УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ВО 2 КЛАССЕ
ТЕМА: СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «ХУДОЖНИК-МОРОЗ»
ЦЕЛЬ: написание сочинения-описания по готовому началу,
коллективно-составленному плану и опорным словам.
ЗАДАЧИ: 1. Обучающие : выразительность чтения, умение
строить красивые предложения по опорным словам,
элементы анализ лирического текста.
2. Развивающие: развитие речи, мышления, фантазии
ребят, обогащение словаря, умение работать
коллективно.
3. Воспитательные: эстетическая наполненность
урока, воспитание патриотических качеств, любовь
к русской природе.
1. Речевая разминка.
Упражнение 1.
«Согреем стеклышко». Представьте, что вы, проснувшись
утром, захотели поглядеть в окно. А оно сплошь разрисовано сказочными морозными узорами. Давайте разогреем своим дыханием кусочек стекла. Вдохнули и медленно, не торопясь, выдыхаем. (повторяем 2-3 раза).
Упражнение 2:
— Прочитайте отрывок из стихотворения
Идет,
Трещит
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Н. Некрасов.
— О ком это стихотворение? Кто помнит название? Каким вы
представляете Мороза? Опишите его.
— Каким тоном следует прочитать этот отрывок? (Важно
торжественно.) В стихотворении уже обозначены паузы и выделены логически ударные слова. Приготовьтесь прочитать его выразительно. Читайте торжественно, не спешите, соблюдая паузы (особенно в первой строке) и выделяя голосом главные слова.
Чтение стихотворения учащимися. Анализ качества чтения
2. Введение в тему занятия. Накопление материала к
сочинению.
,Анализ стихотворения И, бунина ночь
... из понимания, ощущений, интуиции и логики. Приведу пример коллективной работы одиннадцатиклассников над анализом стихотворения И.А. Бунина «Ночь» (1901) и текст сочинения ученицы 11-го класса школы № 17 г. Дальнегорска ... у читателя унылое настроение. Это удается сделать Бунину с помощью эпитета «ледяная ночь» и слова «мистраль». Не зря это слово в стихотворении повторяется в начале и конце. Также ...
- Сегодня на уроке мы будем писать сочинение-описание на
тему «Художник Мороз».
- Чем отличается описание от других типов текста?
- На какой вопрос отвечает текст-описание? (Какой?)
- Прочитайте название нашего сочинения. Что мы будем в
нем описывать? (Картины, которые нарисовал художник Мороз).
Да, ходит Мороз по горам, по долинам, ходит в больших
валенках, ступает тихо, неслышно. А сам все посматривает по сторонам, то там, то тут свою волшебную картину поправляет. По Г. Скребицкому.
- Прочитайте начало нашего сочинения:
ХУДОЖНИК МОРОЗ.
Проснулся я утром, подбежал к окну и ахнул. За ночь
художник Мороз преобразил все вокруг.
- Какие же сказочные картины нарисовал Мороз?
Послушайте отрывок из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» (финал первого действия) и попытайся их представить.
- Расскажите какие картины вы представили.
- А теперь давайте повнимательнее вглядимся в каждую
картину, подберем яркие, выразительные слова для ее описания.
- Что вы увидели на оконном стекле, когда подбежали к
окну? (узоры) Какие по цвету? (белые прозрачные) А по форме? (причудливые, замысловатые, затейливые) Что они вам напомнили? (кружево, дворец, замок, деревья) Прочитайте об этом в загадке:
Какой это мастер на стекла нанес, И листья, и травы, и заросли роз?
- Все эти узоры не простые, не обыкновенные, а …
(сказочные) Подберите слова, близкие по значению к слову «сказочные» (волшебные, чудесные)
- Подберите слова, обозначающие действия Мороза. Что он
«сделал» на оконных стеклах? (нарисовал узоры) Как сказать по — другому? Подберите близкие по значению слова к слову «нарисовал» (Разукрасил, украсил, раскрасил, разрисовал, нанес на стекла)
- О чем же мы будем писать в первой части нашего
сочинения? Как ее озаглавим?
1.Волшебные узоры на стекле.
- Подберите опорные слова для написания этой части
сочинения (волшебный, сказочный, прозрачный, узоры, замки, раскрасил, украсил, разрисовал, нарисовал.)
- Объясните правописание этих слов.
Слова записывают на доске, попутно объясняется их написание.
- Расскажите содержание этой части. Начните: «На оконном
стекле…» или «Оконное стекло…»
- Мы рассмотрели узоры на оконном стекле. А теперь
подуем на стекло, согреем его своим дыханием. Появилось маленькое круглое прозрачное пятнышко. Выглянем во двор. Что мы увидим?
Вступительная часть сочинения как называется
... максимально узнаваемым. Заключение В заключительной части сочинения, как и в любой другой ... сочинения. Предлагаем перечень самых популярных и востребованных из них. Вступительная часть Мне ... подобрать аргументацию. Составляем план, выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться наша мысль. Пишем сочинение, ... значений слов; число речевых недочетов. Самый важный критерий оценки сочинения – ...
- Как Мороз украсил землю? Чем ее укутал? (снежным
покрывалом) Какое оно? Прочитайте, как его описывают поэты:
Первый снег, Он кружится,, Легкий, новый,, У ребят над головой., Он успел платок пуховый, Расстелить на мостовой Я. Аким., Легла волнистыми коврами, Среди полей, вокруг холмов., Брега с недвижною рекою, Сравняла пухлой пеленой. А. Пушкин., Под голубыми небесами, Великолепными коврами,, Блестя на солнце,, Снег лежит. А. Пушкин.
- С чем сравнивает поэт снежное покрывало в первом
отрывке? Во втором? В третьем? Подчеркните эти слова.
- Как вы объясните эти сравнения?
- Выглянет солнышко. Что произойдет с волшебным
покрывалом? (оно засверкает, заблестит, заискрится на солнце тысячами огоньков)
- С помощью каких слов мы обозначим действия в этой
части сочинения? (что сделал? – Укутал, покрыл землю, расстелил…), снег (что делает? – ложится, стелется…).
- О чем же мы будем писать во второй части сочинения? Как
мы ее озаглавим?
Снежное покрывало.
- Подберите опорные слова к этой части. Некоторые из них
мы подчеркнули в стихотворных отрывках. Перечитайте их по слогам, объясните правописание этих слов. Какие еще слова нам будут необходимы? (укутал, покрыл, расстелил, похож на…, как будто…, засверкало, переливается, заискрилось)
- Перескажите содержание этой части. Начните: «Подула я
на стекло, лед растаял, и я выглянула во двор. Землю…»
- И, наконец, третья часть стихотворения. Что еще
преобразил художник? (деревья) Мороз околдовал деревья. Какими они стали? Чем Мороз сковал веточки берез? (тонким льдом) Чем осыпал? (пушистым инеем) На что они стали похожи?
- Прочитайте, как об этом сказано в произведениях
известных поэтов и писателей. Подчеркните наиболее яркие, выразительные слова в этих описаниях:
Деревья осыпаны снегом, березы склонились макушками до самой земли и стали кружевными арками. М. Пришвин.
- Что такое «арка»? Где ее можно увидеть? Почему Пришвин
сравнивает деревья с кружевными арками?
На пушистых ветках, Снежною каймой, Распустились кисти, Белой бахромой. С. Есенин.
- Чем украшены ветки берез? (снежной каймой) Что это
такое? На что она похожа? (на кисти белой бахромы) Что такое бахрома? Где ее можно увидеть? Почему поэт сравнивает иней с белой бахромой? С чем можно сравнить ветки деревьев?
- А рядом с березкой стоит сосна. Она укуталась снегом, как
будто… Как об этом сказано в стихотворении С. Есенина «Пороша»? («Словно белою косынкой принакрылася сосна…»)
- О чем же мы будем писать в третьей части сочинения? Как
мы ее озаглавим?
3. Мороз заколдовал деревья.
- Подберите опорные слова для этой части сочинения?
Некоторые из них мы уже подчеркнули в текстах. Прочитайте их по слогам. Какие еще слова нам будут необходимы? (сковал, заковал, тонкий лед, обсыпал, украсил, похож на…)
- Какими словами можно заменить слово «Мороз» в нашем
сочинении? (художник, невидимка, волшебник, мастер)
Основная часть итогового сочинения
... стоит "земля наша". Четвертая часть абзаца - микровывод. Например: Поступки Матрены - пример бескорыстия и доброты. Новый абзац, это новая мысль нашего сочинения связана с предыдущей, поэтому нужны ... к…, необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть… Итог, вывод Итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать ...
- Расскажите содержание этой части сочинения. Начните с
предложения: «Мороз заколдовал деревья».
- Как закончить наше сочинение? Какая картина получилась
у художника? Составьте об этом предложение. (Чудесная картина получилась у художника Мороза!) Какой знак поставим в конце этого предложения?
3. Написание сочинения.