Итоговое выпускное

Сочинение

Цель жизни: почему это важно?

Цель жизни — это моральный ориентир, который дает смысл жизни и помогает человеку реализовать свой личностный потенциал. Если у человека нет цели, он может стать несчастным и чувствовать себя лишним в обществе, как герой романа Пушкина «Евгений Онегин».

Определение цели жизни для Евгения Онегина

Евгений Онегин в начале романа ведет обычную светскую жизнь, занимаясь балами, театром, прогулками и романами, но все это быстро наскучивает ему. Он не может найти счастья в «блистательных победах» и «вседневных наслаждениях».

Меткость образа «лишнего человека» в романе Пушкина

Достоевский считает образ «лишнего человека» в романе Пушкина одним из самых проницательных и выразительных в русской литературе. Он свидетельствует о глубине русской сути и создает образ бесприютной и несчастной души.

Онегин и его затворничество

Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.

Отвернувшись от общества, Онегин погружается в себя. Он пробует занять себя творчеством, но у него ничего не выходит: «труд упорный Ему был тошен». Пробует читать книги, но и здесь его ждет разочарование. И здесь Пушкин открывает в герое не типические, а индивидуальные черты, подчеркивает его оригинальность, своеобразие характера: «мечтам невольную преданность», «неподражательную странность» и «резкий, охлажденный ум». Онегин уже не похож на обыкновенного светского повесу — «условий света свергнув бремя», он сознательно выбирает одиночество:

Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.

Исследователи отмечали, что затворничество Онегина в Петербурге и в деревне — это его негласный конфликт с обществом, своеобразный протест против пустоты светской жизни, духовных догм, подавляющих индивидуально-личностное начало в человеке. Скука, тоска пушкинского героя — это жажда природной гармонии, это острая духовная неудовлетворенность, неудовлетворенность русской души, поиски цели и невозможность обрести ее. Это вечная тоска по чему-то истинному, настоящему.

2 стр., 535 слов

Как раскрывается в романе «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны? ...

... и гаданию. Так героиня верит «преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям…» ... национальный танец). Таким образом, «русская душа» Татьяны Лариной раскрывается А.С. Пушкиным разными способами: с помощью ... Об этом свидетельствует её письмо к Онегину, в котором героиня пишет, что Евгений ... самым близким человеком для героини становится няня Филипьевна – простая русская крестьянка. Именно ...

Философия потребления мира человеком

Как замечает В. Непомнящий, в основе жизни Онегина — пришедшая с Запада «философия потребления мира человеком», когда человек приравнен к Богу. В основе же русского православного сознания всегда было смирение, добро, милосердие и любовь к ближнему. Русское сознание, воспринявшее и европейскую культуру, и образ жизни, и образ мысли, сразу же лишилось всех своих основ.

1 Непомнящий В. Книга, обращенная к нам. «Евгений Онегин» как проблемный роман // Москва. 1999. № 6. С. 148.

Основной ответ:

Основной конфликт героя, Евгения Онегина, заключается в борьбе между его собственной натурой и усвоенной жизненной философией, а также в блуждании в лабиринте поведенческих стереотипов. Герой породил в себе чувство превосходства над окружающими, презрение к людям и чувство особого доверия к себе самому, собственной интуиции, уму, внутреннему голосу.

Волей судьбы Онегин попадает в деревню, и «перемена мест» порождает в нем надежду на изменение жизни. Здесь у Пушкина ощутим романтический мотив — бегство героя из мира цивилизации в мир природы. Также в поэме мы чувствуем противопоставление этих двух миров, за которыми стоят Онегин и Татьяна. Одним из первых этот мотив в пушкинском романе заметил Герцен: «Цивилизация нас губит, сбивает с пути… заставляет переходить от чудачества к разгулу, без сожаления растрачивать наше состояние, наше сердце, нашу юность… Мы занимаемся всем: музыкой, философией, любовью, военным искусством, мистицизмом, чтобы только рассеяться, чтобы забыть об угнетающей нас огромной пустоте».

Но надеждам героя не суждено сбыться: ему по-прежнему нечем заняться: к природе он равнодушен, хозяйство и обычная жизнь помещика его не прельщают, интересы соседей, их разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» кажутся ему пошлыми и бессодержательными. Он знакомится с Татьяной, она влюбляется в него, казалось бы, «счастье так близко…», но он не допускает самой возможности его.

Противоречивость натуры Онегина, его внутренний конфликт особенно отчетливо проявляются в его отношениях с Татьяной. Эта героиня в романе олицетворяет собой ту цельность мира, то истинное, подлинное, к чему так тянется его душа. И Онегин уже заметил, выдел ил ее из всех, указав Ленскому на ее оригинальность. Исследователи отмечали, что его любовь зародилась не вдруг, не в одночасье неожиданной встречи с Татьяной в Петербурге. Нет, отношения Онегина с Татьяной завязываются уже во время первой встречи, он допускает саму их возможность в разговоре с Ленским. Однако чувства Онегина здесь сталкиваются с моралью, признающей несообразность (а в чем- то даже и пошлость) для него обычного семейного счастья. Скептик и индивидуалист, превыше всего он ставит личную независимость, недавно обретенную им свободу от страстей, от общества в целом. «Как! он, перегоревший в страстях, изведавший жизнь и людей, еще кипевший какими-то самому ему неясными стремлениями, — он, которого могло занять и наполнить только что-нибудь такое, что могло бы выдержать его собственную иронию, — он увлекся младенческой любовью девочки-мечтательницы, которая смотрела на жизнь, как он уже не мог смотреть… И что же сулила ему в будущем эта любовь?» — так объяснял поведение Онегина Белинский 1 .

3 стр., 1145 слов

Авторская личность и формы выражения в произведениях Г.Р. Державина ...

... ]. 2. Проявление авторской личности в стихотворении «Евгению. Жизнь Званская» По мнению Ларковича, в данном стихотворении ярко проявляется многообразие восприятия Державиным мира. Поэт не замыкается в однобокости жанровой модели бытия ... Т.4. М., 2000. 10. Алпатова Т.А. Аксиология Г.Р. Державина (к анализу стихотворения «Евгению. Жизнь Званская»). 2011

1 Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая. — www .az .lib .ru

Герои романа «Евгений Онегин» Александра Пушкина, Онегин и Татьяна, на первых порах мало что знают друг о друге. Евгений недооценивает истинную сущность Татьяны, видя в ней только мечтательную провинциальную даму. Одновременно она ошибочно отождествляет его с романтическими литературными героями. Эта драматическая непонимание становится ключевой ошибкой Евгения, о которой он будет горько сожалеть позднее. Несмотря на его дар проникновения, он не раскрывает глубину Татьяниной личности и не видит, что перед ним стоит удивительная и «гениальная натура.» Он не ощущает, насколько глубоким и трагическим является чувство Татьяны, и не понимает, что ее неответная страсть может поставить ее на грани гибели. Главное, он не понимает, что любовь, которую Татьяна испытывает, является даром судьбы, редким счастьем, ради которого стоило бы изменить свой образ жизни, привычки и будущие планы [1].

[1] Гуревич А.М. «Сюжет ‘Евгения Онегина’. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам.» М., 2001.-С. 33.

Одним из важных моментов в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина является сцена ссоры и дуэли между главными героями — Онегиным и Ленским.
Необходимо отметить, что эта сцена является точкой накала напряжения между двумя разными мирами и мировоззрениями. Герои слишком различны, чтобы сосуществовать мирно, и их различия становятся явными на именинах в доме Лариных, куда Ленский приглашает Онегина. Исследователи отмечают, что Онегин вовлечен в общество, которое он старался избегать, и которое он считает просто сбродом. Видимо, для него это общение является оскорбительным, а также вызывает негативные эмоции у Татьяны, которая почти упала в обморок при его виде. Эта сцена, по словам исследователей, выглядела Онегину пошлой и провинциальной, что стало причиной его обещания отомстить Ленскому.
Однако не следует забывать о поведении самого Ленского в этой ситуации. Он расценил флирт Ольги с Онегиным и их танец как хитрость и измену, что привело к дуэли. Следуя светскому кодексу чести, Онегин принял вызов и убил своего друга. Исследователи отмечают, что Онегин не желал смерти Ленского и винил себя во многом за эту трагическую развязку. Он понимал, что должен был принести честь и ум в этом поединке, но вновь оказался в плену светских стереотипов поведения. Это свидетельствует о том, что внешняя свобода не способствовала освобождению его внутренней натуры.
Таким образом, сцена ссоры и дуэли между Онегиным и Ленским в «Евгении Онегине» иллюстрирует не только конфликт двух разных миров и мировоззрений, но и погружение героев в плен светской поверхности, не позволяющей им обрести внутреннюю свободу.

Убийство Ленского

Сам герой воспринимает эту дуэль как убийство и тяжело переживает случившееся — «окровавленная тень Ему являлась каждый день».

3 стр., 1107 слов

Онегин и Ленский в романе Пушкина «Евгений Онегин»

... желания хоть с кем-нибудь пообщаться. Онегин и Ленский — это лед и пламень. Так как характер Ленского — это совершенное противоположное проявление характера Евгения. Пушкин показал Владимира, как человека не ... Как писал русский критик В.Г. Белинский: «Онегин — эгоист поневоле». И я с этим полностью согласна. Онегин рано постиг пустоту светского общества и почувствовал себя чужим, лишним человеком ...

Покинув свое селение, Евгений отправляется в путешествие, но и в этом он не находит для себя спасения. Неприятие жизни доходит в нем до крайности — Онегин не принимает уже и самого себя:

Питая горьки размышленья,

Среди печальной их семьи,

Онегин взором сожаленья

Глядит на дымные струи

И мыслит, грустью отуманен:

Зачем я пулей в грудь не ранен?

Зачем не хилый я старик,

Как этот бедный откупщик?

Зачем, как тульский заседатель,

Я не лежу в параличе?

Зачем не чувствую в плече

Хоть ревматизма? — Ах, создатель!

Я молод, жизнь во мне крепка;

  • Чего мне ждать? Тоска, тоска!..

«Вот оно, страдание истинное, без котурна, без ходуль, без драпировки, без фраз, страдание, которое часто не отнимает ни сна, ни аппетита, ни здоровья, но которое тем ужаснее!.. Спать ночью, зевать днем, видеть, что все из-за чего-то хлопочут, чем-то заняты: один деньгами, другой женитьбою, третий — болезнию, четвертый — нуждою и кровавым потом работы, — видеть вокруг себя и веселье и печаль, и смех и слезы, видеть все это и чувствовать себя чуждым всему этому, подобно Вечному жиду… это страдание не всем понятное, но оттого не меньше страшное…» — писал Белинский 1.

Убийство Ленского становится для Онегина огромным нравственным испытанием. Именно после этих событий открывает он в своей душе любовь к Татьяне. Однако счастье героев уже невозможно, потому что время невозможно повернуть вспять.

Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле», так как светская жизнь развила в нем эти качества, не дав реализоваться природным задаткам его. Герцен, Достоевский, Мережковский утверждали пагубное влияние на пушкинского героя цивилизации. Однако Пушкин, мотивируя характер Онегина «типическими обстоятельствами», требует от своего героя большего, прежде всего честности в отношениях с самим собой, великодушия, сердечности. И в этом смысле ««Евгений Онегин» — подлинный «акт сознания для русского общества, великий шаг вперед для него» 2 .

Таким образом, финал романа невольно вызывает в памяти слова Сенеки: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

1 Белинский В. Г. Указ. соч.

2 Там же.

Итоговое выпускное 1