Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
||||||||||||
1 |
Самоопределение к деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности |
— прочитайте задание упр. 161 с. 92 -кто догадался о теме нашего урока? |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. -читают — отвечают |
Формирование УУД (Р) волевая саморегуляция |
|||||||||
2 |
Постановка учебной задачи . Целеполагание. |
Слайд 1, 2, 3 Аркадий Александрович Пластов (1893-1972 гг.), выдающийся русский живописец. Он написал жанровые картины, портреты, пейзажи, картины проникнутые глубокой любовью к родной природе, к деревне и её людям. Он родился в деревне. С детских лет любил рисовать. Он закончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно. Он любил детей и деревню. Любимые герои Пластова — деревенские ребятишки. Они присутствуют почти всегда в его картинах: «Первый снег», «Витя — подпасок», «Летом (1945)», «Ужин тракториста», «Сенокос». |
Мы отравляемся в волшебный мир красок и звуков и постараемся с помощью слов описать увиденное. Сегодня мы познакомимся с произведением великого русского художника А.А.Пластова. |
Слушают, воспринимают задачи урока. |
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; определение последовательности действий; Личностные УУД: смыслообразование |
|||||||||
3 |
Сопоставление личных наблюдений. Цель: активизация словаря |
Слайд 4 Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях |
— Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает? — Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”. — Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите? |
-отвечают на заданные вопросы, рассуждают |
Познавательные УУД: — анализ с целью выделения главных признаков; — умение структурировать знания УУД познавательные- осуществляют поиск и выделяют конкретную информации УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение. УУД регулятивные – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя |
|||||||||
4 |
Подготовка к написанию сочинения. Цель: подготовиться к написанию сочинения. |
Беседа по содержанию картины. Слайд 5, 6 |
Найдите во вкладыше картину Пластова «Первый снег», рассмотрите её. -Картина называется «Первый снег». Почему? — Какое время года изобразил художник? — Почему вы догадались, что это именно начало зимы? — Какое время суток изображено? Как вы догадались? — Кого изобразил художник на переднем плане? — Опишите их внешний вид. — Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? |
-Рассматривают картину Отвечают на вопросы: -потому что дети восхищенно смотрят на снег. -Начало зимы. -Нет сугробов, местами еще видна голая земля. -Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома. -Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята. -Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега. -Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник. |
Познавательные УУД: — анализ с целью выделения главных признаков; — умение структурировать знания УУД познавательные- осуществляют поиск и выделяют конкретную информации УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение. УУД регулятивные – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя |
|||||||||
4.1 |
Работа со «словарем настроений». Цель: обогащение словаря. |
Слайд 7
|
— Посмотрите на слайд, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей. — Почему их удивляет первый снег? — Что еще показывает художник на переднем плане? Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? |
Учащиеся выбирают слова «восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор.» Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны. — Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями. — В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны. — Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать — Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле |
Познавательные УУД: — анализ с целью выделения главных признаков; — умение структурировать знания УУД познавательные- осуществляют поиск и выделяют конкретную информации УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение. УУД регулятивные – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя |
|||||||||
4.2 |
Выявление изобразительных средств картины. Цель: обогащение словаря |
Слайд 8 |
— Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? А какой цвет здесь главный и почему? Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на слайде. |
-В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые — Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопад — Береза — это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине — дети и их настроение — Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок. — Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы |
Познавательные УУД: — анализ с целью выделения главных признаков; — умение структурировать знания УУД познавательные- осуществляют поиск и выделяют конкретную информации УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение. УУД регулятивные – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя |
|||||||||
5 |
Физминутка |
Организует физминутку. |
1 учащийся у доски, остальные на местах выполняют физминутку |
|||||||||||
6 |
Составление плана сочинения. |
Слайд 9 |
План:
|
Предлагают варианты, высказывают своё мнение. |
УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение. |
|||||||||
7 |
Написание сочинения. Цель: развитие письменной речи |
-Запишите сочинение на черновик |
На черновике записывают сочинение. При возникновении трудностей используют индивидуальные карточки. |
|||||||||||
8 |
Д/задание |
Переписать сочинение на чистовик |
Записывают д/з |
|||||||||||
9 |
Рефлексия |
Слайд 10 |
— Получилось ли у нас сочинение? -Что вызвало затруднения? -Получилось ли увидеть красоту зимнего утра? |
Отвечают на вопросы. |
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. |