УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ВО 2 КЛАССЕ
ТЕМА: СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «ХУДОЖНИК-МОРОЗ»
ЦЕЛЬ: написание сочинения-описания по готовому началу,
коллективно-составленному плану и опорным словам.
ЗАДАЧИ: 1. Обучающие : выразительность чтения, умение
строить красивые предложения по опорным словам,
элементы анализ лирического текста.
2. Развивающие: развитие речи, мышления, фантазии
ребят, обогащение словаря, умение работать
коллективно.
3. Воспитательные: эстетическая наполненность
урока, воспитание патриотических качеств, любовь
к русской природе.
1. Речевая разминка.
Упражнение 1.
«Согреем стеклышко». Представьте, что вы, проснувшись
утром, захотели поглядеть в окно. А оно сплошь разрисовано сказочными морозными узорами. Давайте разогреем своим дыханием кусочек стекла. Вдохнули и медленно, не торопясь, выдыхаем. (повторяем 2-3 раза).
Упражнение 2:
— Прочитайте отрывок из стихотворения
Идет,
Трещит
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Н. Некрасов.
— О ком это стихотворение? Кто помнит название? Каким вы
представляете Мороза? Опишите его.
— Каким тоном следует прочитать этот отрывок? (Важно
торжественно.) В стихотворении уже обозначены паузы и выделены логически ударные слова. Приготовьтесь прочитать его выразительно. Читайте торжественно, не спешите, соблюдая паузы (особенно в первой строке) и выделяя голосом главные слова.
Чтение стихотворения учащимися. Анализ качества чтения
2. Введение в тему занятия. Накопление материала к
сочинению.
,Анализ стихотворения И, бунина ночь
... из понимания, ощущений, интуиции и логики. Приведу пример коллективной работы одиннадцатиклассников над анализом стихотворения И.А. Бунина «Ночь» (1901) и текст сочинения ученицы 11-го класса школы № 17 г. Дальнегорска ... у читателя унылое настроение. Это удается сделать Бунину с помощью эпитета «ледяная ночь» и слова «мистраль». Не зря это слово в стихотворении повторяется в начале и конце. Также ...
- Сегодня на уроке мы будем писать сочинение-описание на
тему «Художник Мороз».
- Чем отличается описание от других типов текста?
- На какой вопрос отвечает текст-описание? (Какой?)
- Прочитайте название нашего сочинения. Что мы будем в
нем описывать? (Картины, которые нарисовал художник Мороз).
Да, ходит Мороз по горам, по долинам, ходит в больших
валенках, ступает тихо, неслышно. А сам все посматривает по сторонам, то там, то тут свою волшебную картину поправляет. По Г. Скребицкому.
- Прочитайте начало нашего сочинения:
ХУДОЖНИК МОРОЗ.
Проснулся я утром, подбежал к окну и ахнул. За ночь
художник Мороз преобразил все вокруг.
- Какие же сказочные картины нарисовал Мороз?
Послушайте отрывок из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» (финал первого действия) и попытайся их представить.
- Расскажите какие картины вы представили.
- А теперь давайте повнимательнее вглядимся в каждую
картину, подберем яркие, выразительные слова для ее описания.
- Что вы увидели на оконном стекле, когда подбежали к
окну? (узоры) Какие по цвету? (белые прозрачные) А по форме? (причудливые, замысловатые, затейливые) Что они вам напомнили? (кружево, дворец, замок, деревья) Прочитайте об этом в загадке:
Какой это мастер на стекла нанес, И листья, и травы, и заросли роз?
- Все эти узоры не простые, не обыкновенные, а …
(сказочные) Подберите слова, близкие по значению к слову «сказочные» (волшебные, чудесные)
- Подберите слова, обозначающие действия Мороза. Что он
«сделал» на оконных стеклах? (нарисовал узоры) Как сказать по — другому? Подберите близкие по значению слова к слову «нарисовал» (Разукрасил, украсил, раскрасил, разрисовал, нанес на стекла)
- О чем же мы будем писать в первой части нашего
сочинения? Как ее озаглавим?
1.Волшебные узоры на стекле.
- Подберите опорные слова для написания этой части
сочинения (волшебный, сказочный, прозрачный, узоры, замки, раскрасил, украсил, разрисовал, нарисовал.)
- Объясните правописание этих слов.
Слова записывают на доске, попутно объясняется их написание.
- Расскажите содержание этой части. Начните: «На оконном
стекле…» или «Оконное стекло…»
- Мы рассмотрели узоры на оконном стекле. А теперь
подуем на стекло, согреем его своим дыханием. Появилось маленькое круглое прозрачное пятнышко. Выглянем во двор. Что мы увидим?
Комментарий проблемы. Виды. Основные вопросы второй части сочинения
... факты вы подобрать не можете, то и проблемы нет той, которую вы себе представили. 10. (1)В Москве осень, а в Коктебеле бархатный сезон. (2)Хотя ... комментарий – значит последовательно ответить на ряд вопросов: В какой части текста автор обращается к проблеме (формулирует проблему)? ... горы, степь; их молчание, ропот волн, шелест травы — словом, главное. (5)А вечерами — шумная набережная, от затенённой ...
- Как Мороз украсил землю? Чем ее укутал? (снежным
покрывалом) Какое оно? Прочитайте, как его описывают поэты:
Первый снег, Он кружится,, Легкий, новый,, У ребят над головой., Он успел платок пуховый, Расстелить на мостовой Я. Аким., Легла волнистыми коврами, Среди полей, вокруг холмов., Брега с недвижною рекою, Сравняла пухлой пеленой. А. Пушкин., Под голубыми небесами, Великолепными коврами,, Блестя на солнце,, Снег лежит. А. Пушкин.
- С чем сравнивает поэт снежное покрывало в первом
отрывке? Во втором? В третьем? Подчеркните эти слова.
- Как вы объясните эти сравнения?
- Выглянет солнышко. Что произойдет с волшебным
покрывалом? (оно засверкает, заблестит, заискрится на солнце тысячами огоньков)
- С помощью каких слов мы обозначим действия в этой
части сочинения? (что сделал? – Укутал, покрыл землю, расстелил…), снег (что делает? – ложится, стелется…).
- О чем же мы будем писать во второй части сочинения? Как
мы ее озаглавим?
Снежное покрывало.
- Подберите опорные слова к этой части. Некоторые из них
мы подчеркнули в стихотворных отрывках. Перечитайте их по слогам, объясните правописание этих слов. Какие еще слова нам будут необходимы? (укутал, покрыл, расстелил, похож на…, как будто…, засверкало, переливается, заискрилось)
- Перескажите содержание этой части. Начните: «Подула я
на стекло, лед растаял, и я выглянула во двор. Землю…»
- И, наконец, третья часть стихотворения. Что еще
преобразил художник? (деревья) Мороз околдовал деревья. Какими они стали? Чем Мороз сковал веточки берез? (тонким льдом) Чем осыпал? (пушистым инеем) На что они стали похожи?
- Прочитайте, как об этом сказано в произведениях
известных поэтов и писателей. Подчеркните наиболее яркие, выразительные слова в этих описаниях:
Деревья осыпаны снегом, березы склонились макушками до самой земли и стали кружевными арками. М. Пришвин.
- Что такое «арка»? Где ее можно увидеть? Почему Пришвин
сравнивает деревья с кружевными арками?
На пушистых ветках, Снежною каймой, Распустились кисти, Белой бахромой. С. Есенин.
- Чем украшены ветки берез? (снежной каймой) Что это
такое? На что она похожа? (на кисти белой бахромы) Что такое бахрома? Где ее можно увидеть? Почему поэт сравнивает иней с белой бахромой? С чем можно сравнить ветки деревьев?
- А рядом с березкой стоит сосна. Она укуталась снегом, как
будто… Как об этом сказано в стихотворении С. Есенина «Пороша»? («Словно белою косынкой принакрылася сосна…»)
- О чем же мы будем писать в третьей части сочинения? Как
мы ее озаглавим?
3. Мороз заколдовал деревья.
- Подберите опорные слова для этой части сочинения?
Некоторые из них мы уже подчеркнули в текстах. Прочитайте их по слогам. Какие еще слова нам будут необходимы? (сковал, заковал, тонкий лед, обсыпал, украсил, похож на…)
- Какими словами можно заменить слово «Мороз» в нашем
сочинении? (художник, невидимка, волшебник, мастер)
Как вы понимаете значение слова доброта сочинение 15 3 по тексту амлинского
... из основных высоких нравственных черт личности. По тексту Ю. Яковлева Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными ... это, потому что тогда легче жить. Герой текста Юрия Яковлева оценил поступок деда, пожертвовавшего ради него своей лепёшкой. Понимая это, маленький Коля не смог съесть хлеб, ...
- Расскажите содержание этой части сочинения. Начните с
предложения: «Мороз заколдовал деревья».
- Как закончить наше сочинение? Какая картина получилась
у художника? Составьте об этом предложение. (Чудесная картина получилась у художника Мороза!) Какой знак поставим в конце этого предложения?
3. Написание сочинения.