Защита прав потребителей

Статья по теме «Защита прав потребителей»

«Клиент всегда прав» — это всем знакомое выражение, но с ним так и наровят поспорить продавцы и хозяева магазинов.

В настоящее время ситуаций, в которых придётся отстаивать свою правоту бесчисленное множество. И во всех этих случаях выйти «сухим из воды» помогут знания своих прав. Закон «О защите прав потребителей» был принят 7 февраля 1992 года. Настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и производителями при продаже товаров и оказании услуг, устанавливает права потребителей. Нормами эти отношения регулируются в сфере торговли и общественного питания, службе быта, общественном транспорте, ж/д и авиакомпаниях, отношения жилищно-коммунальными службами, строительными организациями, туристическими фирмами, платными учебными заведениями, банками и финансовыми компаниями.

Но кто же такие потребители и производители? В данном случае вычислить потребителя очень просто по следующим признакам: его цель- это приобретение товаров, работ и услуг; Все товары приобретаются для личного пользования; Товары, работы и услуги приобретаются им возмездно. Таким образом, потребителем в понимании Закона «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы и услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Понятие «производитель», в отличии от «потребителя» изложено в Законе слишком кратко, и это не идет на пользу толкованию его норм. Дело в том, что нередко товары изготавливаются одними фирмами по заказу других, иногда одни организации осуществляют окончательную сборку товаров, производителем товара (в том смысле, который в это понятие вкладывает Закон), бывает достаточно трудно. Но тем не менее, производитель- это организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары купли-продажи.

К сожалению, многие из нас оказывались в ситуациях, когда наши права и интересы как потребителей были нарушены. Чтобы избежать этого, всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Рассмотрим отношения производителя и потребителя на примере продуктового магазина. Зайдя в него, мы практически сразу сталкиваемся с первой проблемой. Сотрудники магазинов часто требуют покупателей оставлять свои личные вещи в ячейках для хранения. На самом деле, покупатели не обязаны оставлять свои сумки в камерах хранения при входе в магазин. Статья 421 Гражданского кодекса России регламентирует свободу договора и прямо запрещает понуждение к его заключению. Если магазин предлагает воспользоваться сейфом и выдаёт к нему ключ, он тем самым заключает с покупателем договор безвозмездного хранения, по которому несет ответственность за вещи, оставленные в железной ячейке. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что наличие сумки у покупателя для осуществления публичного договора, никаких помех не создаёт. Разобравшись с первой проблемой, мы переходим в основной отдел магазина, где пробираясь через узкий коридор между стеллажами, задеваем банку с малосольными огурцами, и та с дребезгом разбивается о кафельный пол.

3 стр., 1355 слов

Выполнение работы из материалов исполнителя и материалов потребителя ...

... ответственность за выполнение работы (услуги) из недоброкачественного материала заключается в возмещении убытков, причиненных потребителю, и в уплате неустойки, если она предусмотрена условиями договора или правилами о выполнении отдельных видов работ. Материал исполнителя, предоставляемый потребителю, подлежит ...

Что же делать в такой ситуации? Администрация в этом случае требует, чтобы покупатель оплатил испорченный товар. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 459), нести ответственность за случайно испорченный товар, покупатель должен только тогда, когда был выполнен договор купли-продажи, если продавец полностью выполнил свои обязанности перед покупателем, и передал ему товар. Договор купли-продажи вступает в силу, когда покупатель получил товарный чек или любой другой документ, который подтверждает оплату товара, то за случайно поврежденный товар покупатель платить не должен. Не стоит забывать о том, что в магазине нередки ситуации, когда на кассе покупатель узнаёт: товар, который был взят на витрине или стеллаже в торговом зале, реализуется совсем по другой цене, чем та, что была указана на его ценнике. Как правило, кассиры буквально «до хрипоты» спорят, что цену просто не успели поменять, а вот в кассовых аппаратах уже «забита» верная стоимость товара. А между тем, в законе четко даны указания по поводу подобных случаев. Если вы столкнулись с такой ситуацией, то переплачивать за товар ни в коем случае не требуется. Действующее законодательство как раз позволяет покупателю не просто вернуть товар, стоимость которого разнится в кассовом чеке и на ценнике, но и потребовать от кассира продажи товара именно по цене, указанной на ценнике. Более того, покупатель вправе требовать еще и возмещения понесённых убытков.

В заключении этой микротемы приведу слова величайшего польского поэта Адама Мицкевича: «Чтобы страна могла жить, нужно, чтобы жили права». Но на этом мы не останавливаемся и идём в магазин одежды, где приобретаем некачественный, бракованный товар и обнаруживаем это только дома. Здесь нам опять поможет знание Закона о Защите прав потребителей. Статья 18 (1) гласит о том, что покупатель вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков товара или возмещение расходов на их исправление в течение 5 дней, а также отказаться от товара и потребовать уплаченной на него суммы. Ещё бывает, что качественная куртка, купленная в магазине, мала или велика, туфли не гармонируют с другими вещами из гардероба, а сотовый телефон не помещается в карман, доставляя потребителю неудобства. Как же нужно поступить в таком случае? Согласно российскому законодательству, и товар низкого качества, и неподходящий потребителю по свойствам товар, можно заменить на аналогичный качественный, другого размера, цвета и даже модели в ценовом диапазоне покупки. Так же потребитель имеет право на знание обязательной информации о товарах, таких как: цена в рублях, сведения об основных потребительских свойствах, правила использования, срок службы или годности и адрес с наименованием изготовителя.

17 стр., 8076 слов

Конституционное право России

... Исходя из этого определим цель работы - изучение вопросов конституционного права Российской Федерации - Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли государственного права. Согласно цели работы необходимо решить следующие задачи: 1. ...

После того, как все покупки сделаны, мы садимся в общественный транспорт и тут нас уже поджидает ещё одна несправедливость. При желании проехать на маршрутке с большим багажом, получаем от водителя неодобрительный ответ: «Не посажу вас». Это нарушение Гражданского кодекса. Водитель должен впускать всех. Правда в данном случае, перевозчик имеет право потребовать плату за провоз багажа, но не вправе отказать в услуге. А еще бывают ситуации, в которых вам приходится идти несколько остановок пешком, будучи высаженными из трамвая из-за того, что транспортное средство сломалось. В этой довольно распространенной ситуации работники транспортного средства чаще всего объявляют, что пассажирам лучше отправиться дальше пешком или пересесть на другой транспорт, а деньги уплаченные за проезд, никто не возвращает. В данном случае пассажиры вправе воспользоваться приобретённым билетом для проезда на другом транспортном средстве. Пересадка пассажиров на другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем того транспортного средства, где были приобретены билеты. Стоит отметить, что закон о защите прав потребителей не распространяется на юридических лиц, а также на физических лиц, которые приобретают товар с целью его использования в предпринимательской деятельности.

Ну и ,чтобы все ваши походы за покупками и путешествия с какими-либо услугами сложились успешно, нужно знать, откуда взять ту самую информацию о защите прав потребителей. Законодательную защиту прав потребителей осуществляют: Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Можно заметить, что всё о чём я написала- это наша повседневная жизнь. Её можно облегчить, если знать всего несколько своих прав. Выведем основные из них: Каждый потребитель имеет право выбирать товар, право на безопасность товаров, право на информацию о наиболее важных свойствах товаров или услугах, право на получение потребительского просвещения.

В заключении хочу сказать, что знание прав потребителя даёт каждому человеку решить для себя проблему качества товаров, жилья, помогает в становлении нормальных рыночных отношений. Осознание того, что мы все как потребители обладаем определёнными правами, придаст нам уверенности, укрепит чувство защищённости. Заявлять о своих правах потребителя можно и нужно. Не важно, на чьей стороне сила, важно то, на чьей стороне право.