Cочинение «Искусство – художественный анализ. Литература XIX века»

Сочинение

В изобразительном искусстве в первую четверть XIX века (архитектура, живопись, скульптура) не наблюдается такого расцвета, как в художественной литературе, но всё же и в нём намечаются сдвиги, отражающие сложную общественную обстановку того времени и борьбу идейных течений.

Наиболее значительными были в это время достижения архитектуры. Характерным для неё стилем является классицизм, в своём развитии приведший к стилю «ампир»; последний и получил в этот период наибольшее распространение. Ампир — стиль величественных построек с колоннадами. Выдающимися архитекторами этого времени были Воронихин, построивший Казанский собор в Петербурге, и Захаров, автор проекта здания Адмиралтейства. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Искусство. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) В Москве, под Москвой и в провинции много зданий было построено в стиле классицизма и ампира крепостными архитекторами.

Значительно беднее живопись этой поры, особенно первых двух десятилетии.

В первую четверть XIX века выступает А. Г. Венецианов, вначале портретист, в 20-х годах ставший «отцом русского жанра», т. е. бытовых сцен («Гумно», «На пашне» и др.).

Идя от сентиментализма к реализму, он стал родоначальником целой школы в русской живописи.

Выдающимся художником был Кипренский, романтик по направлению. Он нарисовал прекрасный, выполненный в романтическом духе портрет Пушкина (1827).

В 20-х годах великолепным портретистом и жанристом был В. А. Тропинин, происходивший из крепостных крестьян. Он написал один из наиболее похожих портретов Пушкина. Тропинин отличается от Венецианова тематикой: Венецианов изображал крестьян и крестьянский быт, Тропинин — мелкий городской люд («Гитарист», «Кружевница»).

Из скульптуры только два памятника того времени оказались и художественно ценны и удовлетворяли гражданскому чувству современников. Это памятник Суворову (1801) в Петербурге и Минину и Пожарскому (182б’| в Москве, оба в классицистическом стиле.

Зарождается большой интерес к музыке не только в среде дворянства, но и среди купечества, служилой интеллигенции, чиновничества, мещан. Большого расцвета достигает в первую четверть XIX века романс и песня, основанная на народных мелодиях. Выдающиеся образны в этой области создали композиторы А. Н. Алябьев («Соловей»), А. Е. Варламов («Красный сарафан» «Метелица»), А. Л. Гурилёв («Назаре туманной юно сти», «Колокольчик»).

9 стр., 4309 слов

Тропинин «золотошвейка» описание картины, анализ,

... видел. И об этом свидетельствую самые известные картины Тропинина: «Кружевница», «Золотошвейка», «Пряха». Кроме нежности и теплоты в этих картинах Тропинин воспевает любовь к повседневному труду, умение ... сочинения. Взгляд у него мечтательный и нежный. Обстановка вокруг непринуждённая и раскованная, сам гитарист в простом домашнем халате. Обыденная, но содержательная жизнь! Картины Тропинина ...

Плодотворно было влияние Пушкина на развитие музыки, связанной со словом: романса, песни, а затем и оперы. В области оперного творчества работал А. Н. Верстовский. Выступав! в эту пору и создатель национальной русской школы в музыке — М. И. Глинка (романс «Не искушай меня без нужды». 1825, русская песня «Ах ты, душечка, красна девица», 1826) Но его знаменитые оперы «Иван Сусанин» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842) появляются уже в следующую четверть века.

В области театра идёт та же борьба разных направлений, что и в литературе. На сцене театров ставятся и трагедии классицизма, и пьесы сентиментального характера, и пьесы романтические.

Характерной чертой русского театра этого времени является тесная связь драмы и оперы. В оперу включались разговорные диалоги, а драматические спектакли содержали в себе много музыкальных вставок-увертюры, хоры, песни, арии, куплеты, балетные номера.

Театры были не только в Петербурге и Москве, но и в других городах и в усадьбах богатых помещиков. Играли на сценах частных театров крепостные артисты. Ставились оперно-балетные спектакли, комические оперы, комедии. Среди актёров, крепостных людей, было немало выдающихся мастеров сценического искусства. Из крепостных людей вышел знаменитый актёр М. С. Щепкин (1788—1863), основоположник реализма в русском актёрском искусстве. Выдающийся крепостной актрисой была П. И. Жемчугова. Много и других талантливых актёров выдвинуло в это время крепостное крестьянство.

Театр занимал важное место в общественной и культурной жизни начала XIX века: лучшими своими пьесами и игрой виднейших актёров театр воспитывал зрителей, поднимал патриотический дух в дни Отечественной войны 1812 года.