«Конспект урока по литературному чтению на тему: » Сочинение-подражание К. Д. Ушинскому «Жалобы зайки».»
Литературное чтение, Сочинение-подражание Ушинскому
(К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»)
Цели:
высказывать
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
прогнозировать
представлять
Ход урока
Ι. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания., Беседа с учащимися:
- Совпали ли ваши первоначальные предположения с содержанием текста?
- В чём причина этого несовпадения? (Заголовок текста «Жалобы зайки» настраивает на чтение сказки, художественной прозы.)
– Что нужно было выполнить перед чтением? (К.Д. Ушинский писал учебные книги, а значит, «Жалобы зайки» – текст из раздела «О природе», главная его задача – рассказать о зайце.)
Рассказ о зайце в соответствии с содержанием рассказа К.Д. Ушинского., План рассказа:
а) внешний вид зайцев;
- б) где и как они живут;
- в) чем питаются зайцы;
- г) как спасаются от врагов;
- д) враги зайцев в природе;
- е) заячий характер.
- Чем не похож получившийся рассказ на авторский текст? На что похож? Почему это произошло?
- Почему К.Д. Ушинский рассказал о зайце художественным, а не научным языком?
- Вопросы из учебника (задание 2, с. 207).
II. Развитие умений.
1. Подготовка к сочинению-подражанию.
- Понравилось ли вам узнавать новое, читая художественное произведение?
- О каком животном хотелось бы рассказать вам?
- Подумайте, как будет называться ваш рассказ, исходя из представлений людей о характере и других особенностях этого животного.
(«Хвастовство лисицы», «Похвальба медведя», «Ворчанье ежа», «Трескотня сороки», «Обиды крота», «Шипенье змеи» и т.д.)
- Вспомните, что знаете об этом животном, запишите план рассказа.
- Подумайте, каким языком будет говорить ваш герой.
- Подумайте о своём отношении к этому животному. Будете ли вы его выражать в тексте? Как?
- Придумайте первое предложение сочинения.
Посмотрите, как начал свой рассказ К.Д. Ушинский. Обратите внимание на связь между словами автора и героем рассказа.
Педагогические труды К.Д. Ушинского
... жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности». Научная, педагогическая и литературная деятельность Ушинского была глубоко чуждой и враждебной официальной России. Когда Д. Ушинский 22 декабря ...
- Вот, например, догадайтесь, о каком герое будет рассказываться:
Раскаркалась, разгорланилась серая , усевшись повыше на ветку дерева, клювом щёлкает, кричит-говорит… (о вороне).
А теперь:
Расчирикался, распушился молодой , увидев хлебную крошку, друзей на пир зовёт и всё пищит-приговаривает…
(о воробье).
См. материалы в тетради, урок 65
2. Написание сочинения.
- Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
- Какое умение формировали?
ΙΙΙ. Итог.
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
IV. Домашнее задание.
По желанию напишите свою сказку.