Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Победа и поражение»

Сочинение

произведениях

нередко

показана

неоднозначность и относительность понятий «победа» и

«поражение» в разных исторических условиях и

жизненных ситуациях.

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.

3. Алгоритм работы над сочинением

1. Определите проблему, то есть вопросы, которые содержатся в теме сочинения.

2. Сформулируйте тезисы, которые раскрывают эту проблему, являются ответами на

поставленный вопрос.

3. Подумайте над вопросами: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу

сказать по этому поводу?», то есть установите связь между собой, своим опытом и

предметом, о котором идёт речь.

4. Запишите свои мысли на черновик. Эти предложения могут стать вступлением

вашего сочинения.

5. Подберите произведение (-ия), на материале которого (-ых) сможете доказать свою

точку зрения.

6. Продумайте композицию (построение) работы.

7. Напишите план сочинения.

8. Напишите черновой вариант.

9. Перечитайте написанное.

10. Внесите необходимую правку в построение, сбалансировав части сочинения, а

также в речевое оформление теста.

11. Проверьте написанное, перепишите в чистовик.

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.

4. ТЕМА СОЧИНЕНИЯ

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.

5. «Нет славнейшей победы – победить себя самого». Тихон Задонский

Тихон Задонский — епископ

Русской православной церкви,

епископ

Воронежский

и

Елецкий,

богослов,

крупнейший

православный

религиозный

просветитель

XVIII века. Канонизирован

Русской церковью в лике

святителей, почитается как

чудотворец.

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.

6. ШАГ 1: определяем проблему

Проблема:

1.

2.

3.

4.

5.

Что значит «победить себя самого»?

Против каких качеств нужно бороться?

Все ли способны победить в себе эти качества ?

3 стр., 1467 слов

Готовимся к итоговому сочинению по литературе: методы и приемы

... итогового сочинения по литературе начинается задолго до самого экзамена. Каждый учитель формирует свою методику подготовки, которая начинается еще в среднем ... оно литературоцентрично. Опора на литературный материал при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или ... по заданному шаблону с пропусками слов (в 5-6 классах) или предложений (в 7-8 классах). А далее по критериям учителя ...

Что помогает бороться с самим собой?

Какие чувства испытывает человек, победивший

себя самого?

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.

7. ШАГ 2: формулируем тезисы

Тезисы:

1. «Победить себя самого» — значит, победить свои слабости:

лень, пессимизм, жадность, равнодушие, жестокость…

Каждый сам решает для себя, к чему он стремится, какие

цели ставит, поэтому и «победы» могут быть совсем

разными.

2. Победить может каждый. Нужны сила воли, стремление к

успеху, желание стать яркой, интересной личностью. Иногда

стремление к победе продиктовано любовью к ближним.

3. Человек, победивший себя самого испытывает радость и

удовлетворение от достижения поставленной цели. Победа

придаёт сил, делает человека настойчивее, активнее. Всё

вокруг кажется прекрасным.

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.

8.

… человек только и тем

человек, что борется и

через борьбу свою

становится победителем.

М. М. Пришвин

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.

9. Что я могу сказать по поводу «победы над самим собой?»

1. Ни для кого не секрет, что человек в течение своей жизни

одерживает победы. Первые шаги, первое слово, первая

отличная оценка… Но победа над собой- это самая

большая победа.

2. Если человек действительно чего-то хочет, он должен

работать над собой, и тогда он обязательно сможет

достичь желаемого результата.

3. ….

Запишите свои мысли на черновик!

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.

10. ШАГ 3: подбираем произведение (-ия), на материале которого (-ых) сможем доказать свою точку зрения.

1. Пришвин М.М. «Кладовая солнца» (Насте и Митраше

удается одержать победу над собой, над своими страстями,

и они выходят победителями в столкновениях с силами

природы).

2. И. С. Тургенев Стихотворения в прозе.

«Милостыня» (Впервые в жизни человек попросил

милостыню, поборов в себе стыд и гордыню).

«Воробей» (старый черногрудый воробей одержал победу

над собой — поборол страх перед собакой, «громадным

чудовищем» и кинулся спасать своё «детище»; в душе

собаки борются два чувства: первое – это чувство гончей,

увидевшей добычу, второе – признание силы материнской

любви. Трезор уходит смущённым.)

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.

11. ШАГ 4: продумываем композицию работы

! ! ! Помни: ты пишешь сочинение – рассуждение!

Построение текста типа сочинение – рассуждение

1. Тезис

2. Аргумент 1

3. Аргумент 2

4 стр., 1559 слов

Развитие речи на х кумыкского языка

... расширить знания о мире и способах его изучения). 2)Анализ заголовков. Колбасные, молочные и конфетные деревья. Необычные деревья Какой из этих заголовков передаёт тему сочинения, а какой его основную ... 9.Рефлексия. Мы узнали, что такое ____________ . Хотелось бы узнать ______________ ОТЗЫВ на проведение открытого урока русского языка в 3 классе учителем начальных классов МКОУ «Чонтаульская СОШ ...

4. Вывод

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.

12. ШАГ 5: составляем план сочинения

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.

13. ШАГ 6: пишем вступление к сочинению

Тема дана в форме высказывания

СОВЕТ: запиши высказывание и его пояснения (как

понял), обоснуй уже имеющееся утверждение. Это и

есть тезис.

… (кто), размышляя над …, сказал: «…(цитата,

которая

указана

в

теме

сочинения»).

Действительно, … (мои мысли по поводу победы над

самим собой).

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.

14. ШАГ 7: скрепы, соединяющие вступление с аргументами

1. Скрепа, соединяющая вступление, в котором высказан тезис, и

основную часть

Давайте вспомним произведения художественной литературы,

в которых раскрывается тема сочинения и доказывается

высказанный мною тезис.

или

Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса,

достаточно

привести

пример

из

художественной

литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/itogovoepobeda-i-porajenie-klass-god/

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.

15. ШАГ 7: скрепы, соединяющие вступление с аргументами

1. Если тезис формулируется в основной части, то «мостики»

должны быть другими.

1. Пишется в первом абзаце, то есть во вступлении

Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса,

достаточно привести пример (примеры) из художественной

литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/itogovoepobeda-i-porajenie-klass-god/

2. Каждый аргумент начинается:

  • Во-первых, (тезис + аргумент)
  • Во-вторых, (тезис + аргумент)

или

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.

16. ШАГ 7: скрепы, соединяющие вступление с аргументами

1. Если тезис формулируется в основной части, то «мостики»

должны быть другими.

1. Пишется в первом абзаце, то есть во вступлении

В этом легко убедиться, обратившись к художественной

(публицистической) литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/itogovoepobeda-i-porajenie-klass-god/

2. Каждый аргумент начинается:

  • Например, (тезис + аргумент)
  • Кроме того, (тезис + аргумент)

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.

17. ШАГ 8: оформляем аргументы

!!! Помните: вы не должны просто

пересказывать текст, нужно анализировать

отдельные эпизоды, поведение героев.

Делайте

логические

заключения, не

забывая о тезисе. Мысль, высказанная в

тезисе, должна повторяться в микровыводе

аргумента. Это должна быть именно мысль,

11 стр., 5169 слов

Роль использования орфографических словарей на х русского языка

... орфографический словарь русского языка» (2009) Словарь отражает наиболее активную часть лексики современного русского языка - слова, грамматические формы слов, обороты речи, вызывающие орфографические трудности. )М. М. Баронова «Новый школьный универсальный словарь русского языка» (2009) Данный словарь является ...

а не слово в слово переписанный тезис.

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.

18. ШАГ 9: пишем заключение

Типовые клише

1. И в заключение мне бы хотелось сказать, что …

2. «…?» На этот вопрос мы искали ответ, приводили

аргументы… А ответ прост: надо … И тогда …

Давайте же …!

3. Итак, завершая рассуждение над темой сочинения,

я вспоминаю … Действительно, …!

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.

19. ШАГ 10: проверяем черновик сочинения

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.

20.

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.