Идеи русского просвещения в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Сочинение

Идеи русского просвещения в пьесе «Недоросль» Д.И. Фонвизина

Эпоха Просвещения была периодом, когда деятели искусства брали на себя сложную роль — развить в человеке стремление к нравственности и самосовершенствованию. Одним из основных направлений, в котором они начали творить, был классицизм. Считалось, что через литературу можно воздействовать на человека, воспитывать в нем добродетель и исправлять пороки.

Классики творили в одном направлении — в конфликте между разумом и чувством, который, как правило, разрешался в пользу первого. Авторы пытались создать образ идеального человека, который творит добро, и к такому идеалу они хотели, чтобы все стремились.

Деятели Просвещения активно участвовали в жизни государства. О писателях Фонвизин говорил, что у них есть долг возвысить голос против злоупотреблений и предрассудков, которые наносят вред отечеству, так что человек с литературными способностями может быть полезным советником и даже спасителем своих сограждан и отечества.

В пьесе «Недоросль» Фонвизин раскрывает главную проблему — проблему воспитания. Главный герой, Митрофанушка, будущий передовой гражданин, который должен будет заниматься государственными делами на благо своего народа, с самого детства воспитывается в безнравственной, самодостаточной и самодовольной атмосфере. Даже учителя не могут в нем воспитать настоящего Человека. Обучение Митрофанушки было всего лишь пустой формальностью, которая подчинялась моде, стремлению госпожи Простаковой. Митрофанушка же мечтает лишь о вкусной еде, бегать за голубями и жениться.

Таким образом, Фонвизин в своей пьесе «Недоросль» поднимает проблему отсутствия воспитания и цели у главного героя, а также критикует бездействие и формальность в системе образования своего времени. Это одно из проявлений идей русского просвещения, которые стремились развивать в человеке нравственность и самосовершенствование, а также активно участвовать в общественной жизни и решении проблем государства.

Произведение «Недоросль» Н.И. Фонвизина показывает мир дворянства XVIII века и критикует тех, кто живет по принципу «постоянно торгуясь и всюду причиняя обиду». Автор противостоит этому миру через персонажа, простолюдина Простакова, которому доверили управлять одним из поместий.

Фонвизин показывает, что жизнь дворян символизирует противоречие между жаждой наслаждений и неумением управлять своими желаниями, а также нежеланием делать добрые дела и выполнить свои обязанности. Он сравнивает эти желания дворян с жаждой власти царя и его придворных над жизнью простых людей.

14 стр., 6964 слов

Анализ комедии недоросль фонвизина

... не делает ничего сгоряча. Стародум — это «мозг» пьесы. В монологах Стародума получают выражение идеи просвещения, которые исповедует автор. Сочинение Идейно-нравственное содержание комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» ... достоинства, готовой пресмыкаться перед сильнейшим. Простакова — типичная представительница мира беззакония и произвола. Она — пример того, как деспотизм уничтожает человека в человеке ...

Автор выступает за жизненные принципы, которые должны проводить дворяне: иметь сердце и душу, быть добродетельным и благонравным. Фонвизин также указывает на то, что знатность не должна измеряться по числу наград, почестей и богатству, а по числу дел, которые человек сделал для отечества и для тех, кто нуждается в помощи.

Через персонажа Простакова автор демонстрирует, как радикальные меры могут изменить жизнь и сохранить благонравие в обществе. Предоставив Простакову возможность управлять поместьем, Фонвизин обрисовывает идеальное управление своей местностью.

Следует отметить, что произведение Фонвизина вводит нас в мир, где дворянство забывает о долге перед государством и становится растворимым в цели наслаждений. Автор противостоит этому миру через простолюдина, который в свою очередь показывает, что благонравие и справедливость возможны, если проводить жизненные принципы, которым должны следовать дворяне.

7. «… Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живём и от кого зависим … Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела; есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство … погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином? Подлее его ничего на свете не знаю».

Полезный материал по теме: