Урок по рассказу А.Грина «Пропавшее солнце»

Сочинение

Группа 2

«Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…»

Урок внеклассного чтения по рассказу А. Грина «Пропавшее солнце»

6 класс

Давыденко Н.Н.,

учитель высшей категории

МАОУ СОШ № 56

Калининград, 2016 г.

Тема: «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…»

(по рассказу А.Грина «Пропавшее солнце»).

Цели: — познакомить учащихся с содержанием рассказа;

  • обсудить проблему тех, кто оказался жертвой обстоятельств или

произвола других людей;

  • совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, умение

работать с текстом художественного произведения.

Эпиграф урока:

А если день погас?

К.Д.Бальмонт, Урок – исследование., Технологическая карта урока.

Деятельность

учащихся

2.Стадия осмысления, Деятельность

учащихся

3.Стадия

рефлексии

Деятельность

учащихся

Стратегия «Свободное плавание», Высказывание

мыслей по поводу предложенной учителем проблемы;

Стратегия

«Идеал»

1. Определение проблемы.

2. Решение проблемы через обращение к тексту, чтение с остановками, анализ,

«толстые» и тонкие» вопросы.

3. Составление

кластера.

Издание

(устное представление

творческой

работы)

Устное сочинение – миниатюра или

сенквейн.

  1. Стадия вызова.

    15 стр., 7441 слов

    Проблема сохранения языка по тексту жаровой

    ... По Т. Жаровой) Источник: http://samarus-school.ru/primer-sochineniya-po-tekstu-t-zharovojj-egeh-po-russkomu-yazyku-problema-sokhraneniya-yazyka.html Пример сочинения ЕГЭ по тексту Т.В. Жаровой Views: 13570 (1) Какое же зеркало жизни наш язык! (2) Нет, он поистине велик, ... Но в тексте поднимается и проблема употребления в речи жаргонизмов и слов, пришедших из уголовной лексики (предложение 13). ...

Слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит встреча с удивительным писателем – А.Грином, которого поэт В.Саянов назвал «сказочником странным… с извечной, как солнце, мечтой о добре».

Но начать наш разговор я хотела бы с предания о том, что, когда на небе загорается звезда, в мир приходит новый человек.

А как вы считаете, зачем Человек приходит в этот Мир?

/Версии детей:

  • чтобы жить;
  • чтобы любить;
  • совершать полезные поступки и т. д./

А вот как об этом говорит известный русский поэт К.Д.Бальмонт., Чтение учителем стихотворения К.Д.Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…».

3).

Составление ассоциативного ряда:

СОЛНЦЕ – ЖИЗНЬ; ЧЕЛОВЕК — ВЛАСТЕЛИН

Учитель

Скажите, в какой мир он пришёл?

  • Мир нужды, безысходной нищеты, страданий.
  • Что суждено было испытать Роберту?
  • «Крошечному сердцу» были «суждены страдания и победа».
  • Он был лишён Солнца, а значит и Жизни.
  • Стал игрушкой в руках «человека без сердца»
  1. Стадия осмысления. (Стратегия «идеал»).

  • В чём же главный вопрос, на который автор ищет ответ?

/ Версии детей/

Учитель: Ответ на этот вопрос даёт ответ текст. Обратимся к нему.

1).

Чтение с остановками.

— Проследите по тексту, как автор «лепит» образ Авеля Хоггея. Какие слова подбирает А.Грин, характеризуя «властелина»?

  • Обратите внимание на имя Авель. Вспомните, какая библейская легенда связана с этим именем?

/Хоггей скорее Каин, убивающий беззащитного человека/

Да. Жертвой своего палачества/

  • Что рассказывает Грин о приятелях Хоггея?
  • Как вы думаете, что позволяет этим «людям» играть жизнью и судьбами обездоленных, более слабых?
  • Почему «ужасная игра» Хоггея сорвалась?

/Мальчик понял, что его пытались обмануть, пытались отнять всё, т.е. жизнь. Осознание этого придаёт ему силы. Он осознал, что жизнь не умирает с заходом солнца, что Солнце вернётся, его надо только дождаться, а тёмный ночной сад полон жизни и тайны.

2).

Анализ фрагмента.

  • Прочитайте фрагмент из главы 5, в котором дано описание сада.
  • Какие средства художественной выразительности использует автор?
  • Что помогает нам понять пейзаж?

— Что, по- вашему, значат последние слова Хоггея: «Ликвидируйте этот материал и уберите остатки прочь»?

  • Автор ещё до «эксперимента» предсказал герою «страдание и победу».

Какой эпилог можно было бы придумать к этому рассказу?

3).

Составление кластера.

— Проследите, как Грин постоянно подчёркивает, что Хоггей живёт в ложном, искусственном мире, мире кривых зеркал, поэтому жизнь и заставляет его потерпеть фиаско.

  • Составьте кластер:

«Мир» Хоггея Мир — Жизнь

1 стр., 500 слов

"Бесплатный человек" или обесценивание себя

... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... личностью своих способностей, планов, поступков и эмоций. Часто человек думает: «Достижение цели очень важно, и я окажусь ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями окружающего ...

Терраса Сад

трогательный, прелестный свет

Железное солнце – золото трепет струй, дыхание трав

«Сад заперт, стены высоки» голоса бутонов

Разговоры о смерти, игра в смерть ощущение жизни, возвращение к ней, Бессердечие сердце

Выводы.

Жизнь убить нельзя. Человек, пытающийся убить жизнь, сам превращается в мертвеца, холодного, злобного. Для того же, кто верит в жизнь, Солнце однажды всходит и на западе.

  1. Стадия рефлексии.

Для кого же Солнце оказалось пропавшим?, Домашнее задание:

прочитанном.