Конспект «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Кто он?»

Сочинение

Пересказ

Офицер Жилин проходил службу на Кавказе. Служил он в старой крепости. Однажды Жилин получает печальную новость, его мать больна. Он получает от подполковника разрешение идти в отпуск. На Кавказе была серьезная проблема: на тех, кто шел один, часто нападали. Горцы все время показывали кто тут хозяин. Жилин отправился в путь вместе с военным обозом. Тут он встретил сослуживца по фамилии Костылин.

Обоз шел медленно, офицеров это не устраивало, и они решили продолжить свой путь сами. Сослуживцы разговорились и не заметили, как на них выскочили горцы. Друзья отчаянно пытались убежать от преследователей, но ничего не вышло.

Сначала поймали Жилина, затем привезли и Костылина. В горном ауле друзей купил богатый татарин. Их ноги сковали и посадили в аул. Хозяин сказал, чтобы офицеры срочно написали родным просьбу о выкупе. Костылинская семья имела деньги, чего не скажешь о Жилине. Ему не на кого положиться, он указал ошибочный адрес и решил бежать при первой попытке.

Пленники сидели в сарае, колоды снимали только ночью. Жилин всегда что-то делал своими руками, но умел он сидеть просто так. Хозяин сослуживцев имел дочь, звали ее Диной. Девочке было тринадцать лет. Она все время наблюдала за пленниками. Жилин для нее лепил кукол. Дина же приносила ему лепешки с сыром. Меж героями возникла симпатия.

Ни одна ночь не обходилась без рытья подкопа. Вскоре он был сооружен. Осталось только улучить момент. Когда горцы куда-то ускакали, пленники бежали. Они двинулись в сторону леса, вдруг Костылин повредил ногу, на таких скоростях друзья не могли двигаться быстро и их поймали и посадили в яму. Где их почти не кормили. Костылин заболел.

Дина постоянно приходила к пленникам и что-то приносила. Она тихонько разговаривала с Жилиным, однажды она сообщила, что его хотят убить. Он просит Дину о помощи, она приносит ему ветку, и он выходит из ямы. Костылин отказывается от побега.

Жилин вышел с Диной за аул, сбить колоды с его ног они даже вдвоем не смогли. Девочка дала ему лепешки и плача побежала в аул. Жилин всю ночь шел лесом, чтобы вновь никому не попасться. Он вышел к своей крепости, как вдруг его настигли всадники. Он бежал и звал казаков. Те услышали его и сразу кинулись на помощь. Горцы ушли.

Жилин наконец-то вырвался из плена. Больше он никуда не поехал. Костылина выкупили через месяц, он был тяжело болен.

Сочинения

Наша страна многое пережила и есть на страницах истории разные события, в том числе, и кровопролитные. Такой страничкой в истории страны является Кавказская война, которая произошла в средине девятнадцатого века. Тогда Николай Первый отправил свои войска на Кавказ, чтобы завоевать земли на окраине. Наши солдаты боролись с горцами, и те, чтобы не отдать свои земли, устраивали засады, пленяя солдат. Побывал на войне и Толстой, который чуть было не попал и сам в плен. В последствии писатель создал замечательное произведение Кавказский пленник, которое сегодня мы изучали на уроке.

9 стр., 4155 слов

Сочинение кавказский пленник от лица жилина

... Жилина и кавказской девочки Дины. Эта история подкупает своей искренностью и добротой. И все это на фоне кровопролитной войны на Кавказе и жестокости горцев к пленникам. Первая встреча Жилина ... единственным настоящим другом Жилина, ведь на Костылина положиться нельзя. ... к Жилину. Он нашел друга в дочке хозяина Дине. ... лет. У нее красивое лицо и одета она ... книги приходит письмо от матери, он решает ...

Рассказ Толстого Кавказский пленник впервые вышел в свет 1852 году и сегодня для всех учащихся и тех, кто интересуется творчеством Толстого мы предлагаем произведение Толстого Кавказский пленник для читательского дневника, дабы познакомиться с произведением и выделить главную мысль данной работы.

Толстой Кавказский пленник

Пересказывая Кавказского пленника Толстого мы знакомимся с офицером Жилиным, которому пришлось служить на Кавказе. Однажды, после полученного от матери письма, офицер отправляется проведать мать, но по дороге, где он встречает Костылина — другого офицера, его пленяют горцы, несмотря на то, что Жилин смело бросился в бой, готовый умереть, но не сдаться. Однако его захватили. Сам же Костылин убежал, захватив единственное оружие. Жилина продают Абдул-Мурату. Но, Костылину также было суждено попасть в плен к тому же Абдул-Мурату.

И вот Костылин и Жилин оказались в одном плену. Костылин сломался, а вот Жилин нет, он не сломался и не испугался. Предводитель горцев заставляет написать пленников письма домой, чтобы родные внесли за них выкуп. Костылин быстро воспользовался этим предложением, сам же Жилин, хоть и написал письмо, но адрес указал неверный, чтобы не расстраивать мать, тем более она все равно не сможет его выкупить. Жилин надеется только на себя. Он разработал план побега и даже осуществил его, но из-за Костылина, которого офицер захватил с собой, их поймали.

Потом будет и вторая попытка, где Жилину поможет бежать дочь предводителя Дина, которой понравился офицер и его доброта. Жилин доберется до русской армии, а Костылина впоследствии выкупят.

Толстой Кавказский пленник главные герои

В произведении Толстого Кавказский пленник главными героями есть два русских офицера: Котылин и Жилин. Они противопоставляются друг другу. Так, Жилин, смелый и решительный, он трудолюбивый, мастер на все руки. Несмотря на то, что он в плену, он помогал и своим врагам, тем самым, располагая многих к себе. Он умеет любить и заботится, поэтому всегда думал о матери, жалел ее чувства. Он не смирился со своей судьбой и разрабатывает план побега.

Костылин же слабый и духом, и физически. Он надеется только на кого-то, например, на то, что его выкупят. Костылин с легкостью может пойти на предательство и без проблем оставить товарища врагам, лишь бы спасти свою шкуру.

Кстати, наверное не спроста автор подобрал для своих героев такие фамилии. Фамилии офицеров говорят сами за себя. Так Жилин представляется сразу сильным, жилистым, сильным и морально, и физически. А вот Костылин ассоциируется с костылями, теми палками, что предназначены для хромых. И этот герой таковым и являлся, хромым в переносном значении и никчемным.

11 стр., 5029 слов

Тест по рассказу Саши Чёрного «Кавказский пленник»

... выкупают из плена. «Кавказский пленник» − сочинение по плану (5 класс) Вариант 1 План Жилин и Костылин Характеристика военнопленных Мое мнение Л.Н. Толстой великий русский писатель. Герои его рассказа «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. Жилин в рассказе является ...

Толстой Кавказский пленник главная мысль

Как мне кажется, в произведении Толстого Кавказский пленник главная мысль — никогда не сдаваться, в какую бы ситуацию вы ни попали. Опускать руки и раскисать нельзя, ведь из любой ситуации есть выход, главное идти к своей цели. Автор показывает нам, насколько важно иметь такие качества, как преданность, храбрость, смелость, трудолюбие.

План

1. Жилин получает письмо от матери 2. В дороге офицер попадает в плен 3. Костылин также в плену 4. Письма о выкупе 5. Место жительства в плену и условия проживания 6. Первая попытка побега. Неудачный побег 7. Помощь Дины и второй побег. Удачная попытка

Толстой, Анализ произведения Кавказский пленник, План

А какую оценку поставите вы?

Содержание первой половины рассказа

В первой части рассказывается о весточке Жилину от матери, желающей проститься с сыном. Жарким летом тот отправляется в путь с обозом. Но из-за медленного и утомительного передвижения решается добираться в одиночку. Костылин предлагает составить ему компанию, но при первой же встрече с татарами бросает товарища. Жилина после отчаянного сопротивления берут в плен, привозят в отдаленный аул и запирают в сарае, надев на ноги колодки.

Вторая часть посвящена знакомству Жилина со своим хозяином Абдул-Муратом, который надеется на выкуп своего пленника. Сторговавшись на 500 рублях, офицер отправляет письмо матери, сознательно указав неверный адрес. Он понимает, что той негде взять столь большую сумму. Главный герой узнает о пленении Костылина, который соглашается на выкуп в размере 5 тыс. рублей.

К началу третьей части проходит месяц. За это время жители аула вызнали: Жилин — мастер на все руки. Способен он не только часы и пистолет починить, но и кукол для дочери Абдул-Мурата смастерить. Но тот не оставляет надежды сбежать из плена. Так заканчивается первая половина рассказа «Кавказский пленник» (план будет представлен далее).

Образец

Какие требования необходимо соблюдать при его составлении? Цитата автора должна быть дословной и заключаться в кавычки. Для того чтобы не использовать объемную фразу, допустимо вместо пропущенных слов ставить многоточие. Текст должен обязательно передавать главную мысль смыслового отрывка. Предлагаем примерный цитатный план рассказа «Кавказский пленник»:

  1. «Не дамся… живой».
  2. «Товарищ… может, богат, а я… Хотите убивайте!».
  3. «Прошла про Жилина слава, что он мастер».
  4. «Надо бежать!».
  5. «Камнями… бьют их».
  6. «Коли… меня жалко… палку принеси!».
  7. «Братцы! Братцы! Вот я и… женился!».

Произведение Л. Толстого обладает необъяснимой особенностью. После прочтения оно удивительным образом сохраняется в памяти. В этом феномен писательского таланта автора.

Вариант 2

Рассказ «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого создан на реальных исторических событиях. События эти произошли в период войны 1817—1864, когда русские вели вооруженные столкновения с горцами, из — за вхождения в Российскую империю областей Дагестана и Чечни, Прикубанья и Черноморского побережья Северного Кавказа. Материалом для этого произведения послужили обстоятельства из жизни автора на Кавказе, а также воспоминания офицеров и солдат, сражавшихся в той войне.

3 стр., 1244 слов

Характеристика и образ Жилина в рассказе Кавказский пленник Толстого

... побеждает жестокость такую, как у татар. Также читают: Картинка к сочинению Характеристика и образ Жилина в рассказе Кавказский пленник Популярные сегодня темы Горький показывает все качества главного героя и как они ... свободно гулять по аулу. После неудачной попытки побега Жилин не разочаровался и не сдался. Он ещё лучше продумывает план побега, и решается на вторую попытку. Риск ...

Главными героями рассказа являются два офицера служившие на Кавказе, это Жилин и Костылин. Жилин был из обедневшей барской семьи, а Костылин из состоятельной. Первый герой не владел огромными физиологическими данными, да он был силен, но не очень высокого роста, отличался умом. Второй герой тяжеловесный мужчина, тучный и слабодушный.

Автор в рассказе изображает взаимоотношения между людьми разных конфессий, возрастов и полов. В рассказе «Кавказский пленник » обнаруживаются недостатки людей, такие как страх, алчность, измена, гордыня, бессердечность, мстительность. Но победу одерживают и доводят рассказ до счастливого конца товарищество, вера, отвага, смелость, сердечность, настойчивость и находчивость.

Герой рассказа Жилин показал себя с положительной стороны. Находясь в плену, он старался наблюдать за людьми, завести с ними знакомство, все время старался себя занять, чем нибудь. В конце концов, это привело его к знакомству с Диной, татарской девочкой. Их нравы очень похожи. Эти персонажи добросердечные, внимательные, храбрые и искрение. Они нашли общий язык, мужчина и маленькая девочка. Дина в ответ Жилину за простые игрушки приносила ему еду, чем помогла выжить ему в плену.

Противоположность Жилину – Костылин, отрицательный персонаж рассказа. В его характере читатель видит страх и робость, и измену при встрече с противником. При встрече татар Костылин в отличие от Жилина, не подумав о своем друге, бросил ружье и отпустил коня. В плену он был пассивен, замкнут, даже не думая о побеге. Считая себя выше татар, он с ними не разговаривал, даже с жителями аула. Его времяпрепровождение занимало лишь ожидание выкупа. А при первом побеге проявились эгоизм и равнодушие к своему товарищу.

Первый побег не получился, и жизнь двух друзей гораздо ухудшилась. Но Жилин продолжал думать о побеге, а в Костылине за весь рассказ проснулся единственный благородный поступок – отказаться от побега, что бы ни создавать лишние препятствия Жилину.

В конце рассказа Жилину все же удается бежать из плена, ну а его друга примерно через месяц доставили еле живого. Основным размышлением рассказа является бесполезность войны. Результат ее как всегда не весел – это бесчисленные потери и жертвы. В тот момент, когда дружба остается вечной.

Смысл названия рассказа “Кавказский пленник” (сочинение)

Повесть «Кавказский пленник». Это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев, изображена природа Кавказа. Оно написано доступным для детей языком, близким к сказочному. Повествование ведется от лица рассказчика. Основные события группируются вокруг приключений русского офицера Жилина, который попал в плен к горцам. Сюжет повести развивается динамично, поступки героя представлены как серия красочных, выразительных картин. Напряженно и драматично изображается побег Жилина, торопившегося скрыться затемно: «Он спешит, а месяц все скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор — бело, светло совсем, как днем».

3 стр., 1062 слов

Конспект «Классное «Жилин и Костылин: разные судьбы»» ...

... очень любил этот рассказ, считал его одним из лучших. В рассказе два героя, но рассказ назван «Кавказский пленник», а не «пленники». Так автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным. II. Постановка ... Написание плана сочинения 1. ВСТУПЛЕНИЕ. Почему так по-разному сложились судьбы героев? 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. - Разница в характерах в сцене нападения татар. -«Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в ...

Основной прием повести — противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был», «Хоть невелик ростом, а удал был», — подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л. Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел». Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин. В облике старика татарина подчеркиваются жестокость, ненависть, злоба: «нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка».

Вызывает самую теплую симпатию образ девочки-татарки Дины. В Дине подмечены черты искренности, непосредственности. Она села на корточки, начала камень выворачивать: «Да ручонки тонкие, как прутики, — ничего силы нет. Бросила камень, заплакала». Эта маленькая девочка, очевидно обделенная лаской, постоянно оставляемая без присмотра, потянулась к доброму, по-отечески относившемуся к ней Жилину.

«Кавказский пленник» — самое поэтическое и совершенное произведение в «Русских книгах для чтения». В нем воплотилось единство эстетического и педагогического начал. Л. Н. Толстой внес значительный вклад в развитие детской литературы. Произведения для детей тесно связаны со всем творческим наследием великого писателя. В советское время с каждым годом растет число изданий детских рассказов Толстого. Они выходят почти на всех языках нашей многонациональной страны. Произведения Л. Толстого введены в учебные книги для начальной и средней школы. Они входят в программу дошкольного воспитания. Рассказы Толстого для детей выходят в сериях «Мои первые книжки», «Книга за книгой

Краткий вариант

План рассказа «Кавказский пленник» может выглядеть следующим образом:

  1. Захват Жилина в плен татарами.
  2. Договоренность с хозяином о выкупе обоих офицеров.
  3. Слава Жилина как мастера.
  4. Подготовка к побегу.
  5. Неудача и ухудшение условий содержания.
  6. Побег Жилина с помощью Дины.

План пишется для того, чтобы стать опорой при пересказе текста. Если необходимо восстановить в памяти все важные детали произведения, целесообразно использовать более расширенный вариант.

Подробный план

Чем больше пунктов и точнее заголовки смысловых частей, тем легче освоить содержание. Предлагаем план из 14 пунктов:

  1. Письмо от матери и решение Жилина ее навестить.
  2. Поездка в отпуск.
  3. Попытка двух офицеров опередить обоз.
  4. Попадание в плен из-за трусости Костылина.
  5. Знакомство с «хозяином» и требование выкупа.
  6. Жилин надеется на побег, Костылин соглашается на выкуп.
  7. Жизнь в татарском ауле: слава мастера, дружба с Диной.
  8. Изучение местности и подготовка к побегу.
  9. Похороны местного жителя и возникновение благоприятных условий для бегства.
  10. Неудавшийся побег, малодушие Костылина.
  11. Ужесточение содержания, угроза для жизни со стороны хозяина.
  12. Помощь Дины в побеге Жилина.
  13. Счастливое спасение.
  14. Завершение истории для Жилина и Костылина.

Для того чтобы передать язык автора, приблизить пересказ к оригиналу, требуется цитатный план. «Кавказский пленник» позволяет сделать его интересным и содержательным.

6 стр., 2726 слов

Методическая разработка комбинированного теоретического занятия ...

... писатель добился перевода в Крымскую армию. Мысль о защите родной земли воодушевляла Толстого. Прибыв в Севастополь, он сообщал брату: Дух в ... студентов, проверка отсутствующих Освещение плана занятия приветствие, проверка готовности ... жизни осаждённого города были обеспечены не только писательским мастерством автора, но прежде всего тем, что с ноября 1854 по август 1855 находился в Севастополе ...