К читателю
Друзья, как вы, наверное, догадались, эта книжка написана про выпускное сочинение, про то, как его писать. Это своеобразная «экстренная помощь». Наша авторская команда состоит из пяти человек, нас столько, сколько тематических направлений сочинений. Поэтому не удивляйтесь, что книжка, которую вы держите в руках, — «собранье пёстрых глав». Главы различаются по стилю изложения — у каждого автора он свой, но в главном мы едины — в подходе к проблеме подготовки к сочинению и в желании помочь вам быстро и эффективно подготовиться к экзаменационному испытанию.
Назовём тематические направления, предложенные вам в этом году:
- «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова).
- Вопросы, заданные человечеству войной.
- Человек и природа в отечественной и мировой литературе.
- Чем люди живы?
Не боги горшки обжигают…, Вместо напутствия
Наверняка вы неоднократно слышали это крылатое выражение. И наверняка знаете, что оно означает: «Всему можно научиться. Не надо бояться, что не получится. И обыкновенный человек справляется с трудным делом». Так вот, пришло время его вспомнить и сделать своим девизом.
Вам предстоит написать выпускное сочинение. Все вокруг говорят о том, как это трудно. Вы боитесь, переживаете, что не справитесь с этим непростым испытанием. Но пора перестать бояться и поверить в свои силы.
Три чудесных правила, придуманных ещё древними греками:
- Ничего слишком!
- Я не нуждаюсь во многом и не хочу большего.
- Не боги горшки обжигают…
помогут вам:
- трезво оценить имеющиеся у вас знания,
- испытать благодарность за то, что они вам даны,
- не переживать попусту из-за того, что вы чего-то не знаете,
- спокойно двигаться вперёд, к своей цели,
- стать победителем, вопреки всем прогнозам скептиков, привыкших посыпать голову пеплом и требующих этого же от других.
Позитивный настрой перед началом любого дела — важная составляющая успеха, а в случае экзамена — особенно.
Теперь несколько слов о самом предмете переживаний и страхов — о сочинении. Есть три общих правила (вы заметили, что в нашем разговоре опять появляется число «три» — недаром наши предки считали его магическим!) «разрешающих» и три «запрещающих».
Почему люди боятся перемен? (2 варианта)
... разрушением его личного пространства и уютного мира, где все было для него и по его прихоти. Таким образом, люди боятся перемен, потому что они заставляют нас отказаться ... девушку с непростым характером и происхождением, но так и не смог жениться на ней, потому что испугался трудностей, которые придется испытать именно ему. Героиня была ...
Начнём с приятных, с «разрешающих»., Первое из них гласит:
Сочинение — дело личное. Надо писать не то, что положено, что и так всем известно, а только то, что ты сам чувствуешь и думаешь. Истина, предназначенная для других, далеко не так важна, как истина своя собственная.
Второе напоминает:
Сочинение — дело направленное. Нельзя написать сочинение, не обращённое ни к кому; надо мысленно представить своего адресата-читателя (даже если это ты сам) и начать с ним диалог — согласие или спор.
—
- 4 ••
Третье обнадёживает:
Сочинение — дело выполнимое. Даже если ты много не читал, всё равно есть что-то, что ты читал, знаешь, помнишь, и на это можно опереться.
Теперь — неприятные, «запрещающие» — о том, чего делать нельзя:
Первое. Имитировать чувства, бездумно повторять чужие мысли. Если тебе понравилась чья-то мысль, то потрудись объяснить прежде всего самому себе, почему она тебе понравилась, с чем ты согласен. Если не понравилась мысль, не согласен с ней — тебе опять же придётся потрудиться, аргументируя свою точку зрения.
Второе. Писать о том, чего не знаешь, рассуждать о том, чего не понимаешь; уходить от темы рассуждения, неоправданно сужая или расширяя её.
Третье. Излагать отвлечённые идеи, не подкреплённые примерами, доказательствами., А теперь, с хорошим настроением — в путь! У вас всё получится!
«Элементарно, Ватсон!», или Искусство придавать значение
Итак, чего от вас ждут на выпускном сочинении?
Умения рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из пяти тематических направлений. Вы должны будете:
- выбрать одну тему;
- выбрать литературный материал (одно или несколько произведений — количество не важно, важна глубина раскрытия темы), наиболее подходящий для раскрытия темы;
- сформулировать свою точку зрения;
- аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по вашему выбору);
- продумать композицию сочинения;
- грамотно оформить его (кстати, вам разрешается пользоваться орфографическим словарём).
Если ваше сочинение соответствует выбранной теме, размышления по её поводу подкреплены соответствующими литературными произведениями и во всём чётко прослеживается цель вашего высказывания, то вы получаете заветный «зачёт». Рекомендуемый объём сочинения — 350 слов
—
- 5 ••
(излишнее многословие так же не хорошо, как и излишняя краткость).
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается, но помните о сказанном выше.
«Незачёт» ставится в том случае, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, т. е. коммуникативного замысла. Вот с этим, наверное, надо разобраться.
По произведению Кусака Андреева
... ответственности, ответственности перед теми, кого мы приручили. По произведению Кусака Андреева Несколько интересных сочинений Произведений посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в советской литературе множество. Но из всех произведений нельзя ... творчестве. Рассказ «Кусака» одно из таких произведений о доброте и ответственности. Главная героиня произведения, собака Кусака, живёт на ...
Что считать коммуникативным замыслом, или целью высказывания? Очевидно, вы понимаете, что получение «зачёта» нельзя считать целью вашего высказывания, как нельзя считать целью произведения искусства ни одну из внешних по отношению к нему целей — получение денег, славы, воспитание кого-то и т. п. Цель, безусловно, содержится внутри, в самом высказывании. Обязательно задайте себе вопрос: я пишу (говорю), чтобы что?.. Правильных ответов много: чтобы понять, что такое Х, равен ли Х игреку, или что Х совсем не то, что У, или Х совсем не то, что о нём обычно думают, и т. д. Неправильный один: я пишу, чтобы получить «зачёт». Если вам будет интересно писать, то читателю непременно будет интересно читать — следить за движением человеческой мысли, участвовать в нём — одно из увлекательнейших занятий.
«Незачёт» ставится и в тех случаях, когда сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Это условие, пожалуй, не нуждается в комментариях.
Итак, совершенно очевидно, что от вас ждут сочинения-рассуждения. Боитесь? Не бойтесь! Прочтите ещё раз название главы. Упоминание знаменитой фразы гениального сыщика в контексте сочинения-рассуждения отнюдь не случайно. Ведь что представляет собой сочинение-рассуждение? Суть сочинения-рассуждения в обосновании истинности какой-то основной мысли (тезиса) другими суждениями (аргументами).
Доказать истинность суждения с помощью других суждений невозможно без установления логических связей, без выявления причинно-следственной зависимости между суждениями. Таким образом, в сочинении-рассуждении преобладают причинно-следственные отношения, которые связывают между собой три части: часть, содержащую основную мысль-тезис, которую надо будет доказать, доказательную часть — аргументы и заключительную часть — выводы.