(1)Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2)Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (З)Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся таким методом прочитанных страницах. (4)Переспрашиваю, экзаменую — схватила. (5)И вот даю для эксперимента Аксакова.
(6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая.
(7) Скоростной метод чтения. (8)Нет, страница не перелистывается. (9)Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (Ю)Только время от времени слышатся восклицания:
— Какая прелесть, какое очарование! (И)Слушай, да он волшебник, кудесник!
(12)В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13)Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и очерёдность… (14)Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15)Да ещё (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»… (16)Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»… (17)Не дошёл черёд до Аксакова. (18)В институтской программе Аксакова тоже не было. (19)Но он существовал, пока ещё не читанный. (20)Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как-то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.
(21)Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22)Там, в сказке, девице- красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23)Дело не в театральном представлении. (24)Не первый же раз пришёл я в театр! (25)Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26)Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27)Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, оша¬рашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.
Какие открытия помогают нам сделать книги? (по тексту С.Т. Аксакова)
... появлением книгопечатания людям открылись врата в мир познания, поэтому в сочинении на тему ... всю жизнь. Сочинение-рассуждение на тему «Книга в моей жизни» ... читать и писать. Из школьных учебников и дополнительной учебной ... отражение в тексте С.Т. Аксакова. Рассказчик, будучи уже взрослым человеком, ... в нашей жизни. На самом деле это целая сокровищница, куда поместились мудрые идеи, советы, это портал в ...
(28)Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (З0)Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.
(31)Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А. К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин… (32)Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?
(По В. Солоухину)
Какой метод чтения стоит предпочесть? Вот проблема, над которой рассуждает Владимир Алексеевич Солоухин.
Существует несколько способов чтения, например, скорочтение или чтение по диагонали, и каждый выбирает из них наиболее удобный. Но автор считает, что ни какими упрощенными методами нельзя прочитать произведения русской классики. Их следует читать медленно, с наслаждением. И с автором нельзя не согласиться. Ведь, действительно, знакомясь ,например, с творчеством Л.Н.Толстого или И.С.Тургенева, лишь прочитывая строку за строкой и вдумываясь в каждое предложение, мы способны погрузиться в выдуманный мир, познакомиться с каждым персонажем и понять то, что хотел донести до нас автор. И справедливость своих и авторских мыслей я попытаюсь доказать на следующих примерах.
Сначала давайте обратимся к таким печатным изданиям, как газеты, содержащим также своего рода небольшие произведения. Например, российская газета «Аргументы и факты». Взяв её в руки, какой целью задаётся читатель? Познакомиться с новостными сводками, программой телепередач, астрологическим прогнозом. Поэтому здесь более уместным будет скоростной метод чтения, так как необходимо лишь быстро «схватить» нужную информацию о происходящем в стране и в мире.
А если же мы читаем всем известный четырехтомный роман-эпопею «Война и мир» Л.Н.Толстого, где представлена масса сюжетных линий, тысяча персонажей, военные события, любовь … Использовав метод скорочтения, разве мы могли бы проследить формирование личности Пьера Безухова, познакомиться с семьями Ростовых и Болконских? Конечно же, нет. Поэтому чтению классической литературы, таким содержательным произведениям стоит уделять особое внимание и время.
«Использование творческих заданий на х литературного чтения ...
... творческое воображение учащихся на уроках литературного чтения. Используя метод иллюстрирования на уроках чтения, нужно иметь в виду то, что существуют формы иллюстрирования различной сложности, которые необходимо ... творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию воображения у младших школьников. Для осуществления исследовательской работы нами были определены следующие методы: ...
Подводя итог, хочется сказать, что всегда необходимо помнить о том, что нельзя прочитать и осмыслить за один час создаваемое годами, поэтому выбор метода чтения во многом зависит от того, какое произведение и с какой целью мы его читаем.
Заранее спасибо!