Конспект по литературе

Сочинение

1.Лексическая работа(5 мин.)

Ребята, мы продолжаем подготовку к итоговому сочинению. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим направление 4 «Опыт и ошибки».

  • Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «опыт»?
  • Давайте заглянем в словарь и прочитаем словарную статью:
  • 1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (специальное).

    Чувственный о.

    2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской работы. О. строительства. Поделиться своим опытом с кем-нибудь

    3. Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.

    4. Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь. Первый о. молодого писателя.

    • Как вы думаете, какое из предложенных определений ляжет в основу урока? Почему?
    • Каким образом человек приобретает жизненный опыт?

    (Коллективная работа по составлению схемы учащимися).

     лексическая работа мин  1
    • Всегда ли приобретённый опыт позитивен?
    • Посмотрите на рисунок «Жизненный путь человека».

    Какой опыт приобретает Фома Гордеев, герой одноимённой повести Максима Горького, который заявил: » Нет уж, я сам себе место выберу».

     лексическая работа мин  2

    Рисунок. Жизненный путь человека

    • Всегда ли ошибки, совершённые человеком, дают ему жизненный опыт?

    — В сочинении, которое напишите дома, вы будете рассуждать о ценности духовного и практического опыта Фомы Гордеева, ишущего свое «я» в жизни, о наставлениях отца, крёстного, о цене ошибок главного героя на пути приобретения жизненного опыта. Фома знает, что каждому в этой жизни надо найти свою дорогу, у него нет достойного проводника, но он методом проб и ошибок идет вперед.

    2. Обсуждение тем сочинения: ключевые слова, главная мысль

    • Внимательно прочитайте данные темы сочинений.
    • 1. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

      2. Всегда ли наставления отца позитивны?

      3. Всегда ли подтверждается жизненным опытом высказывание У. Ченнинга «Ошибки – это наука, помогающая нам двигаться вперед»?

      4. «Чтобы избегать ошибок, нужно набираться опыта. Чтобы набираться опыта, нужно делать ошибки» (Лоуренс Питер, канадский педагог и литератор)

      5. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?

      6. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?

      7. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

      8. Роль родительского наставления в жизни человека

      9. Всегда ли жизнь преподаёт позитивный опыт?

      10. В дружбе приобретается жизненный опыт…

      11. Цена ошибок на пути приобретения жизненного опыта…

      12. Согласны ли вы с высказыванием Конфуция, сказавшего: «Иногда стоит совершить ошибку, хотя бы ради того, чтобы знать, почему ее не следовало совершать»?

      « Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших

      • Можно ли в качестве литературного аргумента обратиться к повести Максима Горького «Фома Гордеев»? Почему?

      II. Подготовка к домашнему сочинению

      1. Накопление материала., Дидактический приём «Мне это пригодится

      • Прочитайте фрагменты повести М. Горького «Фома Гордеев», решите задачу на соответствие и ответьте на вопрос «Пригодится ли вам предложенный материал?»

      Задание: Установите соответствие между персонажами повести «Фома Гордеев» и фрагментами произведения, в которых описан жизненный опыт, передаваемым данным персонажем главному герою: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

      Наука жизни – наставления окружающих

      Персонаж повести

      1. Ты послушай меня, как сестру твою старшую… Я жила, людей знаю… много видела на своем веку!.. Товарищей выбирай себе с оглядкой, потому что есть люди, которые заразны, как болезнь… Ты и не разберешь сначала, кто он такой? Кажись, человек, как все… Хвать — и пристали к тебе болячки его.

      А) Яков Маякин

      2. «Подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой нож… Когда верх возьмешь, тогда и хорошо… Жизнь, брат Фома, очень просто построена: или всех грызи, иль лежи в грязи».

      Б) Палагея

      3. … жалеть людей надо. Только надо жалеть с разумом. Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него польза? И если видишь — сильный, способный к делу – жалей, помоги ему. А ежели кто слабый, к делу не способен – плюнь на него, пройди мимо.

      … ты тому помогай, кто в беде стоек…. Он может и не просит у тебя помощи твоей, так ты сам догадайся, да помоги ему без его спроса.

      В) Софья Павловна Медынская

      4. Деньги? Это, парень, много! Ты разложи их пред собой и подумай — что они содержат в себе? Тогда поймешь, что всё это — сила человеческая, всё это-ум людской…

      Г) Люба Маякина

      5. … есть люди, которым оно не только не нужно, а способно испортить их… Это люди с чистым сердцем… доверчивые, искренние, как дети… и вы из этих людей…

      Д) Игнат Гордеев

      6. Читать нужно, учиться нужно.

      Е) Ананий Саввич Щуров

      7. Чуть они чем обидят тебя, ты сейчас учителю и скажи про них.

      Ё) тётка Анфиса

      Ответ

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      Б

      А

      Д

      Е

      В

      Г

      Ё

      • Докажите, что приведённый в таблице литературный материал поможет вам написать сочинение.

      2. Беседа по повести М. Горького «Фома Гордеев»

      • Давайте еще раз обратимся к таблице.
      • Чему учит отец Фому? Как вы понимаете его слова? Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять ее?
      • Принимает ли Фома уроки жизни Якова?
      • Чему Фому учит Щуров, крупный торговец лесов? Нужны ли юноше такие уроки? Что отталкивает Фому в Щурове?
      • Какова цена ошибок главного героя на пути приобретения жизненного опыта?
      • Помог ли Фоме в жизни опыт отца и крёстного или сделал его несчастным?
      • К каким выводам приходит Фома, приобретая жизненный опыт?
      • 1. Выбирай нужных друзей

        2. Помогай сильному

        3. «Учиться надо от жизни самой. Книга – вещь мёртвая»

        1. Богатые люди казались ему алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга.

        Набеги с друзьями на яблоневый сад:

        — власть денег над людьми

        — «Опасность быть застигнутым на месте преступления не пугала, а возбуждала его».

        НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА

         беседа по повести м горького фома гордеев  1

         беседа по повести м горького фома гордеев  2 СМЕРТЬ ОТЦА

        ШКОЛЬНЫЙ ОПЫТ

         беседа по повести м горького фома гордеев  3

        ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ

         беседа по повести м горького фома гордеев  4 ФОМЫ ГОРДЕЕВА

        « Я и без науки на своём месте буду. Пусть голодные учатся, мне не надо».

        ОСМЫСЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ОШИБОК

        СОВЕТЫ ЯКОВ МАЯКИН

        СКАЗКИ ТЁТКИ АНФИСЫ

        Поиск ответа на вопрос: каково его место в жизни?

        1. «У каждого человеческого дела два лица. Одно на виду — это фальшивое, другое спрятанное — оно-то и есть настоящее».

        2. Вывод: нужно быть лучше других.

        3. Чувствует: он не господин в своём деле, а лишь малая его часть.

        Открылся неизвестный мир сказок

        4. Отбор материала для использования других аргументов., Беседа с учащимися.

        • В каких произведениях , изучаемой в 9 и 10 классе , мы встречались с уроками отцов, передающих свой жизненный опыт сыновьям?
        • Заполните таблицу «Опыт, переданный отцами…»

        Примерная таблица

        Название произведения с указанием автора

        Герой, которому адресовано напутствие

        Переданный отцовский наказ

        1. , роман «Капитанская дочка»

        Петруша Гринёв

        «Служи верно, кому присягнешь … от службы не отговаривайся, помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»

        2. , комедия «Горе от ума»

        Алексей Степанович Молчалин

        «Мне завещал отец:

        Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

        Хозяину, где доведется жить,

        Начальнику, с кем буду я служить,

        Слуге его, который чистит платье,

        Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

        Собаке дворника, чтоб ласкова была».

        3. , поэма «Мёртвые души»

        Павел Иванович Чичиков

        «… больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат…а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».

        4. , роман «Война и мир»

        Андрей Болконский

        Прощаясь с сыном Андреем, который отправляется на войну, Николай Болконский дает свой отцовский завет – вести себя так, чтобы ему не было стыдно.

        В напутствии, обращенном к сыну, звучит требование не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы ни случилось.

        5. М. Горький, повесть «Фома Гордеев»

        Фома Гордеев

        — Присматривайся, какие есть люди на земле… Один, без дружбы, не проживешь… Около хорошего человека потрешься — как медная копейка о серебро — и сам за двугривенный сойдешь… Старайся не поддельным, а настоящим быть… Ум имей хоть маленький, да свой…

        • Всегда ли опыт старших положителен?

        — Продолжите тему сочинения, дописав её вторую часть, исходя из того материала, который мы только что с вами обсудили. ( «Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших, и всегда ли надо прислушиваться к их советам )

        — Разрешите дать вам совет: в сочинении попробуйте провести литературные параллели того жизненного опыта, который передают отцы своим сыновьям. Это поможет вам написать глубокое по содержанию сочинение и выполнить одно из главных требований: объём – не менее 350 слов.

        4. Составление тезисного плана сочинения на тему:

        «Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших и всегда ли надо прислушиваться к их советам

        Примерный тезисный план

        1. Наставления отцов бывают разные: многое зависит от мировоззрения старших, их нравственных устоев, поэтому к советам и наставлениям надо относиться избирательно, взвешивая все «за» и «против», учитывая и свой жизненный опыт.

        2. Иногда отцовский опыт позволяет избежать ошибок сыновьям.

        3. Наблюдения над жизнью могут развенчать безнравственную мораль отца.

        4. Отцовский завет – лучший опыт.

        5. Опыт отца – страховка от ошибок.

        6. Жизненные наблюдения, то есть практический опыт, не менее важен, чем советы родителей.

        III. Домашнее задание.

        Напишите сочинение, используя материал, собранный на уроке.

        Используемые электронные ресурсы:

        1. http://donlib. ru/celebrate/2010/10/15/90-let-centralnoj-gorodskoj-biblioteke-im-gorkogo. html.

        2. Горький, М. Собрание сочинений [Текст] : в 8-ми т. / М. Горький. — М. : Советская Россия, 1987.

        3. Горький, М. Фома Гордеев [Текст] : роман / М. Горький. — М. : Государственное издательство , 1949. — 264 с. : ил., портр. — (Б-ка советского романа).