,Анализ стихотворения И, бунина ночь

Сочинение

Список стихотворений:

  1. Иван Бунин — Вечер

  2. Иван Бунин — Розы

  3. Иван Бунин — Первый снег

  4. Иван Бунин — Матери

  5. Иван Бунин — Осень

  6. Иван Бунин — Родине

  7. Иван Бунин — Поэт

  8. Иван Бунин — Последний шмель

  9. Иван Бунин — Полевые цветы

  10. Иван Бунин — Одиночество

  11. Иван Бунин — Не видно птиц

  12. Иван Бунин — Ночь

  13. Иван Бунин — На пруде

  14. Иван Бунин — Листопад

  15. Иван Бунин — Крещенская ночь

  16. Иван Бунин — За рекой луга зазеленели

  17. Иван Бунин — Детство

  18. Иван Бунин — Деревенский нищий

  19. Иван Бунин — Высоко полный месяц стоит

  20. Иван Бунин — Слово

  21. Иван Бунин — Собака

Анализ стихотворений Бунина: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Анализ стихотворения Бунина «Ночь»

,Анализ стихотворения И, бунина ночь 1

15 октября 2012

Великий поэт Бунин всю свою жизнь писал стихи. Ему очень хорошо удавалось выразить всю свою огромную любовь ко всему живому, к природе, малейшие оттенки человеческих чувств. Поэзию Бунина с прозой объединяет точность образов, ясность, удивительная мелодичность, напряженное чувство жизни, выпуклость описаний, особенно природы.

Стихотворение «Ночь» было написано в 1952 году. Оно очень лаконичное и легко читается на одном дыхании, но в нем нет той привычной чувственности, романтической страсти, сладости любовного свидания.

От этого стихотворения создается очень трагическое, мрачное впечатление. Пейзаж, вызывает у читателя унылое настроение. Это удается сделать Бунину с помощью эпитета «ледяная ночь» и слова «мистраль». Не зря это слово в стихотворении повторяется в начале и конце. Также трагический эффект подчеркивается с помощью эпитетом «нагих» – создание впечатления простора и пустоты.

11 стр., 5318 слов

По рассказу бунина деревня анализ 5 класс

... рассказа Бунина «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина «Красавица», анализ рассказа Бунина, сочинение «Листопад», анализ стихотворения Бунина «Сверчок», анализ рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско», краткое содержание рассказа Бунина По писателю: Бунин Иван Сочинение по повести Бунина И.А. «Деревня» Бунин — писатель, ...

В стихотворении «Ночь» автор пишет о спрятанной «от всех» печали. Если на протяжении всей жизни писатель постоянно признавался в любви, пусть трагической и неразделенной, но возвышающей страсть к жизни, к миру, то здесь эта страсть в его душе угасает. Герой не может больше ощутить радость жизни, он носит «мертвую печаль» в своей душе и сам становится живым мертвецом. Полностью все стихотворение пропитано ощущением смерти.

Нагнетается атмосфера мертвенного покоя чередованием образов ледяной ночи, сильного и холодного ветра, земного одиночества. Кажется, что сам Господь Бог тоскует над ледяной равниной. И даже он не может пообещать герою после смерти избавления от печали, ведь герой уже почти мертв. Как от ночи неотделим день, от луны неотделим лунный блеск, а печаль неотделима от миропонимания Бунина.

История создания

Ивана Алексеевича Бунина считают главным певцом ночи в русской поэзии, что только подтверждает написанное в 1901 году стихотворение “Ночь”. Это произведение создано в полном соответствии с русской классической традицией, так как поэт всегда был далек от модернистских тенденций.

Тоскуя по суровым и прекрасным пространствам, автор произведения воплощал свои романтические мечтания в поэтической форме.

Ночь

Из опыта анализа поэтического текста на уроках в 11-м классе

При всём обилии в литературоведении различных вариантов анализа стихотворений всё же нет чётких его канонов. Цель анализа поэтического текста — понять замысел, идею автора, прийти к ней через осознание необходимости применения автором тех или иных художественных средств в конкретном стихотворении.

Утвердившийся в своё время традиционный подход к анализу поэтического текста требует от учащихся умения в самом начале анализа называть тему стихотворения и его идею, основываясь на собственных читательских ощущениях. И, сформулировав идею и тему, ребята начинают посредством анализа художественных средств доказывать ЭТУ идею, СВОЮ, возможно, и не совпадающую с идеей автора. Даже если и поможет им острое читательское чутьё абсолютно точно определить авторский замысел, то всё равно — зачем тогда весь дальнейший анализ текста? Ради чего? Ведь вслед за автором они уже сказали главное, то, ради чего и само стихотворение, и художественные особенности!

Знаниевый подход

деятельностный подход

Самый главный вопрос, который я ставлю перед учениками, — ЗАЧЕМ? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства, именно такая композиция и именно такая система стихосложения? Какой глубинный смысл таится за каждым элементом стиха? Какая самая главная авторская мысль постепенно открывается нашему пониманию?

Поиск ответов на эти вопросы сначала лучше делать коллективно, вместе с учителем, затем — в группах или индивидуально. Групповая работа позволяет ребятам не только полно ответить на вопрос, но и научиться эффективно взаимодействовать в процессе общения. Группоцентрированный подход, используемый учителем, позволяет ученикам ощущать себя главными участниками учебного процесса, распределять деятельность и ответственность членов группы между собой, давая возможность всем в группе быть эффективными и успешными.

11 стр., 5382 слов

Иван Бунин. Темные аллеи. Рассказы

... сообразительный и находчивый кот сделал своего хозяина успешным и богатым человеком. Сочинение: Иван Бунин. “Темные аллеи”. Рассказы , Иван Бунин. “Темные аллеи”. Рассказы. В школе по бунинским описаниям природы пишут диктанты, студенты филфака на примере его произведений ...

Каждая группа выполняет определённый объём задания, касающийся части анализа текста. Постепенно на доске выстраивается общая таблица, которую заполняют группы по мере готовности у них материала, выписывая из него в эту таблицу краткую информацию. В левую колонку таблицы помещается собственно анализируемый текст, а в правую — всё то, что определяет истинный, глубинный смысл произведения; причём чем ближе ученик подходит к истинному замыслу поэта, тем чаще будут повторяться фразы и предложения в правой колонке, и ученику легче будет определить идею автора. Частично группа может подготовиться дома, если задание слишком объёмно и необходимо поработать с источниками. Конечно, и состав групп, и задания постоянно меняются.

Работа каждой группы оценивается ребятами всех групп по критериям, определённым учителем и (или) учениками, критерии могут добавляться и усложняться по мере овладения учениками определёнными знаниями. Одним из важных критериев оценки выступления группы считаю критерий “единый текст”: приобретается навык соединения всей информации в логичный текст. А это одна из самых трудных задач в процессе работы над поэтическим текстом. Сочинение по теме «Анализ поэтического текста» — венец многолетней работы учителя и ученика, сплетённый из понимания, ощущений, интуиции и логики.

Приведу пример коллективной работы одиннадцатиклассников над анализом стихотворения И.А. Бунина «Ночь» (1901) и текст сочинения ученицы 11-го класса школы № 17 г. Дальнегорска Приморского края Ухановой Натальи.

Задания группам

1-я группа. Название стихотворения. Образ лирического героя.

2-я группа. Композиция стихотворения. Сюжет. Образная система.

3-я группа. Тропы и фигуры, используемые в тексте.

4-я группа. Историко-географический антураж. Ассоциации.

5-я группа. Метрика. Рифма.

6-я группа. Фоника. Интонация.

Литературное понятие и его роль в стихотворении

I. Название стихотворения

Ночь — 1. Часть суток от вечера до утра (по толковому словарю).

2. Самая таинственная часть суток, время загадок, тайн и любви.

Зачем? (Вывод)

Таинственность, неизвестность, угасание дня, время перед рождением нового.

II. Лирический герой

Зачем?

Человек, познающий любовь, понимает, что она — часть вселенской любви. Истинная Любовь — это прикосновение к вечности.

III. Композиция стихотворения

Композиция стихотворения кольцевая; первая и последняя строфы обрамляют стихотворение.

В кульминационной строфе (5-я: “Вот снова ночь…”) свет “столпом стеклянным” пронизывает вечность.

Хронотоп стихотворения: от настоящего — к прошлому — и опять к настоящему; в центре прошлого — мгновение настоящего.

Зачем?

В кольце вечности всё повторяется, всё выходит на круги своя. И что-то в виде “светлой полосы” пронизывает вечность, как луч света; тот стержень, на котором держится мир.

Время не имеет чётких границ, оно переплетено: прошлое существует в нашей памяти в виде реальности. Но есть что-то, что всегда истинно, то есть настоящее.

IV. Сюжет

Лирический сюжет стихотворения отражает поиски лирическим героем “прекрасного и вечного”.

10 стр., 4654 слов

Любовь в жизни человека награда или наказание бунин

... награду, посланную свыше: «…любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить». Мы видим, что именно это чувство способно наполнить жизнь человека смыслом, радостью, счастьем. Аргументы Джек Лондон в ...

“Мирьяды глаз” смотрели на царственные звёзды, пытаясь познать мир. Во все века влюблённые обращали свой взор к вечным звёздам. И всё то, что было когда-то центром цивилизации, исчезает, превращаясь в “пески среди молчанья”.

Лирический герой, рассуждая о бренности земного мира, понимает, что только любовь “связует нас с отжившими”, только она вечна и всегда жива.

Зачем?

Всё на земле преходяще, всё умирает, рождая новое. И только одно — любовь — живёт вечно, на ней держится Вселенная.

V. Образная система

Образ лирического героя гармонично сочетается с элементами образной системы стихотворения:

  • тихой, тайной ночью;
  • царственными звёздами, несущими тайную информацию;
  • зеркалом воды;
  • влюблёнными, наблюдающими за вечными звёздами.

Зачем?

Во все времена человек пытался понять смысл вселенской жизни, свою причастность к истине. Человек — это часть мироздания, но он одинок в своём познании любви.

VI. Тропы

Сравнения:

  • “Столпом стеклянным светит полоса”
  • “Как письмена, мерцают в тверди синей

Плеяды, Вега, Марс и Орион”

  • “Как ныне я, мирьяды глаз следили

Их древний путь”

  • Все… исчезли в ней, как след среди песков”

Зачем?

Звёзды — носители манящих тайн вечности.

Человек, чувствуя свою причастность к вечному, пытается разгадать его сущность.

Всё в мире преходяще.

Метафора:

  • “в зеркале воды”

Зачем?

Символ вечности; мироздание, глядящее в себя.

  • “их теченье над пустыней”
  • “море… сыплет… пыль”

Зачем?

Звёздные реки как реки жизни.

Всё в мире исчезает, превращаясь в пыль и песчинки, маленькие частички общего.

Метонимия:

  • “мирьяды глаз следили”

Зачем?

Во все века заворожённые взгляды людей следили за звёздами.

Эпитеты:

  • “царственных имён”
  • “…нежных и любивших,

И девушек, и юношей, и жён”

  • “над бледной сталью”
  • “ночи звёздной”
  • “туманной и обманчивой мечтой”

Эпитетов в тексте немного, но все они точные, чёткие, звучные, подчёркивающие основные признаки сущего.

Зачем?

Это мечта о любви.

VII. Фигуры

Синтаксический параллелизм:

  • “Пусть я живу мечтою бесполезной,

Туманной и обманчивой мечтой…”

Прекрасного и тайного, как сон…”

  • “Люблю её за счастие слияния

В одной любви с любовью всех времён!”

Зачем?

Смысл жизни для лирического героя — поиск “прекрасного и вечного” — любви.

Повторение:

  • “Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и вечного”

  • “Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и тайного, как сон”

(Начало и завершение стиха.)

Зачем?

Человек всегда находится в поиске того “прекрасного и вечного”, без чего жизнь не имеет смысла. Но даже познанная любовь остаётся для него тайной. Начало и завершение жизни — в познании любви.

VIII. Историко-географический антураж

  • “Их было много…

Ночей и звёзд, прозрачно-серебривших

Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!”

  • “Над бледной сталью Понта

Юпитер озаряет небеса…”

Евфрат и Нил — реки жизни.

Мемфис и Вавилон — древние столицы великих государств.

Зачем?

Звёзды всегда освещали великие земные дела. Творение рук человека — не вечно, вечно лишь то, что принадлежит вечности.

IX. Ассоциации

Ассоциативные ряды:

Поиски прекрасного и вечного — вижу ночь: пески и звёзды — глаза влюблённых всегда следили за звёздами в ночи — и снова ночь — была такая же ночь, ночь любви — вечная мечта о любви.

Зачем? (Вывод)

Смысл жизни — в любви, в счастье “слиянья // В одной любви с любовью всех времён!”

“Прекрасное и вечное” — это любовь.

X. Метрика

Стихотворение написано чётким, торжественным пятистопным ямбом с пиррихием:

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и вечного. Вдали

Я вижу ночь: пески среди молчанья

И звёздный свет над сумраком земли.

Пятистопный ямб — пульс стихотворения; пиррихий выделяет важные в смысловом отношении слова: “сочетанья” — “прекрасного и вечного” — “над сумраком земли”.

Зачем?

Ритм звёздной вечности.

Пульс жизни: всплески любви и пропадающие и неясно выраженные черты бесконечности.

XI. Рифма

  • Все рифмы в тексте точные, усиливающиеся опорными согласными: Понт а — горизонта ; небеса — полоса .

Зачем?

Чёткий, равномерный ритм жизни.

  • В каждом стихе — сочетание женской и мужской рифм, как переплетение женского и мужского начал:

…следили

…веков

…светили

…песков

Зачем?

Постоянные и мгновенные моменты жизни.

Пульсация жизни — в чередовании мгновений на фоне таинственной Вечности.

  • Из 36 строк стихотворения только 12 закрытых рифм, остальные открытые.

Рифма перекрёстная: a b a b

XII. Фоника

Аллитерация:

но ч ь, молч анье, неж ных и любивш их, прозрач но-серебривш их…

Зачем?

Загадочность, таинственность, “шелест” Бытия.

Ассонанс:

  • [а] (“а способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины…” — М.Ломоносов)

[сач’итан’а] [пр’икраснава] и [в’эч’нава]

Зачем?

Бесконечность, открытость мироздания.

  • [и] (звук сквозной, пронизывающий и пронзительный)

[р’ифы], [фасфар’ич’искуй’у], [тв’эрд’и], [с’ин’ий]

Зачем?

Искрящиеся мгновения жизни.

  • [о] (утверждающий, сильный) преобладает только в трёх строках:

1. [вот снова ноч’. Над бл’эднай’ стал’йу Понта] — (центральная строфа), возвращение к настоящему моменту.

2. [но й’эс’т’ адно, што в’эч’най красатой’у] — (7-я строфа), связь настоящего с прошлым.

3. [в адной’ л’убв’и с л’убов’й’у фс’эх вр’им’он] — последняя строфа, утверждающая главную мысль автора.

Зачем?

Только любовь, властительница ночи, вечная и прекрасная, способна соединить мгновения жизни в вечность.

Герой утверждает непреходящую силу любви.

XIII. Интонация

Интонация стихотворения лирическая, с повышением голоса во 2-й, 4-й, 8-й, 9-й строфах. Интонационный всплеск достигает максимальной высоты в последней строфе стихотворения.

Восклицательные предложения в этих строфах имеют важный философский смысл, каждое из этих предложений содержит слово “любовь” в различных его формах (“люблю”, “любивших”, “любил”), а в последнем — трижды повторенное — утверждение: “люблю”, “любви”, “с любовью”.

Зачем?

Любовь — то главное и единственное, в чём заключается смысл жизни человека!

* * *

Картинка к стихотворению Ночь

Ассонанс  1

«Ночь»(Ищу я в этом мире сочетанья. ), анализ стихотворения Бунина

тема «вечной красоты»

Стихотворение «Ночь» покоряет тихой грустью о невозвратном и неизбывном, это удивительный образец философской лирики. Его причудливый узор мастерски сотканных поэтом иллюзий выстраивает уникальный хронотоп . он сопричастен всем мирам и всем векам.

Отсюда и компоненты духовного склада лирического героя, ищущего в «этом мире сочетанья». он с пронзительной ясностью осознает свою принадлежность макрокосму и историческому процессу, а с другой — ясно ощущает свою индивидуальность.

Условно-созданное, зрительно-наглядное описание сменяется субъективно эмоциональным. Последовательное расширение и сужение пространства позволяют перенести акцент с деталей внешнего мира на интимную, личностную сферу:

…Была такая ж ночь,

Такая ж ночь- и к тихому прибою

Со мной на берег девушка пришла.

Совмещение повествовательных пластов, взаимопереходы мысли, напряженность повествования определили специфику бунинской «Ночи».

основная тема

Поиски смысла бытия всего человечества занимают мысли лирического героя:

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и вечного.

Категория прекрасного мыслится им как единение человека с красотой этой ночи, со звездами и тишиной. Древние загадки, вечные как мир, он пытается познать через звезды, в них причудливо отражается история земли, на которую они взирают с высока, и человечества, ищущего в них ответы.

Полнота бытия всегда у Бунина сопровождается мыслями о смерти, это произведение не исключение.

Все, для кого они во тьме светили,

Исчезли в ней, как след среди песков:

Одна за другой уходят в небытие древние цивилизации, поколение сменяет поколение, чего же ради приходит человек в подзвездный мир? Ради того, чтобы чувствовать, любить, сопрягать в своей душе все оттенки земных эмоций.

И не забыть мне этой ночи звездной,

Когда весь мир любил я для одной!

шестистопным ямбом

Кольцевая композиция

Жанр

Это философское произведение, в котором поэт воплотил важные для себя мысли и идеи. В частности, он много размышлял о том, какое место отведено человеку в макрокосме и зачем он вообще живет. Попытка поделиться с другими своими выводами на этот счет – вот что такое “Ночь”.

Бунин использовал для него довольно редкий стихотворный размер – александрийский стих, проще говоря – шестистопный ямб. В лирике того времени он уже встречался довольно редко, поэтому возвышенность и торжественность произведения благодаря этому стала еще очевиднее. Кстати, лексика усиливает этот эффект, как и перекрестная рифма.

Особый синтаксис воплощает еще одну идею поэта – то, что конец строки и конец предложения не совпадают, показывает, что человек одновременно открыт миру и замкнут на самом себе.

Слушать стихотворение аБунина Ночь

Средства выразительности

Философскую идею Бунина поддерживают различные тропы:

  • Эпитеты“звездный час”, “тайный смысл”, “царственные имена”, “древний путь”, “бледная стать”, “стеклянный столп”, “печальная и обманчивая мечта” .
  • Метафоры“звездный час над сумраком земли”, “мильярды глаз следили”, “зеркало воды” .
  • Сравнение“как письмена”, “как сон” .

Благодаря им также можно увидеть классическую школу, традиций которой придерживался поэт при создании произведения. Все вместе они создают цельную картину и помогают читателю не только понять, но и прочувствовать все то, о чем говорит автор.

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

(Пока оценок нет)