Сочинение в формате ЕГЭ является по типу речи рассуждением.
«Рассуждение – это словесное изложение, подтверждение какой-либо мысли…Рассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.
Как строится текст-рассуждение и каковы требования к его построению? В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2)доказательство (или опровержение) этой мысли, то есть аргументы, сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.
во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом.
В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.»[1]
Навыки написания сочинения-рассуждения должны быть сформированы у учащихся.
Рецензия, отзыв или эссе?
По жанру сочинения в формате ЕГЭ имеют общее с рецензией, отзывом и эссе, так как «являются письменно высказанным мнением, содержат оценку текста, выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, в чем читатель согласен с автором и в чем не согласен…Различаются же они глубиной анализа, степенью официальности и обязательности следования определенному плану, схеме»[2]
Для рецензии, в отличие от школьного сочинения, обязательным является многостороннее рассмотрение текста с включением всех составляющих лингвистического анализа.
В отзыве же, как правило, говорится о тех впечатлениях, которые произвели книга, фильм, спектакль. Анализ лишь поверхностный.
Эссе – специфическая форма отзыва, трактующая о предмете только в той мере, в какой он произвел впечатление на автора. Автор эссе анализирует избранную проблему, не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. Подобную вольность допустить не может выпускник при написании сочинения в формате ЕГЭ, так как потеряет баллы по критериям К4, К5.
Таким образом, сочинение в формате ЕГЭ – особый жанр, в котором должны соблюдаться определенные критерии (К1-К12).
В нем есть лишь сходные черты с рецензией, отзывом и эссе.
Композиция сочинения
При написании сочинения в формате ЕГЭ нужно строго соблюдать критерии (К1-К12), чтобы набрать максимальное количество баллов. В этом сложность и простота работы. Мало демонстрировать красивый слог, умение рассуждать и грамотность — важно соблюдать все критерии, что требует строгой композиции. Однако в этом и есть выигрышность сочинения, потому что писать по определенному алгоритму гораздо легче и не требует особого творческого вдохновения и таланта. Предлагаю следующую «шпаргалку» для работы над сочинением в формате ЕГЭ:
Композиция сочинения (часть С)
1. Вступление:
- сообщение по теме (или)
- сообщение об авторе (или)
- вопросно-ответное единство (или)
- риторический вопрос.
2. Формулирование основной проблемы исходного текста.
(Нельзя подменять проблему исходного текста темой; нельзя называть несколько проблем, поднятых автором в тексте).
Задача : выбрать одну из проблем и четко ее сформулировать
3. Комментарий проблемы.
Задача : растолковать проблему, сказав об отношении общества к ней; определить ее актуальность и степень важности и так далее.
4. Формулирование позиции автора, комментирование позиции.
Задача: понять мнение автора относительно выделенной проблемы.
5. Изложение собственного мнения, коммуникативный замысел.
Задача: одобрить или не одобрить позицию автора, выразить солидарность или несолидарность; сформулировать собственную позицию по проблеме в виде тезиса, который нужно аргументировать.
6. Аргументация тезиса – доказательство справедливости собственной мысли.
Задача: подобрать не менее двух аргументов, доказывающих справедливость тезиса; прокомментировать аргументы, сделав определенный вывод.
7. Заключение:
- нравственный вывод (или)
- призыв (или)
- пословица-вывод (или)
- афоризм (или)
- пожелание на будущее.
Однако эта «шпаргалка» будет полезна только тем выпускникам, которые понимают значения терминов, используемых в алгоритме. Для отдельной категории учащихся полезно заглянуть в словарь.
«Небольшой словарь терминов, используемых в критериях оценивания ответа на задание части С
Аргумент – довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.
Аргументировать — приводить доказательства, аргументы.
Исходный текст – текст, предложенный экзаменуемому для анализа.
Идея авторская – главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому.
Комментарий проблемы – толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.
Коммуникативный замысел – попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте (коммуникативная компетенция – способность к речевому взаимодействию в различных сферах общения).
Мнение – собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд, точка зрения.
Проблема исходного текста – основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения. Внимание! Проблем (вопросов) может быть несколько.
Проблематика – совокупность вопросов (проблем), поставленных автором в тексте.
Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме, героям и т.д. (иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы).
Фоновый материал – материал, который экзаменуемый использовал для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события; цитаты; примеры из собственной жизни и т.д.).
Фактологическая точность- отсутствие фактических ошибок в фоновом материале.
Формально заявленное мнение – бездоказательное мнение («Я согласен / я не согласен с автором»).
Формулировка проблем исходного текста – определение основных вопросов. Поставленных автором в тексте.
Этика – учение о нравственности, о правилах поведения человека.
Корректность – вежливость, тактичность, учтивость.
Этически корректно сформулировать свое мнение – деликатно, тактично, соблюдая нравственные нормы и принципы, изложить свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста (согласиться или не согласиться0.
Этически некорректно сформулировать свое мнение – выразить его неделикатно, в грубой форме»[3] .
Вступление и заключение
Некоторые ученики считают, что вступление и заключение не нужны при написании сочинения в формате ЕГЭ, потому что в критериях оценивания они не оговорены. Но это неверно. Хотелось бы напомнить критерий (К5): 2 балла – «Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушения абзацного членения текста».
Отсутствие вступления и заключения в работе приведет к разрушению «смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения».
Сложнее всего написать вступление, потому что сочинение еще не написано. Для выпускников необходимо запомнить несколько форм вступлений, потренироваться в их использовании в различных тренировочных работах.
Формы вступлений
1) Вступление может вводить в тему текста: в 1-2 предложениях рассказать, о чем говорится в тексте.
2) Можно рассказать об авторе текста при условии, если что-либо известно о его биографии. Здесь важно не допустить две грубые оплошности: во-первых, не увлекаться историей жизни писателя, даже если она известна вам хорошо. Помните, что вступление может быть не более трех предложений! Во-вторых, не придумывать «биографию» автору, надеясь, что экзаменатор ее тоже не знает. Будет допущена грубая фактическая ошибка и потерян балл.
3) Форма вопросно-ответного единства тоже может быть одним из видов вступления. В этом случае в виде вопроса должна быть озвучена проблема исходного текста, а в виде ответа – тезис, который необходимо доказать.
4) Ряд риторических вопросов, созвучных теме или проблеме текста, сделает вступление к сочинению более эмоциональным и выразительным.
5)Вступление может состоять из ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.
6) Можно начать сочинение с цитаты, пословицы, поговорки, которая должна либо содержать основную мысль текста, либо затрагивать проблему. Однако при неправильном цитировании можно допустить фактическую ошибку и потерять балл ( К12).
Существуют и другие формы вступлений: описательное утверждение, иллюстрация какого-либо факта основной мысли или проблемы текста, использование ключевого слова. При написании вступления важно помнить, что оно должно быть небольшим, выразительным, логически и грамматически связанным с основной частью.
Формы заключений
Заключение — важная часть в сочинении, оно создает целостность, завершенность работы.
1) Один из распространенных видов заключения – нравственный вывод, урок, который должны извлечь читатели исходного текста, если его автор поднимает общественно значимую проблему.
2) Если в тексте рассматривалась проблема философского характера, то финал работы может быть открытым и передавать только личное впечатление.
3)Яркое сравнение или пример, подводящий итог рассуждениям также могут быть в качестве заключения.
4) Пословица или удачная цитата могут быть использованы в качестве заключения, но обязательно прокомментированы. Во избежание фактической ошибки нельзя искажать цитату.
Следовательно, роль вступления и заключения значительна. Чтобы не испытывать затруднений при их написании, нужно выработать навыки. Можно использовать один или два варианта на различных текстах, если эти варианты более удачны.