Расцвет русской драматургии в XVIII веке
Период последних четырех десятилетий XVIII века стал временем настоящего расцвета русской драматургии. Однако классические комедии и трагедии не могли удовлетворить все потребности в жанровом разнообразии. Новые произведения, не соответствовавшие поэтикам классицизма, начали поступать на сцену, отражая растущие требования к расширению границ и демократизации содержания театрального репертуара. Основным новшеством стало появление так называемой «слезной комедии» — пьесы, которая соединила в себе трогательные и комические элементы. Она отличалась не только новой формой, но и сложностью, противоречиями характеров героев, которые сочетали в себе добродетели и слабости.
Одной из знаменитых комедий того времени стала пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль». Она поражала своей социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. В ней отразились традиции классицизма, и тем не менее, она стала преломлением зрелой русской драматургии, которая проникнута идеалами Просвещения. Согласно заметке первого биографа Фонвизина, пьеса «Недоросль» уже не была комедией, а критикой порока, где автор не желал ничего притворять или скрывать. Если же пьеса и вызывала смех, то он был вызван скорее глубокими и прискорбными впечатлениями, чем развлечением.
Объектом осмеяния в «Недоросле» стало не частное, а общественное и служебное поведение дворянства и крепостных. Фонвизин стремился не только изобразить «злонравие» представителей знати, но и раскрыть его причины. Он объяснял пороки его героев их неправильным воспитанием и глубоким невежеством, которое проявлялось в разных аспектах их жизнедеятельности.
Жанровое своеобразие произведения
Произведение «Недоросль» Дениса Фонвизина отличается жанровым разнообразием. Г. А. Гуковский описывает его как «полукомедию, полудраму». Пьеса имеет основу классической комедии, но в нее внедрены серьезные и трогательные сцены.
Сцены, которые можно отнести к серьезной части пьесы, включают разговор Правдина со Стародумом и трогательные беседы Стародума с Софьей и Милоном. В этих сценах присутствует элемент трогательности и назидательности. Драматургический образ благородного резонера, воплощенный в Стародуме, и образ «страждущей добродетели» в лице Софьи, вызывают сильные эмоции у зрителя.
Завершение пьесы также сочетает трогательные и моралистические элементы. Госпожа Простакова получает неожиданное и страшное наказание, когда Митрофан грубо отвергает ее, несмотря на ее безграничную и неразумную любовь к нему. Чувства, которые испытывают положительные герои — Софья, Стародум и Правдин — к Простаковой сложны и неоднозначны. В них присутствует жалость и осуждение. Сострадание вызывает не саму Простакову, а попранное человеческое достоинство.
Идеи русского просвещения в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»
... быть полезным советником и даже спасителем своих сограждан и отечества. В пьесе "Недоросль" Фонвизин раскрывает главную проблему - проблему воспитания. Главный герой, Митрофанушка, будущий ... просвещения, которые стремились развивать в человеке нравственность и самосовершенствование, а также активно участвовать в общественной жизни и решении проблем государства.Произведение "Недоросль" Н.И. Фонвизина ...
Особенно сильно звучит заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой: «Вот злонравия достойные плоды», что является справедливой расплатой за нарушение нравственных и общественных норм.
Историческое значение комедии
Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» имеет огромное значение в истории русской драматургии. Она стала важной вехой, открывающей путь для последующих произведений, таких как «Горе от ума» Александра Грибоедова и «Ревизор» Николая Гоголя.
Гоголь писал о значимости «Недоросля» и «Горя от ума», сказав, что перед этими произведениями все остальное побледнело. В них уже не просто насмешки над смешными сторонами общества, но выявление ран и болезней нашего общества. Обе комедии описывают разные эпохи. «Недоросль» раскрывает болезни, связанные с непросвещенностью, а «Горе от ума» — болезни, вызванные плохим пониманием просвещения.
Выводы
Таким образом, произведение Дениса Фонвизина «Недоросль» выделяется своим жанровым своеобразием, сочетая элементы комедии и драмы. Пьеса является яркой картиной моральной и общественной деградации дворянства конца xviii века. Она имеет огромное значение в истории русской драматургии, став вехой для последующих произведений, которые выявляли проблемы общества и вызывали глубокие эмоции у зрителей.
Введение
В комедии Недоросль Фонвизин поднимает важную проблему воспитания просвещенных людей. Главный герой, Митрофанушка Недоросль, дворянин, который должен стать полезным гражданином, вырастает в атмосфере безнравственности и самодовольства. Это лишает его цели и смысла жизни. Учителя, которых Митрофанушка имеет, не могут помочь ему найти истинные желания и цели в жизни.
Такая же ситуация наблюдается и при дворе. Здесь каждый стремится получить больше для себя и удовлетворить свои собственные желания. Дворяне забыли о долге и полезных делах, они не заботятся о душе, чести и благонравии.
Однако автор комедии не теряет надежды на изменения. Герой Правдив берет под свою опеку хозяйство Простаковой и запрещает ей властвовать. Автор предлагает радикальные меры, такие как ограничение власти дворян и царя над крестьянами и всей российской жизнью.
Основная часть
Формулированные драматургом жизненные правила
Фонвизин формулирует несколько правил, которым должны следовать настоящие дворяне:
Смешное и грустное в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
... комедия «Недоросль» Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», которую от нас отделяет два столетия, волнует и сегодня. В комедии автором ... Митрофанушка не хотел и не считал нужным, ему казалось, что получение ... смех этот совсем невесёлый. Писатель негодует, клеймит позором основное зло своего времени — крепостничество и произвол властей. Посмотрите эти сочинения Характеристика героев в комедии «Недоросль» ...
- Имей сердце, имей душу, и будешь человеком во все времена.
- Всякий найдет в себе достаточно сил, чтобы быть добродетельным. Нужно решительно захотеть этого, и тогда будет легче не делать того, за что совесть угрызает.
- Благонравие дает уму прямую цену. Без него умный человек становится чудовищем. Благонравие важнее всей хитрости ума.
- Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам.
- Почтение должно быть основано на душевности человека. Душевное почтение заслуживает только тот, кто ценен не по деньгам в чинах, а по знанию в знати.
Заключение
Комедия Недоросль Фонвизина является актуальным произведением, поднимающим проблему воспитания просвещенных людей. Автор предлагает радикальные меры для изменения существующей ситуации и формулирует жизненные правила, которым следует следовать настоящим дворянам. Эти правила направлены на развитие духовности, благонравия и ответственности перед обществом.
6) Расчет степени знатности по делам для отечества
Согласно моим расчетам, истинное значение степени знатности определяется не количеством дел, которые человек совершил для себя из высокомерия, а количеством дел, которые он сделал для блага отечества. Ведь настоящее богатство не заключается в том, чтобы считать деньги и хранить их в сундуке, а в том, чтобы отдавать излишки своего богатства, чтобы помочь тем, кому необходимо.
7) Должность как священный обет
Что такое должность? Это не просто позиция или звание, это священный обет, который мы все обязаны соблюдать перед теми, с кем мы живем и от кого зависим. Даже дворянин, который по своему происхождению может считать себя выше других, должен считать своим первым долгом не просто ничего не делать, а помогать тем, кто нуждается в помощи, и служить своей родине.
Именно такие дворяне, которые не забыли о благородстве и преданности, сделали великие дела, которые будут помниться их потомками. Однако, были и те, чье благородство и преданность были погребены вместе с их предками. Дворянин, который не достоин своего звания! Ничего подлее его я не знаю на свете.