«Вечные вопросы в русской литературе»

Сочинение

Вечер. За окном темнеет… Хочется провести это время в приятной компании, и мой взгляд останавливается на полочке с любимыми книгами, которые всегда рядом. Рука невольно тянется к ним… С кем же мне сегодня пообщаться? Я выбираю две, а затем и третью… Удобно усаживаюсь в кресло, кладу их перед собой и начинаю разговор…

— Мы живем в такое время, когда общество, как повзрослевший ребёнок, может оглянуться и критически оценить себя с высоты прожитых лет. Что позволяет нам так свободно получить необходимые ответы, вполне достоверные и соответствующие эпохе? Это книги. Они знают богатую историю нашей страны, исследуют и анализируют каждое её событие с разных точек зрения, чтобы потомки имели возможность составить своё собственное мнение.

Русские классики ставили в произведениях многие жизненные проблемы, высказывали свои точки зрения их решения. Но главными вопросами литературы были и будут следующие: «Что является основой жизни человека? Как сохранить свою душу, не дать ей погибнуть в этом мире?» Я хотел бы выделить не менее важный вопрос политического обустройства нашего государства на протяжении нескольких эпох.

Беру в руки первого собеседника «Историю одного города». Пожалуй, титул самого ярого обличителя тех времен можно присудить мастеру слова М.Е. Салтыкову-Щедрину.

-Вы очень любили простой русский народ, переживали за него. Давайте перелистаем страницы романа. В городе, воссозданном вашей фантазией, всё кажется абсурдным и нелепым, начиная от действия властей и заканчивая реакцией на них сложившейся городской общественности. Всё это кажется предельно странным, пока не начнешь задаваться вопросом: «А всё ли изображенное есть исключительно шутка?». Именно тогда приходит осознание реальности Вашего мира, понимание существования точных копий города, двойников господ-чиновников. Каждый из градоначальников — воплощение эгоистичной натуры, стремящейся взять от хлебного места как можно больше благ. Но не теряете веру и надежду в простой народ, чувствующий и осознающий всю серьезность ситуации, не имеющий желания видеть таких правителей, которых им навязывает существующий режим.

12 стр., 5740 слов

Роль личности и народа в истории в романе Толстого «Война и мир»

... в движение стрелки на циферблате истории. Это равнодействующая — дух народа. Народ в изображении Толстого — решающая сила истории. В романе «Война и мир» это подчеркивается описанием войны как войны ... в истории? Что значит личная и роевая жизнь человека? В чем заключается идеальное бытие человека? Для каких героев характерно это идеальное бытие? Эта тема в романе впервые подробно рассматривается в ...

И всё же Вы против открытого восстания, так как это не приводит к позитивным изменениям, и отдаете предпочтение размеренному реформированию. В финале же дарите нам надежду на то, что никакой глупец не в состоянии остановить естественный ход истории, демонстрируя реку, прорывающую преграду из стройматериалов. Река – это сила жизни, а импровизированная плотина – груз неудачного, печального и бездумного прошлого. Спасибо Вам за ваше видение проблемы!

Проблема управленцев и управляемых интересовала и его.

-В это произведение вы вложили всю свою способность видеть наперёд. Пожалуй, самая важная мысль в произведении о том, что весь народ – « дети царя», а вы «слуга царю». Дальнейшие строки могут повергнуть читателя в шок : «Еще больше буду слуга ему, когда он действительно поверит, что народ ему дети» … И мысль, возникающая у каждого: «А что, если не поверит? Что тогда?» Буквально следующим предложением Вы отвечаете нам на этот вопрос: «Что-то уж долго не верит». Этими словами, мне кажется, предупреждаете современников о надвигающейся грозе 9 января 1905 года, когда «отец» беспощадно расстрелял «детей», а заодно – и веру в себя? Я Вам очень благодарен за ваши мысли!

— В нашей непростой жизни хватало железных режимов и жестоких правителей, не всякий писатель мог говорить об этом напрямую. Одним из таких был Солженицын А.И. — писатель-бунтарь. Давайте познакомимся и с ним.

— Вы всегда говорили правду, и донести реальную историю своего государства до его граждан, насколько бы она была неприятна, — считали своим долгом. Большевистские расстрелы людей «белой» кости, сталинские репрессии, жизнь в политических лагерях. Два последних пункта прекрасно описаны очевидцами, прошедшими сталинскую машину чистки. Среди таких людей были и Вы, что дало материал для шестилетней работы над произведением «Архипелаг ГУЛАГ». Долгие шесть лет роман писался под пристальным вниманием КГБ. История о том, как человека уничтожает «каток политической машины», прекрасно передана через письма и воспоминания реальных людей. И верно утверждение о том, что прошедшие такого рода испытания не боятся уже ничего.

Произвол, жестокость и бесконечные издевательства над заключенными – было обычным делом. Оголодавший, озябший после двенадцатичасовой рабочей смены человек пытался найти любой способ, чтобы пережить время, отведенное на сон. И в этих невыносимых условиях заточения, будучи под постоянным надзором, человек всё ещё сохранял свою христианскую веру и душу.

Этот роман, я считаю, имеет огромное значение для будущих поколений. Люди обязаны знать свою собственную историю, чтобы никогда не повторять ошибок, совершенных ранее. Спасибо Вам за Вашу смелость и искренность!

2 стр., 720 слов

Свобода слова: за и против

... право высказывать свои мысли, но с оговорками в пользу власти. Хочется отметить, что не все люди пользуются свободой слова, причины этого бывают разные, к примеру, иногда людям легче говорить ... то, что им прикажут или вовсе молчать, нежели брать на себя ответственность ...

Таким образом, мы можем видеть стремление народа к демократии в нашей стране, в любой исторический промежуток, было столь высоким, столь желанным, что казалось утопией. Изменения пусть и были постепенными, но люди начинали воспринимать идеи свободы, как высшую ценность.

И вот в руках у меня книга статей Трубачева Олега Николаевича, нашего соотечественника и великого знатока слова.

-Вы много рассуждаете о душе русского человека и его личностных стремлениях. При жизни Вы вели дискуссии, опираясь на философское течение, именуемое «софийностью», обозначающее мудрое сотворчество свободной воли человека и божественной благодати. Считали именно эту черту одним из параметров нашего национального самосознания, силы России. Вопреки всему, что было сказано в адрес народа и нации, софийность – одна из наших духовных черт, что уже может громоотводом откинуть все сплетни и пустые разглагольствования о несостоятельности духовного русского мира, со стороны более развитых обществ на мировой арене. Вы говорили: «Софийность — приверженность к мудрости, к премудрости в высоком понимании, очевидно, и в божественном», такое сочетание в себе может хранить лишь избранный народ. Подобно классикам-бунтарям, Вы отмечали, что нашего человека невозможно вогнать в классические рамки, выстроенные, подобно берлинской стене, для сдерживания потока мысли о возможности и достижимости свободы, свободы как общенациональной мечты.

Совсем стемнело… Разговор нужно заканчивать, но это только сегодня, а впереди целая жизнь и обсуждение других вопросов с моими книгами!

Таким образом, стоит отметить, что вечные вопросы в литературе никогда не потеряют своей актуальности, так как каждый автор видит и описывает их по – своему. Но решать эти проблемы придется каждому. В этом нам помогут великие умы писателей и публицистов, небезразличных к судьбе своего народа, своего государства. Они предупреждают, оберегают современников и указывают потомкам верный путь, советуя не совершать те ошибки, которые были допущены.