131-132 русский язык 5 класс
Дата 02.04.18
03.04.18
Учитель Дронова Н. Г.
Тема Р/
Цели. Личностные: совершенствовать свою речь
Метапредметные: анализировать языковой материал; извлекать информацию из иллюстрации, осуществлять информационную переработку текста в план; использовать разные источники информации; строить монологическое высказывание в устной и письменной форме, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия; находить в тексте требуемую информацию; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.
Предметные: определять тему и основную мысль текста, составлять план к сочинению-описанию из ключевых слов; создавать тексты-описания картины. Опорные понятия, термины: сочинение, описание, план.
Оборудование: репродукция картины «Гвидон и царица» (на экране только иллюстрация без названия); портрет И. Билибина, презентация, учебник, упр. 431, 432, 433, рубрика «Это интересно» на стр. 77, технология «Образ и мысль», дискуссия, учебный диалог.
Ход урока
Работа проводится на 2-х уроках.
1-й урок
Этап 1. Мотивационный
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание мотивации к действиям на уроке
Этап 2. Формулирование цели урока
Сообщение учащимся темы урока, не указывая автора и название произведения.
Этап 3. Организация отбора материала к сочинению
Предлагаю для обсуждения вопросы один за другим: « Что вы видите? (дополнения: «Что еще вы видите?», «Кто-нибудь может еще что-то добавить?», «Есть ли еще что-то, о чем не говорили?).
План обучения сочинению по тексту в 10 классе
... -Итак, ребята, сочинение по русскому языку пишется с опорой на прочитанный текст. Это сочинение отличается от сочинения по литературе, где вы видите тему. Предлагаю вашему вниманию пошаговый план сочинения. (СЛАЙД) План-схема к сочинению по русскому языку. 1.Вступление(Подвести к ...
Что происходит на картине? Как вы думаете, кто главный герой иллюстрации? Что вы можете сказать о нем? Где это происходит? Когда это могло происходить? Что, как вам кажется, могло заинтересовать художника в этом сюжете? Где, как вам кажется, находился художник, когда рисовал эту сцену?»
Этап 4. Определение темы и основной мысли сочинения
1)Показываю портрет И. Билибина и сообщаю краткие сведения о творчестве художника. (презентация) Дополнительные сведения — рубрика «Это интересно». Организует обсуждение темы сочинения и его основной мысли. «О чем бы вы хотели рассказать, глядя на эту иллюстрацию?»
2)Чтение текста упр. 431. Определяют название сказки. Объясняют, как поэт описывает чудный город. Результат: сформулирована тема рассказа и основная мысль; выполнено упр.431: закреплено умение находить нужную информацию в тексте
Этап 5. Составление плана рассказа
Составляют план сочинения – описания иллюстрации И. Билибина «Гвидон и царица»
Примерный план
1. И.Я. Билибин- один из лучших иллюстраторов русской сказки.
2. Цвет и настроение картины, атмосфера таинственности, старины и нарядности:
3. Моё отношение к картине.
Этап 6. Словарно-орфографическая работа
1)Выполнение упр. 431 (задание 1,2): объясняют, как они понимают слова отрясая грезы ночи. Подбирают синоним к слову очи.
2)Выполняют упр.433: читают словосочетания, которые помогут описать иллюстрацию И. Билибина «Гвидон и царица». Записывают их, вставляя попущенные буквы. Придумывают и записывают свои словосочетания к иллюстрации.
Этап 7. Систематизация материала.
1)Работа в группе с матрицей сочинения. Составление устного сочинения.
Чем знаменит автор иллюстрации в целом? Чем он знаменит как иллюстратор сказок Пушкина
один из … Он известен … Как иллюстратор же сказок Пушкина … знаменит тем, что …
II
1. Общее впечатление
Какой эпизод сказки изобразил художник? Нравится ли вам иллюстрация? Чем? Удалась ли художнику она? Какое впечатление вызывает картина?
На картине «Гвидон и царица» художник проиллюстрировал такие строки сказки: …, Мне эта работа Билибина … тем, что.. Я считаю, что … Картина вызывает у меня впечатление …
2. Анализ композиции (построения картины)
а) персонажи на переднем полене
Что (кого) вы видите на переднем плане? Что делает царевич? Как он выглядит? В какой позе запечатлён? Как одет? В какой позе царица, как она одета? Что делает Какие цвета использует художник? Почему?
На переднем плане мы видим … Царевич… Он … Гвидон одет в …Рядом с ним его … Она …Царица тоже , как и её сын, …Она одета в … Заметно , что … Художник использует при изображении этих персонажей …, потому что, наверное, ……
Пример сочинения для 5 класса «Сказки Пушкина»
... добрым молодцам урок». Сказки Пушкина в 5 классе по литературе изучают в каждой школе. Некоторые преподаватели дают более узкое задание ученикам — сочинение «Моя любимая сказка Пушкина» 5 класс. Еще ... в Окиян» (не перечить же царю). После долгих скитаний бочку прибило к пустынному острову, царица с сыном из нее выбрались. Там они встретили царевну Лебедь, и ...
б) описание места вокруг персонажей
Где находятся герои? Что вокруг них?
Герои находятся на … Чтобы показать это, художник изобразил … Вокруг царевича и царицы мы можем разглядеть …
в) задний план
Что мы видим на заднем плане картины?
Как он выглядит? Что представляет собой (напоминает)? В каких тонах изображён ? Какие детали можно ещё рассмотреть? Как эта деталь соотносится с героями?
Обращает на себя внимание… на заднем плане. Он … и представляет собой …Город изображён в …Вглядываясь в это … зрелище, я ещё рассмотрел(а) …
Ещё можно заметить …Город …,потому что
III
Какое отношение к сказке Пушкина хотел выразить , на Ваш взгляд, художник? Удалось ли это ему?
Художник…, создавая свою иллюстрацию, возможно, хотел … Удалось ли ему это? Я думаю, что …
2) Озвучивание результатов работы. (устное сочинение)
2-й урок
3) Написание сочинения. Пишут сочинение в черновиках. Проверяют. Переписывают на чистовой вариант.
Этап 8. Рефлексия.
Этап 9. ДЗ