Жалобы школьных вещей

Сочинение

Сочинение

«Жалобы школьных вещей» по аналогии с рассказами

Н.И Сладкова «Сердитые голоса».

Цель: ознакомление с диалогом и монологом, их различием;

  • с оформлением на письме текста-диалога;
  • совершенствование умения строить текст в соответствии с задачей высказывания;
  • развитие умения использовать синтаксические и лексические средств выразительности в письменной речи.

Оборудование: портрет Н.И Сладкова, книга Н.И. Сладкова «Сорочьи тараторки», аудиозапись голосов птиц, слайды с изображением птиц, картинки с изображением учебных вещей, карточки с текстом жалоб из книги Н.И. Сладкова.

Домашнее задание ( предлагается заранее): найти в книге Н.И Сладкова жалобы животных и растений.

Ход урока.

I Вводная беседа. (Звучат голоса птиц. Учитель показывает слайды с их изображением.)

  • О чем пели и рассказывали нам птицы? Кто понял?
  • Портрет какого писателя вы видите на доске?
  • Какие его книги вы читали? О чем он пишет в своих книгах?

В своей книге «Сорочьи тараторки» замечательный писатель Н.И. Сладков рассказал нам, о чем говорят птицы, звери и даже растения в лесу. Н.И. Сладков с детства проводил много времени в парке и часами следил за жизнью птиц. Вел дневник, записывал все, что его удивляло или огорчало. А позже он решил поведать нам о своих открытиях.

  • Чему нас учат эти рассказы?

( Быть внимательными ко всему живому, не быть равнодушными, заботиться о живых существах.)

II Объявление темы урока. Анализ текстов-жалоб. Ознакомление с монологом и диалогом.

  • Прочитайте на доске тему урока. Над каким сочинением будем сегодня работать?

На доске: Жалобы школьных вещей.

  • Прочитайте тексты жалоб из книги Н.И. Сладкова.

Карточки у каждого ученика:

1

Оскорбляют словом и действием! Кого обзывают мерзкими тварями? Нас жаб. Уж мы такие, уж мы сякие! Мы и противные, и скользкие, и ядовитые. Почему у ребят на руках бородавки? Тоже, оказывается, от нас. А раз так – бей жаб!

А ведь мы пользу приносим. Поедаем в ваших огородах слизней, гусениц, личинок. И бородавки совсем не от нас. И не такие уж мы уродины: у нас красивые золотистые глаза

Не нравится вид наш, так хоть наши дела уважайте!

13 стр., 6355 слов

Карен Хорни и её книга Невротическая личность нашего времени

... какой-либо основы в реальности. Эти чувства неполноценности могут открыто проявляться в форме жалоб или тревог, а приписываемые себе недостатки восприниматься как факт, не требующий доказательств. ... конфликты порождаются главным образом социальными факторами. В 1937 г. вышла ее первая книга — «Невротическая личность нашего времени», посвященная анализу роли социальных факторов в возникновении ...

Серые жабы

2

Дуб и рябина.

  • Ой, рябина-рябинушки, что взгрустнула ты?
  • Была я, дуб, тонкой рябинкой, а стала сухой корягой.

Ободрали меня ребятишки как липку, разделали под орех. Ни ягод на мне, ни сучков, ни веток – хоть в костер головой! Хоть бы ты, дуб, меня защитил.

  • Что ты, что ты! Я сам теперь, голубушка, такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю-то осень желуди с меня сшибали, камнями да палками по голове молотили. Всю душу вытрясли! Был я дубом, стал дубиной
  • Таких текстов в книге Н.И.

Сладкова много. Почему все они названы «Сердитые голоса»?

  • Как узнать чьи это сердитые голоса?
  • Разберемся, как построены тексты. Прочитайте жалобу серых жаб. О чем говорят жабы?
  • Чем заканчивается этот текст?
  • Прочитайте просьбу жаб выразительно.
  • Какие предложения использованы автором, чтобы высказать обиды жаб?
  • С каким чувством жабы задают вопросы и сами отвечают на них?
  • Прочитайте второй текст. Чьи сердитые голоса мы услышали?
  • Какай из этих текстов можно прочитать по ролям? Почему?
  • Как дуб обращается к рябине? Почему?
  • Какой знак использован в тексте, чтобы выделить речь каждого героя?
  • На что жалуются рябина и дуб друг другу?
  • Какие выражения особенно ярко передают их обиды?
  • Как вы понимаете эти выражения:
  • разделали под орех – беспощадно расправились;
  • ободрали как липку – оголили полностью;
  • хоть в костер с головой жить не хочется;
  • душу вытрясли – измучили.
  • Прочитайте текст «Дуб и рябина» по ролям.
  • Определите, какой текст построен как монолог, а какой – как диалог. Используйте справку на доске.

ДОСКА:

Монолог – речь одного лица.

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

  • Чем различаются монолог и диалог?

III Постановка учебной задачи.

  • Мы с вами каждый день приходим в школу, пользуемся различными предметами, сидим за партой, выходим к доске. Какие учебные вещи могли бы пожаловаться?

(На доске вывешиваются картинки с изображением: тетради, портфеля, мела, карандаша, пенала, ручки)

  • Вам нужно выбрать одну школьную вещь и перечислить, на что она может пожаловаться.

(Работа в парах или самостоятельно)

  • Определите, как будете строить текст жалобы: как монолог или как диалог?
  • Чему будем учиться в работе над сочинением?

(Составлять текст в виде монолога или диалога.)

IV Обсуждение содержания, речевого оформления текста и его частей.

  • Какое задание вы выполняли дома? Приведите примеры разных жалоб.
  • Как у Н.Сладкова начинаются тексты жалоб в форме монолога?

(Учащиеся приводят примеры текстов, которые начинаются с представления героев рассказа, с самой жалобы, с благодарности и т. д.)

19 стр., 9179 слов

Сообщение «Учим создавать текст-повествование. Умения, необходимые ...

... материалы (как один из вариантов) для организации обучения. Знакомство с понятиями “Текст”, “Тема текста”, “Заголовок”, “Основная мысль”, “План текста”, “Признаки текста” 1. Прочитайте и сравните две записи на доске. Что за записи ... тем сочинений, по заголовку которых ученик на этапе ориентировки может сразу определить, какой тип текста будет лежать в основе сочинения. Таблица 4 Тематика сочинений в ...

  • Как начинаются тексты в форме диалога?

( С вопроса.)

  • Что кроме жалоб может быть в тексте?

( Призыв, угрозы, предупреждения, рассказ о пользе и др.)

  • Как заканчиваются тексты жалоб?

( Призывом, обещанием, вопросом, просьбой и т. п.)

  • Приведите примеры таких текстов.
  • Подумайте, как вы начнете текст жалобы.
  • Какие слова и выражения нужно использовать, чтобы читатель посочувствовал вашей учебной вещи?

( Слова и выражения, передающие ее переживания.)

  • Тема сочинения «Жалобы школьных вещей». Ваш текст может иметь свое название. Как вы назовете свое сочинение?

(«Сердитые голоса школьных вещей», «Школьные жалобы», «Жалоба школьной парты», «Разговоры школьных вещей»)

V Запись текстов.

VI Итог урока.

  • Расскажите, как вы построили свой текст.

Детские сочинения.

Жалоба стула.

Ах, эти ученики! Что они с нами делают? На переменах становятся ногами на нас, садятся на спинки, кидают на пол. А на уроках: выкручивают болтики, качаются для того, чтобы мы скрипели, стараются выцарапать гадкое слово.

Вот если нас не будет, что вы будете делать?

(Должков Семен)

Жалоба школьной парты.

Я парта. Для чего я нужна? Для того, чтобы на меня клали школьные вещи, а не садились верхом, не ходили по мне, а самое главное не рисовали. После генеральной уборки я чистая, но через некоторое время опять грязная. Дети, пожалуйста, относитесь ко мне бережно и аккуратно!

(Кузнецов Игорь)

Тетрадь и ручка.

  • Тетрадка, ты, почему такая грязная: вся в кляксах, с загнутыми уголками?
  • Раньше, ручка, лежала я в магазине чистая, аккуратная.

А теперь я грязная, рваная. Хоть ты, ручка, постарайся писать во мне красиво.

  • Извини, но я не смогу. Мной тоже пишут ученики. Они грызут меня, ломают. А если я с пружинкой, то они мне стержень то задвигают, то выдвигают. Целыми днями мучают!
  • Давай попросим ребят, чтобы они относились к нам с уважением. Без нас в школе не обойтись!

(Лаптев Федор)