Русского народного творчества

Сочинение

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.

В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.

К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите разные интересные факты, то это будет вам также непременно интересно.

Особенности русского фольклора

На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.

Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей.

Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.

В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.

Мудрые истории

Груз

Ученик попросил учителя:

  • Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким!

Учитель попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

20 стр., 9645 слов

Народная мудрость в произведениях унт. народная мудрость в произведениях ...

... плясовые наигрыши. Произведения, созданные разными авторами и передававшиеся из уст в уста, претерпев различные изменения, ставшие результатом совместного народного творчества, называют фольклором (от английского folklore - народное знание, народная мудрость). В фольклоре отражена и мудрость веков, и актуальные ...

  • Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
  • И это всё? – недоумённо спросил ученик.
  • Нет, – ответил учитель.

– Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда возникнет негатив, добавляй в него картофель.

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

  • Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

– А ведь то же самое происходит и с тобой. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то — подумай, нужен ли тебе этот груз.

Ад и Рай

Однажды человеку посчастливилось увидеть Бога. Пытаясь узнать самое важное, человек попросил:

  • Господи, я бы хотел увидеть Рай и Ад.

Господь взял человека за руку и подвел его к двум дверям. Открыв одну, они увидели большой круглый стол с огромной чашей в центре. Чаша была наполнена пищей, которая пахла и выглядела невероятно аппетитно.

Вокруг стола сидели люди – но казалось, что они были обессилены, больны или умирали от голода. У каждого к руке была прикреплена ложка с длинной-предлинной ручкой. Они легко могли достать еду, но не могли поднести ложку ко рту. Вид их несчастья просто поражал.

  • Только что ты видел Ад.

Они подошли ко второй двери. Открыв её, они увидели такой же круглый огромный стол, такую же большую чашу, наполненную вкусной едой. И даже у людей вокруг стола были точно такие же ложки. Но все выглядели довольными, сытыми и счастливыми.

  • Я не понимаю, – сказал человек.
  • Это просто, – ответил Господь.

– Эти научились кормить друг друга. Те же думают только о себе.

О собаках и людях

Мужчина написал письмо владельцу небольшого отеля:

15 стр., 7332 слов

Мое любимое произведение о животных. мой любимый домашний питомец. ...

... о них вспоминаю и скучаю. Еремеева Сабина, 7 лет, 2 "А" класс, школа №11, г. Белгород Как написать небольшой рассказ про мое любимое животное? ... на год написания, то можно предположить, что будет затронута военная тематика Сочинение по произведению Повесть о ... то моя собака уступает тем, которые несколько лет обучались на ... Сочинение по картине Сатарова Мороз 8 класс На картине Михаила Сатарова "Мороз" ...

  • Я хотел бы взять с собой собаку. Она хорошо воспитана, и, конечно, не доставит хлопот. Вы не возражаете?

На что он получил ответ:

– Я содержу отель в течение многих лет, и никогда ни одна собака не украла мои полотенца, постельные принадлежности или картину со стены. Я никогда не должен был вызывать полицию из-за того, что собака напилась и начала скандал среди ночи. И никогда не случалось, чтобы собака не оплатила счёт. Поэтому с радостью приветствую собаку, и если она поручится за Вас — Вы также можете приехать.

Он существует!

Как-то я подъехала к гипермаркету за покупками. Свободное место было рядом с красивым мотоциклом. Паркуюсь, выхожу из машины, краем глаза любуясь на него. Рядом бегал мой пятилетний сын.

И тут появляется хозяин мотоцикла. Классика — кожаные штаны, кожаная жилетка на голое тело, на одном предплечье тату ZZ-Top, на другом — AС/DC. И… Огромная белоснежная шевелюра с кудряшками и такая же белоснежная борода до пупа.

Мой сын в восторге завопил: «Мама, это же Дед мороз!».

А что мне ему ответить? Нет, говорю, сынок, это дядя-байкер. И у мальчонки начинает разочарованно надуваться нижняя губа.

А дядя байкер поворачивается к нему и говорит хорошо поставленным басом:

  • Да нет, я и есть Дед Мороз.
  • А где твоя красная шуба? А олени?

— Так лето же, у меня отпуск, катаюсь вот, заодно смотрю на деток, кто хорошо себя ведет, кто плохо, чтобы знать, кому дарить подарки на Новый год, а кому нет. А на мотоцикле, потому что олени отдыхают, травку щиплют, сил набираются, ведь зимой сколько дел у нас будет!

  • А снегурочка где?
  • А снегурочка на юге в Турции отдыхает.
  • А она не растает?
  • Да нет, сказки это, не таем мы от жары…

Далее открывает кофр, которые битком набит небольшими плюшевыми зайчиками. Берет одного, и дарит мальчонке со словами — «Веди себя хорошо, слушайся маму с папой, и будет тебе на новый год хороший подарок». У сына слезы восторга.

А «дед мороз» поворачивается ко мне, подмигивает и шепчет — «Третий за сегодня».

Садится на мотоцикл и плавно отъезжает.

Радость

На тротуаре сидел старичок в потертом пальто. Рядом с ним стояла картонная коробка с надписью: «Подарите мне радость».

К старику подошёл ребёнок. В его кулачке была зажата монета. Он хотел подать милостыню, но, приблизившись, изумлённо остановился. В коробке не было денег. Там лежали конфеты, самодельные игрушки, детские книги и много всякой всячины.

2 стр., 748 слов

Народные песни (Обрядовые и бытовые)

... поэзией, стали собирать и записывать песни,, былины, сказки. Мы знаем, что Екатерина Великая собирала народные песни; Пушкин в стихах передал народные сказки, Гоголь многое записал и ... Обрядовые песни. Впоследствие, когда славяне приняли христианство, они еще долго сохраняли свои языческие обычаи, языческие песни. Иногда языческий праздник совпадал и сливался с христианским. Вот пример такого ...

  • Доброго дня, — улыбнулся старичок.
  • Здравствуйте, — смутился мальчик. — А у меня только деньги.
  • Так бывает, — сочувственно кивнул старичок. — Ты любишь сладости?
  • Нет, мне нельзя.
  • А читать?
  • Я пока не умею.
  • Тогда, может быть, тебе нравится надувать шарики?

Мальчик кивнул — вот это он действительно любил! Тогда старичок достал из коробки горсть разноцветных воздушных шаров и протянул ему.

  • Что я за это вам должен? — недоверчиво спросил ребёнок.
  • О, нет, это я твой должник! — сказал старичок.

— Ведь ты подарил мне радость. Сделать кому-то приятное — чудесная возможность. И её, знаешь ли, никогда не стоит упускать!

Мудрость

Однажды ночью в провинции, где располагался монастырь, прошёл сильнейший снегопад. Утром ученики, пробираясь буквально по пояс в снегу, собрались в зале для медитаций.

Учитель собрал учеников и спросил: – Скажите, что нам нужно сейчас делать?

Первый ученик сказал: – Следует помолиться, чтобы началась оттепель.

Второй предположил: – Нужно переждать в своей келье, а снег пусть идёт своим путём.

Третий сказал: – Тому, кто познал истину, должно быть всё равно – есть ли снег или нет его.

Учитель молвил: – А теперь послушайте, что я вам скажу.

Ученики радостно приготовились внимать величайшей мудрости.

Учитель обвёл их взглядом, вздохнул и сказал: – Лопаты в руки – и вперёд!

Мораль: не забывайте о том, что действительно работает – действии!

Жанры устного народного творчества

Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.

С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.

Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.

Произведения устного народного творчества

Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.

  • Былины
  • Сказки
  • Песни
  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Легенды
  • Колыбельные песни
  • Пестушки и потешки
  • Прибаутки
  • Игровые приговоры и припевы

Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.

12 стр., 5818 слов

Исторические песни в русском народном творчестве

... историческими. Исторические песни - жанр народного творчества, рассказывающий о событиях гражданской и военной истории (в основном, XVI-XX вв.), который содержал в себе оценки деятельности исторических лиц. Основная характеристика исторических песен ... могут служить стоящие на грани былин и исторических песен «Авдотья Рязаночка» и «Щелкан Дудентьевич». Историческое сознание народа второй половины XVI ...

Камень на развилке дорог

Устное народное творчество России

Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество России, так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.

Песни

В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.

Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.

Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.

В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.

Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.

Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.

Былины

Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.

Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.

Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.

Три богатыря

В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.

Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.

Сказки

Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.

14 стр., 6601 слов

История возникновения народного песенного творчества и современное ...

... все это характерно для произведений народного песенного творчества. В разные исторические эпохи социальное значение поэтического и музыкального народного творчества устной традиции было различным. В древнейшие ... поэтому необходимо широко использовать почти нетронутые сокровища народной песни. Проблемой нашего исследования является народное песенное творчество в нашей стране. Цель нашей курсовой ...

Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.

Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.

Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.

Легенды

В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности. В них красочно отображаются события прошлого.

Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев.

Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах.

Загадки

Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.

На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.

На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.

Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.

Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.

Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.

Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.

Колыбельные песни

В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».

С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.

1 стр., 468 слов

Творчество в жизни человека

... достичь цели: выразить свои мысли песней, создать невиданной красоты картину, стать автором новаторского проекта, который способен помочь людям. Я считаю, что настоящее творчество должно идти бок о ... то вашими помыслами руководит только жажда деньжат, но отнюдь не стремление творить или стремление реализоваться, выражать свои эмоции. Для меня творчество — это нечто вроде магии. Это ...

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.

Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».

Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.

Прибаутки

Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.

По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».

Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.

Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.

Игровые приговоры и припевы

С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.

В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.

Не буду выяснять, что такое народное творчество, потому что более-менее четкое определение этого понятия существует, хотя определения нет, потому жанровое разнообразие очень большое, а специфика развития того или иного жанра еще пестрее. Определений на сегодня существует много, и все они не охватывают глубинной сути народного творчества, ибо оно в некоторых своих жанрах старается быть консервативным (свадебные песни или другие, связанные, например, со Свят-вечером, Рождеством, крещением, похоронами т. п.).

И все же в подавляющем большинстве народное творчество есть нечто особенное в общественной жизни. Возможно, для этого надо воспринимать его не как фольклор, застывший на страницах многотомных изданий, а как процесс, который вызывает к жизни определенные жанры, необходимые в тот или иной момент исторического развития. Для примера хочу назвать такие жанры народного творчества, как анекдот, народная улыбка, свадьбы, пословицы, поговорки, прибаутки. Появился такой вид народного творчества, как городской фольклор. А я бы еще добавил студенческий фольклор, школьный, детский. С одной стороны – это современное творчество, окрашенное современной лексикой, с другой стороны – это все-таки творчество, которое не имеет авторства и имеет множество вариантов, которые распространяются устно и в печатном виде. Вот примеры таких шуточных прибауток со школьного обучения: «Чтобы разделить дробь на дробь – надо есть белый хлеб». Или из уроков химии: «Аш два о плюс пшено, а добавить натрий хлор, – то и будет вам кандер». Особенно меня поражает большой набор прибауток, направленных на воспитание культуры речи. Назначение этих прибауток – научить детей (а может, и не только детей) вежливо и правильно разговаривать, правильно использовать слова и не засорять язык, оберегать его от различных наслоений и грубой лексики. Мои наблюдения на каникулах в бабушкином селе. Проходит мимо группы людей некий парнишка и безразлично приветствуется: «Здравствуй!». И тут же немедленный ответ-поговорка: «Здоровье» – до коров, а к людям – «здравствуйте». Частое и неоправданное употребление «ну» тут же будет прекращено замечанием: «Не запрягал, то и не Нукай, погонять не будешь», и уже на совсем невежливо поздороваться «здрасьте» – получишь сразу: «Не засьте» (это значит: поздоровайся по-человечески) Или употребление слова «жалко» вместо «сожаление» вызывает такое замечание: «Жалко у пчелки». И зря некоторые считают, что фольклор – это нечто историческое прошлое, хранящееся в фольклорных сборниках. Народное творчество живет, пока живет народ, который создает новые виды, жанры и реагирует на все общественные процессы, происходящие в Украине. Надо только быть внимательным наблюдателем, а может, и исследователем. А в последнее время даже стали говорить о современном жаргонном языке. Это негативное явление стало завоевывать свое пространство в общении, особенно это свойственно подросткам. Уверен, что народная мудрость и здесь не замедлит – отреагирует соответствующим образом, чтобы искоренить это явление с нашей благозвучной и красивой речи. Но это совсем другая тема.

18 стр., 8657 слов

Жанровая классификация детского фольклора

... народного творчества, называемая детский фольклор, которая, по мнению крупнейшего исследователя Г.С.Виноградова, вызвана к жизни «едва ... концу колыбельного возраста ребенку поют прибаутки , которые не сопровождаются игровыми действиями. Главное их назначение - ... физического воспитания, которые тысячелетиями вырабатывало материнство. Пестушки способствуют развитию у ребенка координации движений, ...