Итоговая аттестация. Выпускное

Сочинение

ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ ШУКШИН (1929-1974)

После изучения темы необходимо:

  • Знать:
    1. Тематическую и проблемную связь рассказов.
    2. Особенности героя Шукшина и подспудные авторские размышления о проблемах времени, истории.
  • Уметь:
    1. Анализировать произведения малого жанра с указанием важнейших жанровых примет.
    2. Соотносить сюжет и конфликт рассказов с общей авторской концепцией народного характера и национальной истории.
  • Задания:
    1. Анализ рассказа В. М. Шукшина «Чудик».

«Чудик» справедливо считают визитной карточкой Шукшина. Главный герой рассказа воплощает мироощущение, душевные свойства и духовные ориентиры (дезориентация — тоже своего рода ориентир), характерные для персонажей многих последующих произведений Шукшина.

В сюжете использованы и события из жизни самого автора. Многие детали произведения подчеркивают определенную духовную близость героя и автора. Для писателя несомненны одухотворенность жизни и творческий потенциал человека из народа. Чудаковатость любимых героев Шукшина — это форма проявления их духовности, выплеск их светлой души. «Чудики не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что слиты с народной судьбой, отдельно они не живут… Они украшают жизнь», — говорил В. М. Шукшин.

Это не жертва социальных обстоятельств. Тем не менее конкретные «штрихи» социального портрета обнаруживают противоречивые возможности для дальнейшего развития (или деградации) персонажа. Чудик потому и стал наиболее «шукшинским» героем, что в максимальной степени воплотил писательское понимание текущего момента национальной жизни, состояния народного духа, «крайне неудобное положение», в котором оказался традиционный характер.

Художественная манера Шукшина отличается многочисленными явными и косвенными «указаниями», которые призывают исследовать истинный, скрытый и сокровенный смысл его образов и сюжетов. Это является важной особенностью его стиля. Рассказ «Чудик» завершается авторским абзацем, который знакомит нас с героем Василием Егоровичем Князевым, его возрастом, профессией и его мечтой быть шпионом в детстве. Эта своеобразная анкета призывает нас к дополнительному расследованию героя и его внутреннего мира, несмотря на то, что о нем кажется уже сказано все. Это еще один способ автора вступить в диалог с читателем, вызывая его к одновременному расследованию и тайне.

7 стр., 3115 слов

Урок литературы «Мгновения счастья в жизни юных героев повести ...

... на всю жизнь. А если они происходят в то время, когда тебе трудно, то они радостны вдвойне. Вы прочитали повесть Ч.Айтматова «Ранние журавли». Какое событие в жизни героев ... усвоению идейного содержания произведения. Сочинение сенквейнов развивает творческие способности учащихся. Воспоминания автора, строки из его статьи «Снега Манас-Ата», используемые на уроке, придают особую достоверность ...

Профессия героя также является противоречивой характеристикой его личности. Он работает киномехаником и показывает сельчанам фильмы. Это напоминает нам о самом Шукшине, который также покинул село и работает в кино, ища моральные оправдания для своего решения. Чудик, как выясняется из рассказа, обладает разнообразными навыками — он и плотник, и садовод, и художник, и владеет основными крестьянскими делами. И вдруг он стал киномехаником и проводит летний отпуск, когда крестьяне больше всего нуждаются в помощи. В то время как праздность и нарядность осознаются как негативные качества, которые могут привести к предательству.

Развертывание исследования

В данном исследовании будет рассмотрен рассказ «Чудик» и «Жена мужа в Париж провожала» А.И. Шукшина. Оба произведения представляют собой интересные примеры использования различных литературных приемов и тематических акцентов.

Рассказ «Чудик»

В рассказе «Чудик» основной упор делается на противопоставление двух миров — городского и деревенского. Но наиболее значимым является изменение нравственных принципов героя, который попадает в малознакомый мир. Первый эпизод-кадр рассказа, происходящий в магазине, показывает абсолютное бескорыстие героя, его совестливость и желание делать добро. Однако, такая зависимость от мнения других людей имеет свои издержки, которые Чудик еще не осознает.

Герой с удовольствием слушает и запоминает разговоры других людей, пытаясь копировать их поведение. Он считает, что «городские» люди, такие как «мужчина в шляпе» и «полная женщина с крашеными губами», являются «культурными» и стоят выше него в социально-иерархическом ряду. Однако, Чудик не может понять, что вся эта «культура» сводится к злопыхательству и сплетням.

Возвратившись домой, Чудик делает первые шаги по земле, символизируя его стремление к своим духовным накоплениям и традициям. Для писателя важно, сможет ли герой сохранить связь с родовой, народной традицией нравственного и одухотворенного бытия.

Рассказ «Жена мужа в Париж провожала»

А.И. Шукшин часто использует форму «рассказ-судьба» для показа душевного склада героя и его духовной эволюции. Прекрасным примером такого рассказа является произведение «Жена мужа в Париж провожала».

Описание конфликта

Основной конфликт в рассказе заключается в противоречии между живой, творческой душой героя по имени Колька и угнетающими его условиями и социальными обстоятельствами. Колька уже давно чувствует, что его жизнь лишена душевности и творчества, и он ощущает, что его эмоциональная жизнь угасает, тратится на мелкие, мстительные, едкие чувства. Он больше не может проявить себя в чем-то более значимом, что приводит к его внутреннему напряжению.

Рассказ о Колькиной «Цыганочке» подчеркивает его творческую и душевную природу. И даже в своем единственном взлете, в танце, Колька «с остервенением» проявляет свои творческие способности. В то же время, автор ясно демонстрирует, что это единственная область, в которой Колька может реализовать свою душу. Колька ощущает, что его жизнь не более чем социально-философская трагедия, и это значительно подчеркивает авторский намек.

9 стр., 4138 слов

Исследовательская работа «Образ русского героя — солдата в жизни и литературе»

... своего главного героя: «на войне лихой солдат, на гулянке гость не лишний, на работе — хоть куда…». Собирательный образ Василия Теркина об обычном русском солдате. Он смелый, верит в победу и ... пожертвовать своей жизнью… Русские офицеры, от командира дивизии и ниже, были моложе и решительнее наших». Немецкий генерал, начальник штаба 4-й армииГюнтер Блюментрит: «Русский солдат предпочитает рукопашную ...

Важность конфликта

Для обоснования важности и значительности конфликта, повествователь с самого начала рассказа подчеркивает глубокую национальную характерность героя. Колька описывается как «надежный, крепкий сибирячок», самый настоящий представитель своей нации. При этом автор вспоминает московский период 1941 года, где ясноглазые, в белых полушубках люди так и шли по городу, успокаивая его своим видом. Во всей своей яркости автор приводит факт, демонстрируя национальную принадлежность героя и его важность в широком социальном контексте.

Драматизм положения, в котором оказался Колька, сразу же заметен автором. Герой выплясывает свою затаенную горькую боль, но тем не менее, несмотря на окружающую ситуацию, он все равно смеется. Автор ясно показывает, что Колька гордится тем, что является героем своей жизни, хотя существуют фрагменты сомнений и укоров в адрес своей судьбы.

Трагедия человека в рассказе «Душа» К. Третьякова

В рассказе «Душа» К. Третьякова автор раскрывает тему социальных и исторических причин, приводящих главного героя, Кольку Паратова, к тому, что «душа высыхает». Колька оказывается не в единичном положении, он является примером общенационального процесса, что находит отражение в множестве семей, бывших крестьян, перешедших на новую социально-бытовую ступень своей жизни.

Переход указанных слоев народа на новый уровень жизни обрушивает на них своего рода <> последствия, что в свою очередь предопределяет проблемы и ошибки, связанные с нарушением традиций, утерей и гибелью главных ценностей, вытеснением из сознания старой системы ценностей, что было существенным фактором для Кольки, не желающего примириться с плоской и животной жизнью. У Кольки остаются воспоминания и общая ностальгия по земле, матери, с которой он нарушил связь, для него это остаётся главной причиной, почему он так не может жить, и не может умереть:

Никак я не думал, мамашу свою оставляю или нет, когда сюды шепнулся дыра тормозу у нас на горке. И вот, как жива была, в голове всё знать до сей минуты хотелось: подждал бульдозер, с помощью бульдозера уехал дальше целиной, с целины — куда позже. Чтоб потом, если память оцепенеет, будет гдето прошептать себе: вот это ты оставил…

По словам автора, обычная жизнь в городе и конкретная семейная ситуация не являются главными причинами пустоты в душе героя. Какие-то элементы традиционного уклада жизни ещере есть в стране, и многие прожившие её период уже успели их потерять.

В целом, рассказ может рассматриваться как псевдо-общественное и социально-психологическое исследование, рассказывающее об обстоятельствах и причинах вырыва из привычной жизни, диссонанс в совокупности этих причин создаёт тревожный и депрессивный характер, отноющийся к возможным последствиям переезда и принятия новой социальной ступени жизни.

2 стр., 760 слов

Жизнь и судьба героев рассказа и а бунина темные аллеи сочинение

... прошлом героев и об их дальнейшей судьбе. Но это не главное для автора.Для Бунина важнее передать чувство, захватившее героев. Рассказы, ... отличительными чертами прозы И. А. Бунина. Нередко достаточно нескольких слов, чтобы нарисовать портрет героя. Часто автор акцентирует наше внимание ... событием в жизни, тем «солнечным ударом», который меняет душу и от которого никогда не оправиться. Герои вызывают у ...