Урок русского языка по теме «Сочинение по картине К.Д. Юона «Мартовское солнце».
Цель урока:
- познакомить с жизнью и творчеством великого русского художника Константина Фёдоровича Юона;
- формировать у учащихся умение наиболее точно, правдиво и ярко описывать картину, связно строить текст в определённой композиционной форме;
- развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
- создать условия для воспитания эстетического восприятия произведений искусства, развитию чувства прекрасного, любви к природе, к Родине.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, слайды, презентация к уроку, карточки с опорными словами на каждой парте, музыка на компьютере, рисунки подснежников, книжечки с пословицами и загадками о весне.
Методические приёмы: выразительное чтение стихотворений; индивидуальные сообщения; анализ иллюстрации картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце»; слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Март»; подборка детьми пословиц и загадок о весне, оформленных книжечкой; работа над лексическим значением слов; написание сочинений детей на рисунках подснежника.
Ход урока.
1 Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце» с использованием опорных слов
— Судя по названию картины, о каком времени года пойдет речь? Какие основные особенности марта вы знаете?
Ученики : Тает снег, прилетают первые птицы – грачи, солнышко греет сильнее. Март — месяц перехода от зимы к весне, когда на улицах еще лежит снег, сугробы покрываются ледяной темнеющей коркой, а солнце начинает заметно пригревать.
По картине Мартовское солнце Юона 8 класс
... природа. В ней чувствуется радость от наступления долгожданной весны. Сочинение по картине Мартовское солнце Юона 8 класс Юон Константин Федорович был мастером в жанре пейзаж. Художник имел свой дом в Подмосковье и ... солнце он быстро растает. Домики очень красивые и ухоженные, видно, что хозяева любят и ценят свое жилище. Всю деревню окружают ... по которой двое всадников, единственные люди на картине, ...
— Учитель : Март – это особый месяц, когда весна только вступает в свои права. На обочинах еще лежит подтаявший снег. Он нежится в лучах мартовского солнца, весело смеется – и незаметно тает. Деревья радуются приходу весны, но они пока еще не готовы обзавестись роскошной листвой. Просто все понимают, что мартовское солнце – это обманчивая теплота, которая не готова радовать собою долго.
2 Знакомство с биографией и творчеством К.Ф. Юона.
Одним из таких великих художников был Константин Фёдорович Юон (СЛАЙД)
К.Ф. Юон родился в 1875 году и умер в 1958г. Судьба всячески благоволила Юону, Он прожил долгую жизнь — 83 года. Детство его прошло на московской окраине в Лефортово , одном из самых интересных районов старой Москвы. Неизгладимое впечатление произвело на него посещение Третьяковской галереи , после которого он твердо решил стать художником и поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества . Там его учителями были такие выдающиеся художники, как И. И. Левитан, К. А. Коровин, А. М. Васнецов, К. А. Савицкий. Ему было присвоено звание народный художник СССР.
И хотя Юон вошел в историю русского искусства многогранным художником , наибольший интерес представляет творчество Юона-пейзажиста , он обогатил живопись новым архитектурным пейзажем , своеобразным изображением природы Подмосковья , старой русской провинции.
— Ребята, а что такое пейзаж? (Это картины природы).
А художника, который пишет пейзажи, называют – пейзажист.
3 Рассматривание картины.
—Сегодня мы будем писать сочинение по его картине, которая называется «Мартовское солнце».
—Перед вами сейчас предстанет репродукция картины, давайте сначала вспомним, что такое репродукция ?
Репродукция – это уменьшенная копия картины.
Что привлекло ваше внимание на переднем плане? ( деревенские ребятишки на лошадях)
—А ещё кого видите в центре картины? (жеребёнок резвится, весь в снегу, собака с ним играет)
—Какое у них настроение? (радостное, весёлое, счастливое)
Описание картины Мартовское солнце Юона (8 класс)
... раз вижу картину, в которой так живо показана зимняя сельская природа. В ней чувствуется радость от наступления долгожданной весны. Сочинение по картине Мартовское солнце Юона 8 класс В творчестве ... 20 картин. «Мартовское солнце» — один, из наиболее популярных пейзажев этого писателя. Когда смотришь на неё, переносишься в 1915 год – в год, когда была написана эта картина. Она изображена в светло ...
Что ещё изобразил художник?( деревья)
— Опишите деревья. (Высокие берёзы, тополя, величаво раскинувшие свои ветви, тянутся к солнцу).
— Что можете сказать о снеге? ( синеватый, осевший, потемнел, подтаял)
— Большое место в картине отведено изображению снега. Но снег у художника не просто белый, он переливается всеми цветами: то ослепительно сверкает на солнце, поражая белизной, то переходит в густые сине — фиолетовые тона.
—Как художник изобразил небо? ( Ясное, голубое, высокое, чистое, оно большое-большое, без конца и без края).
—Изображено ли на картине само солнце? (Нет).
—Каким образом автор показал его присутствие? Его на картине нет, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Теплым светом мартовского солнца пронизано все вокруг .
-Как думаете, какой воздух? (Прозрачный, легкий, чистый, свежий, морозный).
— Можете представить, чем пахнет весна на картине? (свежестью, талым снегом, первой водой, лошадками)
—Что изображено на заднем плане? ( Деревенская улица , уходящие вдаль дома на пригорке. Пригорок, – это небольшой холм, бугор. )
4 Составление плана.
—А сейчас мы с вами составим план нашего сочинения. Чтобы составить план, надо подумать, какой тип текста мы будем писать.
Ученики: это тип текста описание, потому что мы будем описывать картину, к тексту можно задать вопрос КАКОЙ?
—Сколько частей будет в нашем плане?
Ученики: В нашем тексте будет 3 части.
—Какие?
Ученики: Вступление, основная часть и заключительная.
—О чём будем писать во вступительной части? С чего начнём наше сочинение?
Ученики: Слово о художнике. К.Ф.Юон – мастер пейзажа. Его картины природы жизнерадостны, праздничны.
—О чем будем писать в основной части?
Ученики: Будем описывать картину.
— С чего надо начать описание пейзажа?
Ученики: Надо сказать, что на картине художник изобразил время года – раннюю весну, а затем описывать то, что на переднем плане, затем в центре, а затем на заднем плане.
—А в заключении?
Ученики: Моё отношение к картине или какое настроение вызывает картина.
План.
І К.Ф. Юон — мастер пейзажа.
ІІ Описание картины:
- пробуждение природы.
- жанровая сценка;
- деревья – великаны;
- описание снега;
- изображение неба, солнца, воздуха;
- деревенская улица.
ІІІ Моё отношение к картине.
5 Слайд с опорными словами
І К.Ф. Юон — мастер пейзажа. |
написал много, жизнерадостны, праздничны |
ІІ Описание картины:
|
ранняя весна, время пробуждения природы, |
2) жанровая сценка; |
деревенские ребятишки на лошадях, лающая дворовая собачонка, приносят жизнь, движение |
3) деревья; |
высокие, белоствольные красавицы — берёзы; тополя, величаво раскинувшие свои ветви, тянутся к солнцу |
4) снег; |
синеватый, подтаял, осел, видны голубые тени |
5) небо, |
голубое, ясное, высокое, чистое, большое – большое, без конца и края |
солнце, |
виден розоватый, золотистый свет, пронизано все вокруг |
воздух; |
прозрачный, чистый, свежий, |
6)деревенская улица. |
вдали на пригорке, добротные дома |
ІІІ Моё отношение к картине. |
6 Рассказ учащихся по плану.
К.Ф. Юон – мастер пейзажа. Он написал очень много красивых картин о природе. Его картины праздничны, жизнерадостны.
На картине «Мартовское солнце» Юон изобразил раннюю весну – время пробуждения природы. Снег лежит ещё повсюду, но уже потемнел, осел. Он переливается всеми цветами. На снегу видны голубые тени от деревьев. Белоствольные берёзки и тополя стоят, как великаны. Они тянутся своими ветвями к солнцу. Солнца на картине нет, но повсюду виден его сияющий свет. Небо голубое, высокое, чистое. Оно большое – большое, без конца и без края. Воздух чистый, прозрачный, свежий. Внимание привлекают деревенские ребятишки, скачущие на лошадях. Весело резвится жеребёнок, с ним играет собачка. Вдали на пригорке стоят большие добротные дома.
У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.
— Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске.
У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.
Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде картины ранней весны.
Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первое пробуждение природы.
7 Самостоятельная работа.
8 Итог урока.