Сочинение из биографии детства льва толстого

Сочинение
  • Толстой Лев
  • По повести Детство

Эта повесть была одной из первых произведений Льва Николаевича. Писатель работал над ней около трех лет. Это произведение было одной из частей романа задуманных автором. До конца написать задуманное к сожалению ему так и не удалось.

По мнению самого автора, каждый очередной этап жизни по своему являлся уникальным. Ему хотелось запечатлеть эти этапы, подчеркнув особенность каждого человека, в том числе его взаимодействие с другими людьми. Так же Толстому было интересно как влияет общество на человека.

Основным персонажем повести был мальчик лет десяти, звали его Николенька. Для этого мальчика наблюдательность, была особой чертой. От него практически ничего не удавалось скрыть. Он как будто видел насквозь. Николеньке удавалось очень хорошо оценить не только себя но и окружающих. Конечно же для такого человека было свойственно жить так как твердит ему его совесть. Он всегда стремился быть лучше, старался быть справедливым. Он очень строго относился к своим поступкам, и очень часто судил себя за это.

Так как Николенька был очень наблюдателен, он всегда следил за поведением старших. Ему было очень интересно наблюдать за выражением их лиц. Практически всегда ему удавалось предугадать настроение взрослого по его мимике.

По приезду в Москву он испытывает огромное чувство печали, к этому привело его расставание с матерью. Но в ближайшем будущем, он познает новое совершенно новое для него, и даже где то непонятное чувство любви. Это была его первая влюбленность. Он был очень искренен и чист. После гибели его матери, он теряет смысл ко всему, и та самая любовь уже не имеет ни какого значения для него. В этот момент весь мир для него словно рухнул. И ему было непонятно что же происходит с его жизнью.

Персонаж обладает чертами характера самого автора, тоже самое можно сказать и о людей окружающих Толстого и тех кто был в окружении Николеньки. Но для самого Льва Николаевича было основной целью не писать о своем детстве. Поэт хотел донести до своего читателя смысл определенного этапа жизни. Толстой хотел описать что же представляет из себя детство, каким он его видит. Каким чувствует и видит этот мир ребенок.

Самым основным моментом, для писателя был момент счастья в детстве, когда рядом находится мама, где есть доверие, искренность, любовь чистая и взаимная. Но не бывает все так красиво и безупречно. И для героя произведения открывается совершенно иной мир. Где нет того самого любимого и близкого человека, и именно этот момент был этапом перехода к другой жизни.

2 стр., 707 слов

О нравтвенном образе жизни Толстого

... «здесь и сейчас». Для героев произведений Толстого – духовная жизнь, прежде всего. Вероятно, поэтому люди разных стран и разных континентов читают Толстого, черпая из них уроки нравственного совершенствования. ... не наделенная внешней красотой, отличается тонкими душевными качествами, и читатель сразу влюбляется в нее, так как для каждого человека приоритетным является душа, богатство внутреннего ...

Сочинение на тему детство толстого детство

(1 вариант)

Изучая собственное отношение к жизни, окружающий мир, Л.Н. Толстой решил написать книгу о становлении человека, о разных вехах развития в человеческой жизни и в скором времени создал повесть «Детство», которая была опубликована в журнале «Современник» в 1852 году. Главной темой первой части трилогии стала тема детства. Повествование в повести ведется от первого лица, от имени Николеньки Иртеньева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, личностном восприятии жизни. Впервые в русской художественной литературе картины детства даны глазами ребенка. Автобиографический герой сам действует, совершая определенные поступки, сам дает им оценку, сам делает выводы. Описывая родителей, Николенька отмечает самые характерные черты, которые запечатлелись в восприятии мальчика на долгие годы. Например, вспоминая матушку, герой представляет «ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь». Характеризуя отца, мальчик отмечает его неуловимый характер человека прошлого века, врожденную гордость, статный рост. Тема детства раскрывается писателем и через отношение героя к людям, которые его окружают в повседневной жизни: к Карлу Ивановичу, учителю немецкого языка, к Наталье Савишне, няне и ключнице.

Любя и уважая отца, Николенька с пониманием и теплотой относится и к Карлу Ивановичу, сочувствуя его горю, видя его боль. Оскорбив Наталью Савишну, мальчик чувствует угрызения совести: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда». Давая оценку собственным поступкам, главный герой раскрывает свой внутренний мир, характер, отношение к жизни. Тема детства характеризуется автором и через описания различных житейских ситуаций, в которых оказывается мальчик: происшествие со скатертью, которую испортил Николенька, домашний урок чистописания под руководством строгого Карла Ивановича. Только в главе «Детство» – этой самой ранней поре человеческого взросления, становления – дается авторская оценка, писатель пишет о том, что детство – счастливейшая пора в жизни любого человека, и именно детские воспоминания «освежают, возвышают… душу и служат… источником лучших наслаждений». Закономерен вопрос автора о том: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?» Итак, тема детства раскрывается писателем через характеристику главных героев повести, их характер, поступки, взаимоотношение между собой.

(2 вариант)

Толстой считал, что детство – самый счастливый период жизни человека, когда он находится в гармонии с природой, с самим собой, с другими людьми. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Наслаждений этих было немного, но, как и в жизни любого человека, они были наиболее яркими. Прежде всего, это воспоминания о матушке, рано покинувшей этот мир, которую он помнит смутно, но каждое воспоминание о которой ему особенно дорого. Молитва, обращенная к Богу, была полна любви к нему, и эта любовь была одновременно и любовью к родителям, к матери: «Спаси, господи, папеньку и маменьку!» В детстве кажется, что все люди вокруг счастливы, потому что еще сам не знаешь, что такое несчастье. Единственный человек, из тех, кого он в то время знал, который был несчастлив, – учитель Карл Иванович, и ребенок просит у Бога: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать». Все мысли, все надежды обращены в будущее, он мечтает: «одни мечты гонят другие, – но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие».

15 стр., 7070 слов

Образ Николеньки в повести «Детство» (Л.Н. Толстой)

... любовь или разлука с родными. Толстой подробно описывает чувства ребёнка. Изображение чувств в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого. 4) Характеристика героев повести Л.Н. Толстого «Детство». Образ Николеньки Иртеньева. ...

Взрослый Толстой, вспоминая свои детские ощущения, сожалеет об ушедшей вместе с детством беззаботности, когда не надо было думать о завтрашнем дне, когда за тебя решали другие и ты мог наслаждаться безоблачным счастьем незнания. Взрослому недоступна сила веры, без тени сомнения, безоговорочная, беспредельная, которой обладает дети. Сомневаясь в Боге, в себе, в других, они не могут любить не задумываясь, просто испытывая потребность любить: любить людей, солнце, ветер, утро и вечер, любить все, что дает этот мир человеку. Остается память о тех незабываемых ощущениях, которую можно выразить словами, но, к сожалению, это только воспоминания, и писатель спрашивает себя: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни?»

Человек целый мир По повести Л.Н. Толстого Детство (сочинение)

Анализ повести Толстого «Детство»

Детство — яркая и безоблачная пора в жизни каждого человека. Ребенок счастлив просто, без всяких причин и поводов, а обиды и огорчения не трогают душу, забываются быстро и легко.

К теме детства обращались многие русские писатели: С. Аксаков, Н.Г. Гарин-Михайловский, Е. Морозов и др. Не исключением стали и писатель Л. Н. Толстой. Его повесть «Детство» автобиографичная, автор вспоминает, как сам был ребенком, анализирует, рассуждает, показывает важность и значимость этого периода для человека.

Главным героем повести является мальчик Николенька Иртемьев. Толстой на страницах известного произведения приводит анализ его поступков, внутренних переживаний, мыслей. Такое подробное представление героя помогает нам более глубоко понять образ, познакомиться с маленьким мирком ребенка.

Николенька живет в обычной семейной обстановке. Тихая мама уделяет мало внимания детям, отец занят делами. Ребенок оставлен на попечение слуг и учителей. Но, тем не менее, его все любят. И эта атмосфера спокойствия и домашнего тепла воспитывает в Николеньке много добрых черт.

Правда, бывают в поведении мальчика и проступки. Николеньке они представляются глобальными, как и любому ребенку. На деле же это всего лишь мысли. Но каким же глубоким показывает автор анализ этих мыслей самим мальчиком. Посмотрим такой пример.

Старый учитель Карл Иванович щекочет ребенку пятки, и Николенька мысленно именует его противным человеком. Но ведь это совсем не так. Мальчик мгновенно осознает, как был не прав и как обидны были бы эти слова добрейшему наставнику. Мальчик раскаивается, ему стыдно до слез.

Если разобраться, то знаменитый прием «диалектика души» Толстой начал использовать именно в повести «Детство». Душевное состояние своего маленького героя автор показывает, используя внутренний монолог. И перед нами, читателями ,проносятся мысли мальчика, его перепады настроения: от злости к стыду, от печали к радости.

Стоит отметить и еще один момент, который связан с няней Николеньки, Натальей Савишной. Женщина добра к своему воспитаннику. Один-единственный раз был он наказан ею: за испачканную скатерть. Но это разозлило героя: он начал обдумывать план мести. Николенька даже позволил себе подумать о том, что няня не имеет права так вести себя по отношению к нему, барскому сыну, ведь она крепостная. Правда ,ссора длилась недолго. Наталья Савишна пришла мириться к Николеньке и принесла ему гостинец. И снова мы видим слезы на глазах мальчика. Он раскаивается и стыдится своих недостойных и обидных мыслей.

Негативные моменты, прожитые и пережитые Николенькой в детстве, остались в памяти на всю жизнь. Мальчик извлек из них неоценимую пользу, он сразу же понимал, в чем ошибся, как был не прав. А главный вывод, полученный из всех ситуаций, таков: относясь к людям по-доброму, ты и к себе в ответ получаешь такое же отношение.

Повесть Л.Н. Толстого «Детство» помогает и взрослым читателям заглянуть внутрь себя и изменить свое отношение к окружающим.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ повести Толстого «Отрочество»
  • Анализ повести Толстого «Юность»

Рейтинг

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Человек не сам по себе, часть суши, материка, и в то же время каждый — это целый мир. Он сам — Вселенная, наполненная неурядицами и неразберихой, открытиями и познаниями.

Мы приходим в этот мир незапятнанными и свободными. Ничто пока не разжигает алчность, не затрагивает наши темные стороны души.

Подняв лицо к небу, мы можем увидеть все, что создала природа: восход и закат, и плавный ход мчащейся Вселенной, движение светил и многое другое. Все это природа поместила над нами. А вот драгоценные камни и золото она от нас скрыла, но мы сами, разбросав кучи земли, находим их себе на беду.

Подобно природе устроен и сам человек. В нем есть то, что лежит на поверхности, и то, что скрыто от посторонних глаз. В нашей жизни бывает и безудержная «дневная» радость, и угнетающее «ночное» страдание. В душе нашей постоянно вспыхивают молнии, а после обильного дождя расцветает радуга.

Человек — создание природы. Внутренний мир его достаточно сложен, сугубо индивидуален. Показать, раскрыть его пытались многие писатели. Но увидеть, понять внутренний мир человека, да еще суметь донести его до других, удалось не каждому. Наиболее сложно, на мой взгляд, показать мир героя, когда тот совсем еще маленький. Подумаешь, какие войны могут происходить в его душе, какие противоречия раздирать? Понять мир ребенка — задача нелегкая. На мой взгляд, в литературе XIX века это наиболее удалось Льву Толстому в повести «Детство».

В центре произведения — внутренний мир ребенка, Николеньки Иртеньева.

Его мир — это мир семьи и домашнего очага, мир книг и друзей. Но все впечатления о внешнем мире берутся им не от друзей и из книжек, а на основе собственных впечатлений. Маленький мальчик сам предпочитает решать, что дурно, а что хорошо. Ребенок учится постигать мир через отношения с собственной семьей. Он впитывает в себя информацию подобно губке, и она оставляет в его детской душе неизгладимый след. Николенька — добрый и отзывчивый ребенок, он стремиться облегчить страдания другим людям, переживает, если кому-то ненароком причинил боль.

Читая произведение Толстого, можно подумать, что автор идеализирует детство, видя в герое только светлые стороны. Но это не так. Характер Николеньки дан нам в постоянном движении. Поэтому в его душе происходит такая быстрая смена чувств: «Положим, — думал я, — я маленький, но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьет мух около Володиной постели? Вон их сколько! Нет, Володя старше меня, а я меньше всех: оттого он меня и мучит. Только о том и думает всю жизнь, — прошептал я, — как бы мне сделать неприятности. Он очень хорошо видит, что разбудил и испугал меня, но выказывает, как будто не замечает… противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка — какие противные!»

В этом отрывке вся смена чувств: лени, беспричинной зависти к Володе и бессильная злоба против Карла Ивановича.

Маленькому мальчику часто кажется, что его никто не любит и не жалеет, что все его нарочно обижают, пользуясь тем, что он еще ребенок. Николенька — чувствительный мальчик, он может растрогаться от умиления и любви, от стыда и раздражения. Мальчик всем сердцем привязан к Наталье Савишне, и когда эта женщина хлещет ребенка по лицу мокрой скатертью, в его детской душе происходит смятение. Злые слезы обиды обжигают лицо, и в то же время появляется чувство вины перед бывшей крепостной: «Как! — говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, — Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!». В детской головке уже созревает план отмщения. Но когда Наталья Савишна приходит к своему любимцу, чтобы успокоить его, мальчик не может посмотреть в глаза доброй старушке, и опять, слезы жгут его лицо, но они теперь уже текут не от злости, а от любви и стыда.

Став взрослым, автор понимает, что и Карл Иванович, и Наталья Савишна безгранично были преданы их семье.

Наиболее ярко проявляется образ Николеньки в главе «Ивины».

Герой едет в гости, безудержное веселье охватывает его. В компании его кумир — Сережа Ивин, красивый мальчик, подражающий взрослым, вытравивший в своей душе все человеческое: доброту, чуткость, нежность, сострадание. Дети издеваются над слабым — Иленькой Грапом, доведя его до слез. Николенька в первый раз издевается над человеком, не столько по собственной воле, сколько под влиянием своего кумира. Сначала детям очень весело, а потом наступает прозрение: «Случилось так, что после шумного смеха мы все вдруг замолчали и в комнате стало так тихо, что слышно было тяжелое дыхание несчастного Грапа. В эту минуту я не совсем был убежден, что все это смешно и весело… Мы все молчали и старались непринужденно улыбаться». И здесь Николенька делает слабую попытку возразить своему кумиру: «Э, Сергей! — сказал я ему, — зачем ты это сделал?». Ребенок не может понять, почему плачет Иленька. Но впечатление произведено сильное. «Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка… Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа?»

В своих мыслях мальчик все время возвращается к анализу собственного поступка, пытается понять, оценить его. На протяжении всей книги Николеньку волнуют вопросы: почему его никто не любит и почему он так некрасив. Мальчик постоянно находит у себя недостатки, пытается проанализировать их. Он максималист, как и все дети. Вот он поссорился со старшим братом. Ссора была из-за ерунды, пустяковая. Но для Николеньки ссора — настоящее несчастье: «Все кончено между нами», «я чувствовал себя виноватым, боялся взглянуть на него и целый день не мог ничем заняться». Он очень любит своего старшего брата, больше всего на свете желает помириться с ним, но не знает, как это сделать.

Книга о детстве заканчивается грустными воспоминаниями. Умирают близкие: сначала умирает мать, а затем Наталья Савишна, самые родные люди, бескорыстно любившие Николеньку. На такой печальной ноте Толстой завершает свою повесть, как бы говоря, что пора детства, полная нежных лирических воспоминаний и слез, ошибок и находок прошла. Наступил новый виток в жизни героя. И через некоторое время изменится его внутренний мир.

Главный герой склонен к самоанализу и самобичеванию. Этим отличаются все произведения Льва Толстого. В повести мы не найдем описаний исторических событий, портретных характеристик. Ребенку все равно, что происходит в жизни страны, ему важнее свои личные чувства. Мир детей сложен и многогранен. Ребенок боится прослыть смешным и поэтому совершает неправильные поступки; он боится сделать первый шаг к примирению, и сам страдает от этого; считает, что окружающие не любят его, и его жизнь на время перестает быть яркой. Как его мир отличается от мира взрослых, где все расставлено по полочкам и не нужно задавать самому себе столько вопросов. В Николеньке постоянно идет борьба. Он знает, что поступает плохо, но не всегда может с собой совладать. Он еще не может разбираться в окружающих и не знает до конца, какую роль они играют в его жизни. Он просто растет и учится постигать жизнь во всех ее проявлениях.

Так через образ ребенка автор представил нам мир человеческой души.