Жизнь коротка, искусство вечно
Vita brevis, ars longa
[вита брэвис, аре лонга].
Гиппократу
(460—370 до н. э.).
Говоря об «искусстве», он имел в виду не художественное творчество, а искусство врачевания. И смысл этого сопоставления состоит в том, что искусство врачевания столь сложно, требует стольких знаний, что на их постижение не хватит и всей человеческой жизни. «Отсюда, — пояснял римский философ-стоик Луций Анней Сенека в своем сочинении «О краткости жизни», — известное восклицание величайшего из врачей о том, что жизнь коротка, а искусство длинно».
Жизнь коротка, путь искусства долог
(другой перевод:
наука необъятна), случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение затруднительно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности.
Выражение стало популярным после того, как И. В. Гете повторил его в своей трагедии «Фауст» в такой форме: «Искусство долговечно, а жизнь наша коротка».
Обычно употребляется в смысле: художник, творец умирает, а плоды его рук, творения его духа, ума, искусства живут вечно, и тем самым они хранят память (напоминают) о человеке, их сотворившем; мастер живет в своих творениях.
Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, Николая Алексеевича Островского
(1904—1936): «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее.
Охваченный этими мыслями, Корчагин ушел с братского кладбища».
Цитируется как призыв к достойной, деятельной жизни.
Жизнь начинается после сорока
Life Begins at Forty.
Уолтера Питкина
(1878—1953).
Встречается другой вариант перевода: «Жизнь начинается в сорок лет».
Популярности выражения способствовала американская певица София Такер, которая исполняла песню с таким же названием (премьера песни—1937).
Жизнь после жизни
Life after Life.
Реймонда Моуди
(р. 1944) — «Жизнь после жизни: исследование феномена продолжения жизни после смерти тела». Он написал ее по рассказам своих пациентов, переживших клиническую смерть и возвращенных им к жизни.
Школьная жизнь; My school life – Топик по английскому языку
... первые друзья, первая любовь, первые достижения и разочарования связаны со школьной жизнью. Топик по английскому языку: Школьная жизнь School life About me I’m a pupil of the eleventh form of ... этаже расположен актовый зал, где проходят все встречи, конференции, концерты и празднования. На третьем этаже располагается большая библиотека, где можно найти практически любую нужную вам ...
Иносказательно: 1. О гипотезе загробного существования. 2. О продолжении жизни в тех или иных формах (делах, произведениях искусства и т. д.).
Жизнь прекрасна и удивительна, Владимира Владимировича Маяковского
(1893-1930):
Радость прет.
Не для вас / уделить ли нам?!
Жизнь прекрасна / и / удивительна.
Жизнь пропадает в заботах о хлебе, Ивана Саввича Никитина
(1824—1861).
Иносказательно: выражение сожаления о времени, которое уходит на решение материальных задач, о его нехватке на творчество, воплощение мечты.
Жил честно, целый век трудился / и умер гол, как гол родился, Василия Васильевича Капниста
(1758—1823).
Он лишь несколько переделал автоэпитафию, которую написал в свое время сам
Иван Иванович Хемницер:
Жив честным образом, он весь свой век трудился,
Но умер так же наг, как был, когда родился.
Иносказательно: 1. О нестяжателе, бессребренике, жившем духовными интересами. 2. О бедняке, который так и не смог за всю свою жизнь хоть сколько-нибудь разбогатеть.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, В. И. Ленина
(1870—1924): «…Ведь эта абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания…»
Иносказательно: 1. О зависимости человека от общественного мнения. 2. О гражданской ответственности человека.
Жить вообще вредно, Станислава Ежи Леца
(1909—1966) из сборника его афоризмов «Непричесанные мысли» (1957): «Жить вредно. От этого умирают».
Жить значит мыслить
Vivere estcogitare
[вивэрэ эст когитарэ].
Слова римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона
(Марк Туллий Цицерон, 106—43 до н. э.): «Наслаждаться умственно можно многими и разнообразными способами. Я говорю о человеке разумном и образованном, для которого жить значит мыслить».
Смысл выражения: достойная человека жизнь — это прежде всего его духовная, интеллектуальная жизнь.
Жить не по лжи
Александра Исаевича Солженицына
(р. 1918), ставшей одной из основных причин его высылки из СССР (1974).
А. И. Солженицын, обращаясь к своей аудитории, предлагал наиболее доступный, по его мнению, способ борьбы с режимом: «…Самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, всем владеет, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня!»
Писатель призывал в этой статье каждого литератора и творческого человека поступать так, чтобы из-под его пера не вышло ни единой фразы, «искривляющей правду», не высказывать подобной фразы ни устно, ни письменно, не цитировать ни единой мысли, которую он искренне не разделяет, не участвовать в каких-либо политических акциях (демонстрациях и пр.), которые не отвечают его желанию, не голосовать за тех, кто недостоин быть избранным, и т. п.
Произведения военных лет «Судьба человека» и «Василий ...
... Андрей Соколов и Василий Тёркин - образы сумевшие пройти огонь, воду и медные трубы и сохранить в себе духовность, мужество, патриотизм, любовь к родному дому, к родине. Соколов и Тёркин люди разных ... советско-финской войны в газете "На страже Родины". Самое известное произведение Твардовского - "Василий Теркин". презентация Любовь к Родине, чувство патриотизма. Связь с родом через невидимые нити. ...
До перестройки эта статья распространялась нелегально. Ее первая легальная публикация в СССР состоялась в 1989 г. в бюллетене Советского комитета защиты мира «Век XX и мир» (№ 2).
Иносказательно: жить, сообразуясь с чувством собственного достоинства, с принципами правды и справедливости.
Василий Купцов — Жизнь коротка, искусство вечно
1
Купцов Василий
Жизнь коротка, искусство вечно
Василий Купцов
Жизнь коротка, искусство вечно
- Ну и что, смотришь на меня взглядом пылающим, ну — прям испепеляющим? — усмехнулся редактор, — «Юноша бледный со взором горящим…». Признайся — если б мог — сжег бы, испепелил меня на месте, точно?
- И что, напечатать это нет шансов?
Я затравленно огляделся. Кабинет походил на тюремную камеру. Более того — на камеру смертников! И сам редактор, с его широким заплывшим лицом, узкими, налитыми кровью глазками, с какой-то нездоровой кожей — он так походил на палача…
Немолодого такого, с тайными пороками, отвратительного, всем ненавистного палача! Ха, столько эпитетов на одного человека?
Кажется, мы увлеклись…
— Еще раз повторить? — в голосе моего палача сквозила уже откровенная ненависть, — Ваши тексты, молодой человек, не подходят нам по тематике, они не вписываются ни в одну существующую серию, их объемы недостаточны для публикации отдельной книгой… В конце концов, план на этот год закрыт. Точка!
На пару-тройку секунд воцарилась тишина.
Из коридора доносились торопливые звуки шагов каких-то курьеров, или как их там… Суетятся — а чего суетиться, коли меня печатать не хотят?
- Ага… — я помедлил, — Согласно книжке «Как стать писателем»…
- Это еще что за опус?
- А, вот… — я показал купленную накануне брошюрку.
Книжечка была позорно тоненькой, с каким-то странным мультяшным рисунком на обложке, и совсем уж несерьезным названием: «Как стать писателем и заработать свой первый миллион».
- Никитин… — протянул редактор, поджав губки, — Да ему самому еще учиться надо, как писать!
— Однако ж издательства печатают, да и люди читают его, которому надо учиться, а не Вас, который, очевидно, знает, как правильно писать книги! когда критикуют не меня, то могу и ответить… Мой голос вдруг стал твердым, прошла позорная нерешительность. Казалось — сейчас как вдарю по этой восковой харе!
- Ну, учись, в таком случае, учись — по этой писанине, — иронизировал редактор, — когда научишься, приходи…
Только, просьба, не ко мне!
— Так вот, — продолжил я начатую ранее тему, практически перебив иронизатора, — Никитин утверждает — коли рукопись отклоняют по разным там «не подходит по тематике, по серии, по плану» — это означает отказ, интерес редакции проявляется в предложении что-то изменить или исправить…
11 класс. Направление «Искусство и ремесло»
... художником»? Какова роль искусства в развитии человечества? Чем настоящее искусство привлекает человека? Тезисы по направлению «Искусство и ремесло» Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника. ... РЕМЕСЛО?, Темы сочинений: Что такое настоящее искусство? Как отличить настоящее искусство от ремесла? Почему люди путают искусство и ...
- И что, сам не догадался, надо чтобы кто-то тебе объяснил?
- Да, сам я не догадался бы! — зло кивнул я.
— Воображаешь себя гением? — редактор смерил меня взглядом с головы до ног, — Прославиться хочешь? Так с твоей смазливой мордашкой тебе в шоу-бизнес надо, будешь там полуголый по экрану прыгать, в микрофон напевать, а девчушки-недороски будут от тебя уписываться…
— Я хочу, чтобы мои книги печатались и продавались! — твердо заявил я, потом, помедлив, добавил, слегка сбиваясь, — А голоса у меня нет, вернее есть, но ужасный, точнее — слуха нет, хотя нет, слух есть — на фоно-то я повторю любую мелодию… Короче, не получается у меня петь!
- Ничего, что голоса нет — теперь это и не нужно! Они там все безголосые — и ничего, поют же! — в стороне от тем литературных редактор мог говорить по-человечески, — Попробуй найти себя в чем-то другом. Ведь тебе лет шестнадцать, не больше?
Сходи на кинопробы…
- Я хочу стать писателем!
- Зачем? — пожал плечами литпалач, — А, вот оно что! Хочешь, чтобы и после смерти твое имя помнили? «Жизнь коротка, а искусство вечно?».
Угадал? Мечтаем к вечности примазаться?
Так не выйдет! Даже если и опубликуешься — все равно забудут через пять лет. Теперь авторы переживают свои книги!
- Тем не менее, я стану писателем!
- Все может быть, — махнул рукой редактор, и повторил для самого себя иронически, — «Жизнь коротка, а искусство вечно…».
Выходя из кабинета, я спотыкнулся о порожек. Смешок за спиной… Вот гады, гады во всем, даже порожек специально оставили, чтобы начинающие авторы себе носы об пол поразбивали!
* * *
Обратная дорога чем-то походила на визит в редакцию. Настроение было отвратительное, автобусы — под стать всему остальному — ходили не просто плохо, а очень плохо! Уже сев в автобус, я долго слушал одно чихание упорно не желавшего заводиться двигателя. Ехали тоже то со скрипом, то со скрежетом…
Ну, еще бы! Пойти в редакцию четырнадцатого числа! Да еще в понедельник. Это в Америках плохие дни — пятницы тринадцатые. Темные люди! В этом веке несчастливое число — четырнадцать. Вот и война, которая разрушила старый мир, началась в четырнадцатом году. А что до дня недели так то всем на Руси известно, понедельник — день тяжелый. «Нам бы понедельники, взять — и отермической обработке» свинины. Я самолично поутру аккуратно нарезал мясо, вывалил в смеси трех перцев и соли, добавил уксуса… Мелко нарезанный лук красовался рядом — такой же сырой, как и утром, все в той же сковородке, вперемежку с постным маслом.
Мальчишка ничего не делал!
- А на газе? Что, трудно просто поджарить?
- Газ кончился, баллон пуст! — сообщил мне лешак почти что с гордостью, — Что ж мне, костер теперь посреди комнаты разводить?
- Ну, тогда… — я запнулся, не зная, что сказать, — Наколдовал бы чего…
- А я ни одного заклинания для жарки не знаю, — морда Али расплылась в улыбке, — и для тушения — тоже не знаю… А вареное ты не любишь!
- Я те дам — свинину варить — только портить! — тут я понял, что рогатый лентяй увел разговор в сторону, — Что б завтра съездил, да поменял баллоны!
- А сегодня?
- Будешь сырое жрать!
- А ты?
- А себе я поджарю…
Мальчишка понимающе усмехнулся. Цель была достигнута — мясо я приготовлю, подобрею, и — как всегда бывало — угощу и этого тунеядца, а он, само собой, сожрет большую часть…
Жизнь коротка, искусство вечно (Ars longa, vita brevis)
... сохраняется память, поэтому может и коротка наша жизнь, но память о человеке вечна. Сочинение «Жизнь коротка, а искусство вечно» А какую оценку поставите вы? Жизнь коротка, искусство вечно Vita brevis, ars longa [вита ... нашли отражения «вечные темы», суждена долгая жизнь Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве и музыке. Вспомним ...
- Потом кухню уберешь! — ну, хоть какое-то наказание…
И то — кухню прибрать не мешало бы. Вот в комнатах у меня — идеальный порядок, чистота, ну, как в операционной. А у компьютеров — точно, как у операционных столов…
Но здесь, среди кастрюль и сковородок царил настоящий бардак. Крупы, специи, ножи и стекляшки для микроволновки — все вперемежку. Картина русского художника-передвижника «Обыск на кухне подпольщика».
Я взял рукой сковородку, примерился.
Затем выпустил из левого глаза тепловой луч, заставив его кружить точно по краю — так, чтобы излучение не попало на лук, а лишь разогрело сковородку. Через пять минут лук поджарился до золотистого цвета — пора было накладывать мяско. Свинину я поджаривал, проходясь тепловым лучом как по сковородке, так и по кускам мяса. В таких случаях главное — держать луч на минимуме. Иначе — останется от жаркого одна зола, испепелю, так сказать… Да, превратить, скажем, того же редактора в кучку золы — дело плевое, вот мясо поджарить так, чтобы не пригорело… Вот это — истинное искусство! Проклятый тролль будто услышал мои мысли.
- Снова по редакциям шлялся? — хитренькая мордашка Алигана вертелась уже у самой сковороды, — Ну и как, оценили?
Мне не удалось поймать наглеца за ухо — он спрятал свой лопух раньше, чем дернулась моя рука. Заранее приготовленное заклинание, скрывающее ухо в подпространственный мешочек… И, главное — вовремя. Знает мои повадки, изучил — ну, прямо как охотник добычу! Впрочем, за те три года, как я взял маленького тролля к себе, он, разумеется, смог неплохо изучить своего наставника…
- Мяса не получишь! — предупредил я.
- Тогда лучше за ухо, — тут же переиграл ситуацию Али. Мне тут же была подсунута под нос левая ушная раковина негодного мальчишки со свеженаколотой серьгой.
- Ладно, в следующий раз, — усмехнулся я, — да и руки у меня сейчас жирные…
Вообще-то, с недавних пор, я — противник кухонных баталий. Недаром на стенке уже года два красуется длиннющий плакат, гласящий, точнее голосящий: «Сражения на сковородках строго воспрещаются!». Помнится, немало помучился Алишка, сию грамоту справлявши, даже программу, еще для 286 машин написанную, на свет божий извлекли… И с кодировкой перемучились, пока фразу грозную отпечатали. Что поделаешь — еще одного такого разгрома, подобного тому, памятному, кухня не пережила бы, это точно! Не подумайте ничего плохого… Или что я плохой воспитатель… Видите ли, хоть я и бессмертный, но на удар в лоб сковородкой не могу не ответить! А в результате — пришлось даже стены в кухне заново красить. Ну и цвет же у них — салатовый, гадость-то какая! Непременно надо перекрасить!
Мясо мы лопали с хлебом, запивали пивком, дающем вечную тему для разговоров. Понятно, какую тему — пиво любой марки, купленное у нас в стране, с каждой новой покупкой становится все хужее и хужее…
1
“Жизнь коротка, искусство вечно”
Недолог век человека, а особенно век поэта. Ведь поэт живет в двух измерениях: в обыденной жизни, как все нормальные люди, и в искусстве, где он соприкасается с тайнами мироздания, прислушивается к самым тонким движениям души, ощущает глубинное родство со всем живым.
Эмоции и чувства в искусстве
... Психология искусства развивалась, преодолевая воздействие, с одной стороны, психологизма, выводившего форму художественных произведений ... художественной проблематике, используя искусство как «прагматическую модель» потребления, рекламы, массового социально-психологического воздействия. Цель реферата - анализ влияния искусства на чувства и эмоции человека. 1. Психология искусства Психология искусства ...
Великий русский поэт А. С. Пушкин прожил всего тридцать восемь лет. “Читая его творения, можно великолепным образом воспитать в себе человека”, – писал о нем В. Г. Белинский. Вся жизнь человеческая, ее мечты и обольщения, ее надежды и страдания, буйство, напор молодых чувств
и умудренная зрелость проходят перед нами в произведениях А. С. Пушкина:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье…
Эти слова пушкинского “Пророка” могут быть отнесены и к самому автору этих строк. О “всемирной отзывчивости” А. С. Пушкина писал Ф. М. Достоевский. Жизнь для поэта – безусловная и абсолютная ценность, это единство, в котором нет ничего отдельного и лишнего, и даже ее конечность приемлется поэтом:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Какое
изящество, тонкость чувств, поистине великий союз “волшебных звуков, чувств и дум”.
М. Ю. Лермонтов прожил двадцать семь лет. Его “железный стих, облитый горечью и злостью” воспевал внутреннюю свободу человеческой личности, говорил о трагическом одиночестве и гармонии природы, недостижимой для человека:
- Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев…
Природа в лирике М. Ю. Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни. Голоса природы “речь свою вели о тайнах неба и земли”. Лишь человек не чувствует полного слияния с природой, и потому удел его трагичен.
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья? Что пользы напрасно и вечно желать…
Лирика М. Ю. Лермонтова – это исповедь бесконечно одинокой, мужественной и бунтующей души.
Коротка была жизнь выдающегося поэта XX века С. А. Есенина – всего тридцать лет.
Читая его стихи, мы любуемся красотой зелени, испытываем огромную любовь к родине, к жизни, ко всему живому, чувствуем кровную связь с окружающим миром.
О Русь! – малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Величие есенинской поэзии – в предельной искренности, в остроте философских и нравственных проблем, в том, что в каждой строке, в каждом слове чувствуется что-то очень близкое, родное.
Трагически сложилась жизнь поэта Н. Гумилева. Он прожил всего тридцать пять лет. Он – романтик и мечтатель, певец конкистадоров, капитанов, воинов. Ему грезились экзотические гроты, африканские жирафы, сказочные павильоны:
Среди искусственного озера
Поднялся павильон фарфоровый,
Тигриною спиною выгнутый,
Мост яшмовый к нему ведет…
Но гармония и красота оказываются хрупкими и преходящими. Во многих его произведениях слышны отчаянье, надлом, предчувствие гибели:
Тарханы в жизни поэта М.Ю. Лермонтова
... и вот оно, это село, старые Тарханы, современное Лермонтове, дымится в утренний час за прудом, ... детства — Тарханы, Их легко узнать в этих строках и сейчас. Войти в стоящий на полугоре усадебный дом, в ... поэт взял также тарханскую: здесь проживали Калашниковы—его современники. Возможно, кто-либо из Калашниковых участвовал в кулачном бое в Тарханах в 1836 году. Устроителем его был сам Лермонтов. О том в ...
Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят – зеленная, – знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.
В красной рубашке, с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне…
Коротка была жизнь поэта, но прошла она не зря: о нем вечно будут помнить потомки. Искусство – это живая память, оно передает из поколения в поколение мысли и чувства, боли и радости, обретения и разочарования – все, чем живет человек.