Алтынсарин-мой кумир

Эссе

В своем эссе я хотел бы поговорить о своем кумире. Конечно за всю свою недолгую жизнь я менял идеалы и примеры для подражания. Некоторые я перерастал ,а некоторые просто перестали быть актуальными. Сегодня у молодых людей полно идолов и кумиров которым они полоняются и чьим примерам следуют, начиная от звезд спорта и заканчивая певцами ,артистами и актерами. Незыблемыми кумирами для каждого человека, всегда являются родители, которые его вырастили, воспитали. Это люди с непререкаемым авторитетом ,чьим советам их дети следуют, и я в том числе. Мои родители –это моя жизнь.

Но в своем эссе я хотел бы поговорить о человеке, который является кумиром для целого народа, для каждого казахстанца ,без исключения. В славной плеяде наших выдающихся земляков особое место занимает замечательный ученый, просветитель, педагог-новатор, писатель, поэт, основоположник казахской письменной литературы, этнограф и публицист Ибрай Алтынсарин.

Этотму человеку мы обязаны первыми учебниками,именно он начал образовывать наш народ. Это имя знают все. Оно у всех на устах-это И.Алтынсарин. Именно его стих я помню еще со школьной скамьи, оно крепко врезалось в мою память и его смысл навсегда остался в моем сердце, этот призывучится.

Кел, балалар, оқылық,

Оқығанды көңілге

Ықыласпен тоқылық..

Мал дәулеттің байлығы,

Бір жұтасаң жоқ болар,

Оқымыстың байлығы,

Күннен- күнге көп болар,

Еш жұтамақ жоқ болар.

Эти строки известны абсолютно каждому казахстанцу. Так почему же я выбрал своим кумиром именно этого великого просветителя?!

Я считаю что кумир это человек, который сделал много для целого народа, который посвятил себя этому народу. Именно таким и был И.Алтынсарин. И. Алтынсарин будучи выходцем из обеспеченной семью, получил хорошее образование. Он был всесторонне развит, писал стихи, рассказы, переводил рассказы русских писателей на казахский язык. И он четко понимал что образование-это лавный путь для казахского народа к величию, процветанию и славе.

11 стр., 5242 слов

Лямзина т ю жанр эссе к проблеме формирования теории

... к теории и функционированию жанра эссе в отечественных и зарубежных исследованиях разнятся. Очевидного жанр эссе ... эссе - рассказ - пьеса - поэзия) эссе является "самой непосредственной и утилитарной" из литературных форм, стихотворные формы - "самые опосредованные и эстетические". Под утилитаризмом жанра эссе ... почвы реальных фактов и решать проблемы познавательного и практического характера. Вместе ...

Ы брай Алтынсарин заложил основы казахского светского образования, он – автор первых учебников на казахском языке», —

Он считал что дети должны получить образование чтобы быть полезными своему народу.

Стоит ли говорить что мы обязаны это великому просветителю созданием казахского алфавита на основе русской графике, открытием двуклассного центрального училища для казахов и сети народных светских школ. Именно по его инициативе в школах ввели учебные предметы: география, черчение, история, арифметика, естествознание, закон божий, знакомит с грамматикой русского языка. Обучение велось по руководству И. Алтынсарина и К. Д. Ушинского.

Он разработал каким должно быть оборудование в школе: удобная мебель, складная классная доска, 2 или 4 низких круглых стола, сундук для хранения книг и письменных принадлежностей. Считал, что школа должна давать знания, обеспечивающие достижения целей (умственная, нравственная, совершенствования ребёнка).

А учитель должен пользоваться методической литературой, педагогическими журналами, при школе должна быть библиотека с полным комплектом наглядных пособий. Упражнения это основа обучения устной и письменной речи.

Предложил отбор предметов в учебном плане, как учить и для чего учить. «Надо давать хорошее образование, учить как попало нельзя». Знания должны быть реальными, способствующие умственному и нравственному развитию личности

Много сил и энергии просветитель тратил и на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, необходимых для экономического развития Казахстана.

Многосторонняя деятельность И. Алтынсарина способствовала экономическому, культурному и духовному развитию казахского народа.

За этими фактами сухими цифрами стоит огромная организаторская работа, способность мыслить масштабно и умение убеждать власти в необходимости выделения средств (причем немалых) на развитие образования. Сегодня остается только удивляться неуемной энергии и работоспособности Ибрая Алтынсарина, вложившего неоценимый вклад в развитие образования и культуры Казахстана.

Ыбрай Алтынсарин – выдающийся просветитель, общественный деятель,

педагог-новатор, учёный-этнограф, поэт и прозаик, один из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка, создатель казахского алфавита на основе русской графики.

Ы.Алтынсарин был пламенным борцом за прогрессивное развитие казахского народа. Веками кочевник считал, что все его богатство — скот. Но гораздо прочнее другое, истинное богатство — знания. В этом и стремится Алтынсарин убедить молодежь. Только знания могут сделать человека всемогущим, счастливым.

8 стр., 3885 слов

Казахская музыкальная культура

... события доказахской и собственно казахской истории. Появившиеся несколько позже архаичные образцы инструментальной музыки народа, - кюи - ... сверхъествественным силам. В глубь веков уходит и история развития домбровой и сыбызговой инструментальных традиций. Свидетельством древнего ... общности. Дальнейшая самостоятельная жизнь давала новые художественные знания и опыт через участие в молодежных играх ...

Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог-новатор, учёный-этнограф, поэт и прозаик, один из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка, создатель казахского алфавита на основе русской графики.

И.Алтынсарин был пламенным борцом за прогрессивное развитие казахского народа. Он заложил основы общего и профессионального образования в крае, открыв начальные школы, ремесленные и женские училища.

Нужно отметить что, выдающийся просветитель Ы. Алтынсарин не только создавал светские народные школы, но и научно разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия.

И это лишь маленькая толика из его заслуг. Его заслуги признает даже наш президент. По всей стране ему посвящены улицы, открываются музеи ,памятники и учебные заведения ,названные в его честь.

Такие люди, сделавшие так много, для целого народа и должны быть кумирами целых поколений. Я смело могу сказать что именно благодаря ему наш казахстанский народ так образован. И к тому, же он мой земляк, и это еще один повод для гордости.