Урок по русскому языку УМК «Школа России» 4 класс. по картине А.А.Пластова «Первый снег» план-конспект по русскому языку (4 класс)

Сочинение

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1

Самоопределение к деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

— прочитайте задание упр. 161 с. 92

-кто догадался о теме нашего урока?

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

-читают

— отвечают

Формирование УУД

(Р) волевая саморегуляция

2

Постановка учебной задачи . Целеполагание.

Слайд 1, 2, 3

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972 гг.), выдающийся русский живописец. Он написал жанровые картины, портреты, пейзажи, картины проникнутые глубокой любовью к родной природе, к деревне и её людям. Он родился в деревне. С детских лет любил рисовать. Он закончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно. Он любил детей и деревню. Любимые герои Пластова — деревенские ребятишки. Они присутствуют почти всегда в его картинах: «Первый снег», «Витя — подпасок», «Летом (1945)», «Ужин тракториста», «Сенокос».

Мы отравляемся в волшебный мир красок и звуков и постараемся с помощью слов описать увиденное. Сегодня мы познакомимся с произведением великого русского художника А.А.Пластова.

Слушают, воспринимают задачи урока.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; определение последовательности действий;

Личностные УУД: смыслообразование

3

Сопоставление личных наблюдений.

Цель: активизация словаря

Слайд 4

Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях

— Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

— Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.

— Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?

-отвечают на заданные вопросы, рассуждают

Познавательные УУД:

— анализ с целью выделения главных признаков;

— умение структурировать знания

УУД познавательные- осуществляют поиск и выделяют конкретную информации

УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение.

УУД регулятивные планируют свои действия в соответствии с заданием учителя

4

Подготовка к написанию сочинения.

Цель: подготовиться к написанию сочинения.

Беседа по содержанию картины.

Слайд 5, 6

Найдите во вкладыше картину Пластова «Первый снег», рассмотрите её.

-Картина называется «Первый снег». Почему?

— Какое время года изобразил художник?

— Почему вы догадались, что это именно начало зимы?

— Какое время суток изображено? Как вы догадались?

— Кого изобразил художник на переднем плане?

— Опишите их внешний вид.

— Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?

-Рассматривают картину

Отвечают на вопросы:

-потому что дети восхищенно смотрят на снег.

-Начало зимы.

-Нет сугробов, местами еще видна голая земля.

-Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.

-Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.

-Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.

-Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.

Познавательные УУД:

— анализ с целью выделения главных признаков;

— умение структурировать знания

УУД познавательные- осуществляют поиск и выделяют конкретную информации

УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение.

УУД регулятивные – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя

4.1

Работа со «словарем настроений».

Цель: обогащение словаря.

Слайд 7

радость

восторг

волнение

удивление

восхищение

беспокойство

испуг

грусть

интерес

— Посмотрите на слайд, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

— Почему их удивляет первый снег?

— Что еще показывает художник на переднем плане?

Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает?

Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется?

Учащиеся выбирают слова «восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор.» Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.

— Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.

— В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.

— Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать

— Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле

Познавательные УУД:

— анализ с целью выделения главных признаков;

— умение структурировать знания

УУД познавательные- осуществляют поиск и выделяют конкретную информации

УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение.

УУД регулятивные – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя

4.2

Выявление изобразительных средств картины.

Цель: обогащение словаря

Слайд 8

— Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый?

А какой цвет здесь главный и почему?

Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево?

Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано?

Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на слайде.

-В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые

— Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопад

— Береза — это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине — дети и их настроение

— Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.

— Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы

Познавательные УУД:

— анализ с целью выделения главных признаков;

— умение структурировать знания

УУД познавательные- осуществляют поиск и выделяют конкретную информации

УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение.

УУД регулятивные – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя

5

Физминутка

Организует физминутку.

1 учащийся у доски, остальные на местах выполняют физминутку

6

Составление плана сочинения.

Слайд 9

План:

  1. Первый день зимы.
  2. Радость детей.
  3. Цвет и настроение картины.
  4. Мое отношение к картине.

Предлагают варианты, высказывают своё мнение.

УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение.

7

Написание сочинения.

Цель: развитие письменной речи

-Запишите сочинение на черновик

На черновике записывают сочинение. При возникновении трудностей используют индивидуальные карточки.

8

Д/задание

Переписать сочинение на чистовик

Записывают д/з

9

Рефлексия

Слайд 10

— Получилось ли у нас сочинение?

-Что вызвало затруднения?

-Получилось ли увидеть красоту зимнего утра?

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.