Белинский превратил литературную критику в средство пропаганды революционно-демократических идеи. Он был умелым и страстным проводником в среду читателей самых передовых взглядов своего времени. Его статьи были живым откликом на самые важные, злободневные вопросы, определялись потребностями русской жизни, русской культуры.
«Литература должна быть выражением жизни общества, и общество ей, а не она обществу даёт жизнь», — заявлял Белинский.
«Искусство есть только одно из бесчисленных проявлений жизни», — в другом Месте говорит критик. Содержание искусству и литературе даёт жизнь: «Искусство есть воспроизведение действительности».
Отличие искусства от науки Белинский видел только в форме обработки материала. «Философ говорит силлогизмами (суждениями), — пишет Белинский, — поэт образами и картинами, а говорят они оба одно и то же. Политико-эконом, вооружась статистическими числами, доказывает… что положение такого-то класса в обществе много улучшилось или много ухудшилось, вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт, вооружась живым и ярким изображением действительности, показывает в верной картине… что положение такого-то класса в обществе действительно много улучшилось или ухудшилось от таких-то и таких-то причин. Один доказывает, другой показывает и оба убеждают, только один логическими доводами, другой — картинами».
Идейное содержание произведения, по Белинскому, имеет решающее значение для определения его ценности. «Только содержание может быть истинным мерилом всякого поэта — и гениального и просто даровитого… чтобы стих был поэтический, не только мало гладкости и звучности, но недостаточно и одного чувства: нужна мысль, которая и составляет истинное содержание всякой поэзии. ..» «Чтобы быть поэтом, нужно. . . могучее сочувствие с вопросами современной действительности».
Но чтобы литературное произведение помогло читателю понять отражённую в нём действительность, нужно облечь его содержание в такую форму, которая бы, отсекая всё случайное, несущественное, показывала бы явления жизни в их целостности и существенных чертах. Достигнуть же единства содержания и формы писатель может, лишь создавая типичные образы.
Почему важно иметь цель в жизни: аргументы, причины и особенности
... тот самый большой приз — успех. А в нем и заключаются наша сила воли и все достижения жизни. Критерии оценки , Перейти на сайт школы Почему люди ни о чем не ... говорить о том, что Наполеон испытал бы большее счастье, чем маленький мальчик? Думаю, что нет. Величина, необъятность и грандиозность цели не влияют на степень удовлетворения человека. Если ...
В подлинно художественном произведении даже в частностях отражаются характеры героев. Так, «в коротенькой, как бы слегка набросанной сцене можно видеть прошедшее, настоящее и будущее, всю историю двух женщин (жены и дочери городничего в «Ревизоре»), а между тем она вся состоит из спора о платье, и вся как бы мимоходом — нечаянно вырвалась из-под пера поэта».
Искусство играет большую общественно-политическую роль, так как оно является средством познания жизни и средством её преобразования в нужном для общества направлении. Но для этого оно должно верно изображать жизнь и быть пронизано передовыми мыслями и воззрениями. Произведение искусства «должно действовать на ум читателя, должно давать то или другое направление его взгляду на известные стороны жизни».
Исходя из такого взгляда на роль искусства, Белинский резко выступал против реакционной теории «чистого искусства», или «искусства для искусства». Он пишет: «Мысль о каком-то чистом, отрешённом искусстве, живущем в своей собственной сфере, не имеющем ничего общего с другими сторонами жизни, есть мысль отвлечённая, мечтательная. Такого искусства никогда и нигде не бывало… Отнимать у искусства право служить общественным интересам — значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит лишать его самой живой силы, т. е. мысли, делать его предметом какого-то сибаритского 1 наслаждения, игрушкою праздных ленивцев. Это значит даже убивать его…»
Высокая идейность и реализм являются необходимыми условиями народности искусства. «Народность есть… необходимое условие истинно художественного произведения» (Белинский).
Писатель народен, когда выражает передовые взгляды, защищает подлинные интересы народа правдивым, реалистическим изображением безобразных условий его существования. Именно в правдивости изображения жизни с народной точки зрения он видел задачу «натуральной школы», организатором и идейным вождём которой он был. Натуральная школа, сложившаяся в середине 40-х годов, по мысли Белинского (статья «Взгляд на русскую литературу 1847 года»), явилась закономерным завершением исторического развития русской литературы, которая в творчестве лучших писателей XVIII и начала XIX века стремилась к правдивому изображению «действительности жизни, как она есть». «Это стремление, ознаменованное заметными и постоянными успехами, и составляет смысл и душу истории нашей литературы», — заявлял Белинский.
Пушкин в романе «Евгений Онегин», положившем «начало поэзии нашего времени», впервые дал «верное воспроизведение действительности, со всем её добром и злом, со всеми её житейскими дрязгами». Но довершил победу реализма в освещении русской действительности Гоголь. Все его сочинения «посвящены исключительно изображению мира русской жизни, и у него нет соперников в искусстве воспроизводить её во всей её истинности».
«Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний. Отсюда появление «школы» Гоголя, «школы натуральной».
Отражение русской действительности в романе И. А. Гончарова «Обломов»
... русской жизни". Друг главного героя, Андрей Штольц, олицетворяет еще одну сторону русской действительности. В ... тем, что у главного героя романа "Обломов" было несколько реальных прототипов. В своих ... в нем нет тяги к деятельности на благо общества, к искусству. ... в Захаре, но и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной... Оно распространилось по деревням и селам крепостнической России, укоренилось в ...
«Натуральная школа, — справедливо утверждал Белинский, — стоит теперь на первом плане русской литературы», К 1846—1848 годам появились такие замечательные произведения представителей этой школы, как первые рассказы из «Записок охотника» Тургенева, «Обыкновенная история» Гончарова, роман «Кто виноват?» Герцена, очерки из жизни петербургской бедноты и стихотворения «В дороге», «Колыбельная песня», «Огородник», «Тройка» Некрасова, «Деревня» и «Антон Горемыка» Григоровича, первые повести Салтыкова-Щедрина.
Белинский указывал писателям натуральной школы на необходимость расширения тематики их произведений, призывая их к всестороннему отражению русской жизни, особенно городской бедноты и крепостного крестьянства. В статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» Белинский гневно обрушивается на противников натуральной школы, обвинявших её представителей в любви к изображению «людей низкого звания». «Природа, — пишет он, — вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе — человек. А разве мужик — не человек? Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке? Как что? — его душа, ум, сердце, страсти, склонности, — словом, всё то, что и в образованном человеке».
Но литература должна изображать жизнь народа реалистически и в свете передовых взглядов должна служить народу, быть могучим оружием в общественной борьбе. Только при этих условиях она выполнит свою задачу.
Исходя из таких взглядов, Белинский в своих критических статьях защищал реализм, народность, идейность, требовал совершенства художественной формы литературного произведения.
Он подходил с исторической точки зрения к оценке литературы, давал возможность понять условия её происхождения и развития. «Никто сам собою ничего не делает, ни великого, ни малого; но, оглядевшись вокруг себя, всякий начинает или продолжать, или отрицать сделанное прежде его: это закон исторического развития». «Всякое поэтическое произведение тесно, родственно, кровно связано с породившей его минутою».,
В своих критических статьях Белинский рассматривал литературные произведения как явления общественной жизни. Его критика была глубоко реалистической и общественно направленной;
- она стремилась помочь правильному пониманию существующей действительности и воспитать в читателях стремление к борьбе за переделку этой действительности.