидуальные карточки, печатные тексты.
Ребята, посмотрите на иллюстрации. Какому времени года они посвящены? (Осени).
Что об этом говорит? (Яркие краски: оранжевый, желтый, красный цвета).
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
— Почему поэт называет осень унылой? (Увядает природа, красота осени).
— Объясните лексическое значение слова «багрец». (Дети затрудняются).
— Запишите в тетради слова: багрец, багровый, багряный. (Учитель объясняет, что эти слова обозначают оттенки алого цвета).
— В каком значении употреблено слово «золото»? (В переносном, означает желтый цвет).
— Ребята, эти строчки будут эпиграфом к нашему уроку.
— О чем будет наше сочинение? (О красоте осенней природы).
2. Работа над стихотворением И. Бунина «Осень».
а).
самостоятельное чтение;
б).
выразительное чтение вслух.
Выборочное письмо.
— Выпишите слова, подчеркивающие красоту осеннего леса.
а).
лиловый, золотой, багряный.
— К какой части речи они относятся? (Прилагательное).
Конспект НОД по развитию и выразительности речи в старшей группе ...
... у Насти. Но, может быть, тем и интересна осень, что она такая разная… Екатерина Беркетова, ученица школы № 1 г. Мичуринска ... школы Сампурского района Как можно не любить? Осень… Красивое слово. Сразу представляется прохладная, может быть, немного дождливая ... школы № 11 г. Тамбова Золотой сентябрь Многие поэты характеризуют осень словом «золотая». Так действительно можно сказать, особенно о её ...
б).
словосочетания: желтою резьбой, в листве сквозной, над светлою поляной, пестрою стеной.
— Какой прием использует автор при описании леса? (Прием сравнения),
— С каким чувством изображает поэт осенний лес? (С чувством радости, восхищения).
— Какой знак препинания ставится в конце предложения, если мы выражаем чувства? (Восклицательный знак).
3. Наблюдение учащихся за осенней природой.
— Ребята, приходилось ли вам наблюдать красоту осенней природы? Где? (Во время экскурсии в парк, в Казани много скверов, где гурьбой стоят в желтых платьях березки; под окнами дома «дрожат» осинки в алых сарафанах и т.д.).
— Ребята! Деревья, как вы отметили, стоят в осеннем уборе, ярких платьях и сарафанах и выглядят словно живые существа. Можете ли вы представить нашу жизнь без этой красоты? (Нет! Природа украшает нашу землю. Мы любим нашу Родину и должны беречь природу.)
— Да, именно в период золотой осени, листопада мы по-особенному чувствуем красоту осени и не перестаем удивляться «чудесам» природы.
Физминутка
Желтый листок по асфальту бежит (бег на месте),
Лишь только ветер подует (машут руками),
А временами как в танце кружит,
Только он грустно танцует (танцуют).
— В каком смысле употреблено слово «танцует»? (В переносном, прием олицетворения).
4. Орфографическая подготовка.
— Запишите в тетрадь глаголы, помогающие понять «танец листьев».
Листья (что делают?) летят, кружатся, вьются, перелетают, опускаются, устилают.
Задание: 1. Выделите приставки глаголов.
2. Подчеркните знакомые орфограммы.
Ученик читает отрывок из стихотворения А. Толстого.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там на дне долин
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
— Какое явление осени мы наблюдаем? (Листопад)
— Еще нет массового сброса листьев, но легкий ветерок все же срывает листья и несет их, плавно опуская на землю.
5. Самостоятельная работа с текстом (текст на карточке у каждого учащегося).
Текст
Как красив осенний лес березки надели золотые платья листья клена разрумянились густая листва дуба стала как медь сосны и ели остались зелеными пестрый ковер листьев шуршал под ногами.
(По Н. Сладкову)
Задание:
2. Озаглавить.
Проверка
— Почему вы считаете, что это текст? (Предложения объединены одной темой, каждое предложение логически завершено).
— Какие знаки могут быть в конце предложений? (Точка, вопросительный знак, восклицательный знак).
6. Конкретизирование темы будущего сочинения.
— Ребята, когда вы произносите слово «осень», какие ассоциации у вас возникают? (Осень – это яркие краски природы, листопад, уборка урожая, смена погоды, отлет птиц).
— Правильно, ребята. А мы, беседуя об осени, на что больше обратили внимание? (На красоту осенней природы),
— Давайте определим более узкую тему нашего сочинения. Предложите заголовок сочинения. («Краски осени», «Осенний костер», «Золотая осень», «Листопад», «Идет осень»).
7. Заполнение опорной таблицы
а).
запишите в графу 1 название и эпиграф вашего сочинения;
б).
составьте и запишите план в графу 2;
— План нам поможет отразить последовательность предложений, из которых сложится текст сочинения, выразить свои чувства, свое мнение об этом времени года. Обратите внимание на то, что каждый пункт плана раскрывается с красной строки.
в).
заполнение графы 3.
— Возьмите индивидуальную карточку и перепишите опорные слова в графу 3. Дополните новыми. (Слова на индивидуальную карточку дети готовят заранее в течение нескольких уроков).
Опорная карта
(двойной лист тетради)
Тема, эпиграф |
План |
Опорные слова |
Примерные заголовки сочинения: |
Осенний, погода, солнце, разноцветный ковер, кружатся, легкий ветерок, чудесный, чувства, багряный, узорчатый, блестящий, оранжевый, необычный, потому что, повсюду, устилает, увядает |
8. Работа по предупреждению ошибок
— Ребята, мы накопили достаточно материала, чтобы написать сочинение красиво и грамотно.
Работа у доски
Учащиеся по цепочке выходят к доске.
а).
подбор проверочных слов (определяемый правило)
О сенний — осень
К о вер – коврик
З о л о той – золото, позолота
Т и шина – тишь
Оч а рование – чары
Уд и вление – диво
Ув я дает – вянет
Л е тит – полет
б).
Вставить пропущенные буквы (проверка с помощью карточек из словаря)
п_года, вет_р, ж_лтый, р_бина, б_реза
— Посмотрите внимательно в опорную таблицу. Используя, накопленный за урок материал, ваши наблюдения, напишите дома сочинение по плану.
IV
— Чему научились вы сегодня на уроке? (Более точно определять тему сочинения, подбирать эпиграф, использовать выразительные средства художественных текстов, выражать свои чувства.
Урок окончен.
Приложение к уроку
Стихи (эпиграфы), подготовленные учащимися самостоятельно.
Кончается лето,
Кончается лето,
И солнце не светит,
А прячется где-то,
И дождь-первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.
(И. Токмакова)
По тропинкам бродит осень,
Тихо листьями шурша.
Замутилась неба просинь,
Растревожилась душа.
(Ренат Харис)
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер,
Устлал дорогу…
(А. Майков)
Осень шагает
В желтом пальтишке,
С кедров сшибает
Бурые шишки.
(Г. Граубин)
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
(Н.Некрасов)
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят…
(М. Лермонтов)