Идеи русского просвещения в пьесе
Д. И. Фонвизина «Недоросль»
В эпоху Просвещения, деятели искусства, взяли на себя весьма сложную роль — развить в человеке стремление к нравственности и самосовершенствованию. И первое течение, в котором они начинали творить — классицизм. Считалось, что благодаря литературе, можно воздействовать на разу человека, воспитать в нём добродетель, исправить пороки.
Классики творили в одном направлении — конфликт между разумом и чувством, и, как правило, он разрешался в пользу первого. Авторы пытали создать образ человека, который творил добро и к такому идеалу, хотелось бы стремиться.
Деятели Просвещения активно участвовали в жизни государства. О писателях Фонвизин так говорил: «… имеют … долг возвысить громкий глас вой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества».
Какова же главная проблема, которую автор раскрыл в пьесе? Проблема воспитания! Дворянин, будущий передовой гражданин, который должен будет творить государственные дела на благо своего народа, с самого своего рождения, воспитывается в безнравственной, самодостаточной и самодовольной атмосфере. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
И нет цели у него и нет смысла жизни. Даже учителя не могут в нём воспитать Человека! То, что Митрофана обучали три преподавателя, только лишь, дань моде, к которой стремилась госпожа Простакова. А у сыночка её не было иных желаний, как только вкусно поесть, побегать за голубями и …жениться.
Похожая картина описывается автором и при дворе. Огромный скотный двор и каждый из дворян желает отхватить кусок побольше, да поваляться в золотой …грязи. «Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся». Позабыли вовсе дворяне, что есть долг перед государством и что должны творить добрые дела! Они «…не оставляют двора … двор им полезен», «…чины нередко выпрашиваются». Забыли передовые граждане о чести, о душе своей, о благонравии!
Не одежда красит человека, а добрые дела
... кошку всё равно не ругает. Доброта - это самое важное в жизни. Когда человек делает добрые дела, помогая кому-то, он ... направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, ... можжевельника, вереска, воды, брусники, гнилых пней, грибов, кувшинок, а может быть и самого неба». Ощущения от красоты ...
Правда, автор надежды не оставляет. Ведь что-то же должно измениться! И вот оно! Под свою опеку берёт хозяйство Простакой Правдин. Он запрещает ей управлять поместьем и властвовать над крестьянами. «Тщетно звать врача к больным неисцелимо. Тут врач не пособит, разве сам заразится» — говорит Стародум о той жизни, что происходит при дворе. Читая пьесу дальше, можно увидеть, как происходят радикальные меры, которые автор «предпринимает»: власть Скотинина и Простаковой ограничивается. Стало быть, Фонвизин показывает, что таким же образом необходимо ограничить власть царя и его придворных над жизнью простолюдин.
Автор сформулировал жизненные принципы, которым должны следовать дворяне, «…правила, которым следовать должны …»:
1. «…Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
2. «Всякий найдёт в себе довольно сил, чтобы быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».
3. «Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума».
4. «…Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам».
5. Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».
6. «Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия… По моему расчёту, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».
7. «… Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живём и от кого зависим … Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела; есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство … погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином? Подлее его ничего на свете не знаю».