К чему пришел профессор в результате своего эксперимента? Совпадает ли их план с нашим? Совпадает ли позиция

Сочинение

Итоги эксперимента. «Шариковщина» как обществен]ное явление

В результате своего эксперимента профессор пришёл к за]ключению, что его открытие не имеет никакого смысла.

Сам автор в произведении поднимает большое количество вопросов. Мы не можем непосредственно услышать мнение авто]ра, мы можем лишь догадываться о нём по комплексу художест]венных приёмов, которые он использует. По вопросу об итогах эксперимента можно с большой долей вероятности предполо]жить, что мнение автора с позицией профессора совпадает. Во]обще профессор Преображенский не имеет в повести достойного оппонента и часто высказывается по разным поводам, что даёт основание предположить, что М. А. Булгаков использовал его в качестве трибуны.

Причина живучести «шариковщины» как общественного и нравственного явления в наши дни заключается в том, что пол]ноценное психофизиологическое здоровье человека и осознание им своего предназначения до сих пор не является уделом госу]дарственной политики. По-прежнему грубый неотёсанный, но нахрапистый невежда имеет большие возможности получать по жизни ситуативные преимущества и по-прежнему его трудно призвать к ответственности до тех пор, пока он, как в повести, не достанет из кармана пистолет. В это заключается и беда многих интеллигентных людей: они хуже организованы и склонны без должных на то оснований надеяться на лучшее, не принимая ни]каких мер к отражению агрессии «шариковых».

На этой странице искали:

  • к чему пришел профессор в результате своего эксперимента
  • в чем причина живучести шариковщины
  • шариковщина в наши дни сочинение
  • в чём причина живучести шариковщины как общественного и нравственного явления в наше время
  • к чему пришел профессор в результате своего эксперимента совпадает ли

С1 Проиллюстрируйте двумя примерами различные проявления воздействия экономики на социальную сферу (в каждом случае запишите сначала проявление, а затем соответствующий пример)

2 стр., 816 слов

Оправдывает ли рискованный эксперимент профессора Преображенского ...

... Преображенского. Он ведёт себя вызывающе, нагло и очень самонадеянно. Крупнейший учёный, человек высокой культуры и потомственный приверженец высоких нравствен­ных правил терпит поражение. Почему? Профессор не ... жизни подобные эксперименты необратимы, цели не всегда оправды­вают средства. Тем самым писатель говорит, что ре­волюция в России — это плохой эксперимент, а не результат естественного ...

С 2 Назовите три основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.

С3 Нередко можно услышать, что с безработицей в рамках рыночной экономики государство бороться не должно: она присуща рынку. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

С4 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о производителе.

С 5 С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.

С 6 В структуре распределения земель в России по типам собственности в 2001 году доля индивидуальных участков граждан составляла 6%, земли фермеров 8%, а земли бывших колхозов и совхозов – 86%. Семьям россиян на своих крохотных участках удается производить более 88% всего картофеля и почти 67% всех остальных овощей, выращиваемых в стране. Можно ли на основе этих данных сделать выводы.:

1. о неэффективном распределении земель в стране.

2. о неэффективном использовании земель

Аргументируйте свои выводы.

С 7 В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

С 8

Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования.

А. Фелдстайн.

Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.

72 стр., 35621 слов

Из сочинения г спенсера личность и государство

... и помимо интереса, внушаемого всем, что было написано Спенсером, настоящая книга, разбирающая важный для всякого изучающего социологию вопрос об отношении личности к государству, ... хотя и очень полным просветлением. Поэтому, давая читателям перевод настоящего сочинения Спенсера, мы ... оказывалось обыкновенно населением городов, состоявшем из ремесленников и купцов, привыкших к кооперативной работе ...

Р. Альфонсин.

3 Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста, ведет государственное регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществоведения, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следствий.

4 Какие, на взгляд автора второго текста, полезные функции выполняет государство в условиях рынка? (Укажите три функции.) Опираясь на знания из курса обществоведения, приведите еще одну необходимую функцию государства в условиях рыночной экономики.

С.9 Прочитайте текст и выполните задания к нему

Проблема неравенства благосостояния – одна из древнейших. Как и рождаемое этой проблемой социальное напряжение, а проще говоря враждебное отношение бедных к богатым…Поэтому экономическая наука давно и постоянно занимается изучением неравенства и его негативных последствий, а также разработкой мер по их ослаблению. У этой проблемы есть две грани: 1) неравенство доходов; 2) неравенство богатства. Как мы уже знаем, люди получают доходы в результате предоставления находящихся в их собственности факторов производства (своего труда, капитала, земли) в пользовании фирмам для производства нужных людям благ либо вкладывают эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства… Причины этого: 1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести большой доход, чем капитал в форме лопаты); 2) разная успешность использования факторов производства (работник в фирме, производящий дефицитный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом); 3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях большой доход, чем владелец одной скважины).

Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например, семья может положить часть своих заработков в банк, чтобы получить доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи, т.е. та собственность, которой владеют ее члены (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести это собственность)…

Богатство семьи – собственность семьи, свободная от долгов. Свое богатство семья может завещать, т.е. с помощью завещания подарить своим детям. А это значит, что различия в богатстве могут нарастать от поколения к поколению, создавая все более прочные основы для различия в доходах, приносимых богатством и трудовой деятельностью…

Неравенство доходов и богатств может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства.

И.В. Липсиц

1 Сформулируйте две проблемы, которые рассматривает автор.

2 Автор называет два источника получения доходов семьи от имеющихся в собственности факторов производства: заработная плата и банковский процент. Используя обществоведческие знании, назовите два других способа.

3 В документе приведены и проиллюстрированы примерами три причины неравенства доходов. Опираясь на текст и жизненный опыт, приведите три собственных примера, характеризующих каждую причину.

С 10 Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Государство в условиях рыночной экономики.

Всех агентов экономики объединяет рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и… расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, — создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль — сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

А.Пороховский.

1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

2 Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

4 Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Задания по выбору

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

2 «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться.»

(Б.Франклин.)

3 «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не сможем обойтись.» (Д.Джером.)

4 «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки» (Ш. Монтескье.)

5 «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны» (М.Портер).

6 « Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм это неравное распределение блаженства» (У. Черчилль).

7 «В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то что он может давать всегда» (Шарль Луи Монтескье).

8. «Человеком с большим состоянием и богатым следует назвать того, кто умеет пользоваться своею собственностью» (Лукиан).

9. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора» (Ф. Хайек).

10 «В коем царстве люди богаты, то и царство богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому.» (И.Т. Посошков).

11 «Всякая коммерция- это попытка предвидеть будущее.» (С.Батлер).

12 «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М.Амстердам).

13 «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития» (И. Шумпетер).

14 «Бедняки платят дороже всего» (У.Зыбура).

15 « Устойчивость обществу придают или цепи или собственность.» (Ф.Искандер).

Ответы

Часть 1 Уровень А

№ задания ответы
А 1
А 2
А 3
А 4
А 5
А 6
А 7
А 8
А 9
А 10
А 11
А 12
А 13
А 14
А 15
А 16
А 17
А 18
А 19
А 20
А 21
А 22
А 23
А 24
А 25
А 26
А 27
А 28
А 29
А 30
А 31
А 32
А 33
А 34
А 35
А 36
А 37
А 38
А 39
А 40
А 41
А 42
А 43
А 44
А 45
А 46
А 47
А 48
А 49
А 50
А 51
А 52
А 53
А 54
А 55
А 56
А 57
А 58
А 59
А 60

Часть 2 Уровень В.

№ задания ответ
В 1 бюджет
В 2 прямые
В3 как производить
В4 подъем
В5
В6
В7
В8
В9 ЕГБЖАИ
В10 АБАБ
В11 ААБАБ
В12 ВЗКДЖАГ
В13 ААБАБ
В14
В 15

Часть 3. Уровень С.

Ответ должен содержать следующие элементы

1)проявление воздействия экономики на социальную сферу например:

Изменение социальной структуры в результате экономических реформ;

Зависимость состояния социальной сферы от состояния в экономической сфере

2) соответствующие примеры допустим:

Приватизация и появление новых социальных групп;

Спонсорская поддержка преуспевающими фирмами детских домов и т.п.

Могут быть названы и другие проявления и приведены другие примеры.

В ответе могут быть названы следующие сферы:

1) производство;

2) распределение;

3) потребление

1)формулировку собственного мнения, например

Да, с безработицей бессмысленно бороться, так как от нее избавиться полностью нельзя;

Нет, государство должно полностью предпринимать меры по сокращению безработицы и экономической помощи безработным, несмотря на то что полностью от безработицы избавиться нельзя;

2) аргументы, например:

при утверждении, что с безработицей бороться бессмысленно:

Безработица – следствие взаимодействия спроса и предложения на рынке труда;

Безработица не может исчезнуть, т.к внедрение новых технологий высвобождает рабочую силу;

при утверждении, что государство должно предпринимать меры по сокращению безработицы:

В рамках рыночных отношений можно сделать безработицу менее болезненной для потерявших возможность трудиться;

Избыточная безработица – явление весьма негативное в социальном плане, поэтому количество безработных важно сокращать (проводить переподготовку, обучать новым профессиям).

Ответ должен содержать следующие элементы:

1)смысл понятия, например:

Производитель – это субъект экономической деятельности, изготавливающий и продающий товары и предоставляющий услуги.

2) два предложения, содержащих информацию о производителе:

— «Производителем может выступать отдельный человек, предприятие, фирма.»

— «Производитель стремиться поступать рационально: получать наибольшую прибыль с наименьшими затратами».

Могут быть составлены другие предложения.

В ответе могут быть приведены следующие примеры

1) принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений

2) центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование денежного обращения

3) повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров – регулирование налогообложения.

Могут быть и другие примеры.

Дан утвердительный ответ на первый вопрос. В качестве аргумента приводится положение о том, что огромные площади земель по прежнему находятся в распоряжении государства, что затрудняет переход земель от неэффективных собственников к эффективным.

Дан утвердительный ответ на второй вопрос. Аргументом может служить положение о том, что значительные сельскохозяйственные угодья не включены в эффективный производственный процесс, а используются семьями россиян для вынужденного занятия натуральным хозяйством

В ответе приводятся следующие положения:

Ограниченность пахотной земли;

Исчерпаемость полезных ископаемых;

Ограниченность трудовых ресурсов.

Должно ли государство регулировать экономику.

1) В ответе указывается, что позиции авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономике не совпадают (существенно различаются).

В подтверждение вывода могут быть приведены следующие высказывания6

— «Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики»;

— «Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения, оно также не может отдать свою роль в развитии.»

2) В ответе указывается, что в первом из приведенных текстов автор негативно оценивает перераспределительную деятельность государства, т.к. она ведет к нестабильности семейной жизни.

3) В ответе могут быть приведены следующие аргументы против государственного регулирования в условиях рынка:

Нестабильность развития;

Инфляция;

Снижение производительности труда;

Упадок научно-исследовательских работ;

Снижение рождаемости;

Медленный рост основного капитала.

Учащиеся могут показать, что, к примеру, упадок научных исследований, является, как правило, не следствием чрезмерного вмешательства государства в экономику, а результатом обратного процесса – недостатка государственного финансирования науки.

4) В ответе могут быть указаны следующие функции государственного регулирования в условиях рынка:

Борьба с монополизмом;

Установление равноправия;

Перераспределение доходов;

Поддержка малых и средних компаний;

Развитие здравоохранения и образования.

Дополнительно могут быть названы такие функции:

Поддержка фундаментальной науки;

Охрана окружающей среды.

Что порождает неравенство в благосостоянии.

1) В ответе могут быть названы следующие проблемы:

Причины неравенства доходов;

Возможности и источники повышения благосостояния семей.

2) . В ответе могут быть названы способы:

1) рента за землю или имущество, сданные в аренду;

2) прибыль от предпринимательской деятельности;

3) дивиденды на акции.

Могут быть указаны другие способы.

3) В ответе могут приведены любые, имеющие основание примеры.

4) В ответе могут быть названы следующие государственные меры:

1) реализация социальных программ поддержки беднейших слоев населения;

2) прогрессивное налогообложение личных доходов;

3) меры по обеспечению занятости населения;

4) законодательное установление минимальной оплаты труда;

5) гарантии бесплатного общего среднего образования.

Могут быть названы другие меры государственной политики

Государство в условиях рыночной экономики.

1) В ответе могут быть названы следующие функции:

Борьба с монополизмом

Поддержка и развитие конкуренции

Поддержка стабильности рыночной системы

2) Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) названы приведенные в тексте социально-экономические явления: благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы, расширение производства общественных благ, создание правового поля в предпринимательской сфере;

2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим: принятие Гражданского кодекса (правовое поле);

Борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);

Проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ)

3) . В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:

Обеспечивает свободу рыночного ценообразования;

Создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;

Стимулирует снижение затрат производства;

Стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг

4) . 1)В ответе должно быть сказано, что, по мнению автора, только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики.

2) Названы аргументы: в демократическом обществе

а) налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;

б) судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.

3) В качестве пояснения приведен пример. Например, предприниматель может обратиться в суд с иском о законности действий городского департамента в отношении его предприятия; избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.

На западе постоянно сравнивали достоевского с толстым, первый выражал, по мнению критиков, «трагедию славян», второй — «славянский покой, тихий, молчаливый, только еще страны».

достоевский умер за тридцать лет до смерти толстого. между тем кажется, когда читаешь их сочинения, что «молодость» xix в. запечатлена в толстом, а «старость» его — в достоевском, что мрачные проблемы xx в. и чудовищные злодеяния, совершенные этим веком, предугаданы достоевским, а не толстым, который по времени был ближе к этому xx в. (умер в 1910

запад открыл в искусстве xix в. «славянское очарование. тургенева называли «самым приятным» писателем, достоевского — «поэтом скорби», и это последнее нравилось больше.

в италии, где в конце xix в. возникло в искусстве своеобразное эстетическое направление веризм (верность правде, реализм), достоевского назвали «самым ужасным веристом». его избрали своим учителем многие известнейшие писатели запада (парадоксально, противником именно запада считал себя сам достоевский).

ему подражали, писали романы, где героем был увлеченный им человек.

вряд ли правильно понимали достоевского, воспринимая его сквозь призму собственных идей. философ ницше, апологет сильной личности, нашел в жюльене сореле стендаля и родионе раскольникове («преступление и наказание» достоевского) своих героев, т. е. сильных людей. в достоевском ценили величайшего психолога. это в нем отметил и ницше. французский критик вогюе, горячий пропагандист, отозвался о достоевском самым отрицательным образом: признавая его огромный талант, он приходил в ужас от его книг (это «ужасный реализм», чтение его подобно «добровольной пытке»).

так или иначе, но толстой и достоевский разбудили запад, заставили отрешиться от невежественного равнодушия к культуре. заговорили даже об «очищении европы через народ» поэт рильке сравнил писателя даже с христом.

однако все это произошло уже после смерти достоевского. писателю при жизни не удалось погреться у костра своей мировой славы, а эта слава его росла из года в год. первая мировая война, породившая в нервозных, опустошенных молодых людей, переживших ужасы войны, получивших в критике наименование «потерянного поколения», привлекла к достоевскому новых адептов. мучимый кошмарами кафка находит в писателе своего собрата. к достоевскому привлечено внимание врачей-патологов, в частности фрейда (статья «достоевский и отцеубийство, 1928).

увы, слава, всеобщее внимание нередко и нездоровое любопытство к знаменитым людям, и нездоровые измышления. думается, однако, что основная масса зарубежных читателей угадала в главный ее нравственный элемент — человеколюбие, гуманность и целомудренное отношение к интимной стороне жизни человека.

жизнь достоевского? тяжелое детство. бедность, нужда, тиранический характер отца. затем неожиданный взлет славы, после опубликования первого романа «бедные люди». осознание своих высоких возможностей и болезненная ранимость самолюбия, чувство униженности в условиях сословной расчлененности общества. в те годы в основном выходили из богатых и знатных людей.

однажды в скромную квартиру достоевского явился с визитом писатель и барин граф в. а. соллогуб. достоевский был страшно смущен — ему некуда было посадить гостя: кроме письменного стола и одного кресла, у него не было в комнате никакой мебели. соллогуб — средней руки, разговаривал с одареннейшим достоевским с барской снисходительностью, что, конечно, чувствовал последний.

однажды, точнее, 15 апреля 1849 г., на квартире у батушевича-петрашевского достоевский прочитал «письмо белинского к гоголю», оно уже было известно в кругах, но держалось под строжайшим секретом. это чтение стало роковым для молодого писателя. полиция разгромила петрашевцев (в сущности, безобидный кружок, увлекшихся идеями социалиста-утописта фурье об «общем благе для всего человечества»).

петрашевцы критиковали крепостничество в россии. полиция приняла свои меры. многие из них были арестованы и судимы.

достоевский был приговорен к смертной казни, стоял с петлей на шее, познав все чувства приговоренного к смерти. казнить, однако, не стали, а отправили на каторгу. девять лет провел писатель на каторжных работах среди сброда самых отчаянных уголовников. это было страшное испытание и вместе с тем давало огромный материал для наблюдений психолога.

на страницы 2

Творчество М. А. Булгакова — крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему “трагедии русского народа”. Писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили в России первой половины нашего века.И наиболее откровенные взгляды М. А. Булгакова на судьбу своей страны выражены, по-моему, в повести “Собачье сердце”. В основе повести лежит великий эксперимент. Главный герой повести — профессор Преображенский, являющий собой тип людей, наиболее близких Булгакову, тип русского интеллигента, — задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. Больше того, действие повести происходит в канун Рождества, а профессор носит фамилию Преображенский. И эксперимент становится пародией на Рождество, антитворением. Но, увы, ученый осознает всю безнравственность насилия над естественным ходом жизни слишком поздно. Для создания нового человека ученый берет гипофиз “пролетария” — алкоголика и тунеядца Клима Чугункина. И вот в результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее “пролетарскую” сущность своего “предка”. Первые произнесенные им слова — ругань, первое отчетливое слово — “буржуи”. А потом — уличные выражения: “не толкайся!”, “подлец”, “слезай с подножки” и прочее. Возникает омерзительный “человек маленького роста и несимпатичной наружности.Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, “основой” которого был люмпен-пролетарий, чувствует себя хозяином жизни; он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным существом абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом.Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему, примитивно и глупо: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что “в настоящее время каждый имеет свое право”. Конечно, не этот научный эксперимент сам по себе стремится изобразить в своей повести Михаил Афанасьевич Булгаков. Повесть основана прежде всего на аллегории. Речь идет не только об ответственности ученого за свой эксперимент, о неспособности увидеть последствия своих действий, о громадной разнице между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь. Повесть “Собачье сердце” несет в себе предельно четкий авторский взгляд на все, что происходит в стране. Все, что происходило вокруг, тоже воспринималось М. А. Булгаковым именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. Он видел, что в России тоже стремятся создать новый тип человека. Человека, который гордится своим невежеством, низким происхождением, но который получил от государства огромные права. Именно такой человек удобен для новой власти, потому что он положит в грязь тех, кто независим, умен, высок духом. М. А. Булгаков считает переустройство российской жизни вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными. Но отдают ли себе отчет те, кто задумал свой эксперимент, что он может ударить и по “экспериментаторам”, понимают ли они, что свершившаяся в России революция не явилась результатом естественного развития общества, а потому может привести к последствиям, которыми никто не сможет управлять? Именно эти вопросы, на мой взгляд, ставит в своем произведении М. А. Булгаков. В повести профессору Преображенскому удается вернуть все на свои места: Шариков снова становится обычной собакой. Удастся ли нам когда-нибудь исправить все те ошибки, результаты которых мы до сих пор испытываем на себе?