«Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…»
Урок внеклассного чтения по рассказу А. Грина «Пропавшее солнце»
6 класс
Давыденко Н.Н.,
учитель высшей категории
МАОУ СОШ № 56
Калининград, 2016 г.
Тема: «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…»
(по рассказу А.Грина «Пропавшее солнце»).
Цели: — познакомить учащихся с содержанием рассказа;
- обсудить проблему тех, кто оказался жертвой обстоятельств или
произвола других людей;
- совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, умение
работать с текстом художественного произведения.
Эпиграф урока:
… А если день погас?
К.Д.Бальмонт, Урок – исследование., Технологическая карта урока.
Деятельность
учащихся
2.Стадия осмысления, Деятельность
учащихся
3.Стадия
рефлексии
Деятельность
учащихся
Стратегия «Свободное плавание», Высказывание
мыслей по поводу предложенной учителем проблемы;
- составление ассоциативного ряда.
Стратегия
«Идеал»
1. Определение проблемы.
2. Решение проблемы через обращение к тексту, чтение с остановками, анализ,
«толстые» и тонкие» вопросы.
3. Составление
кластера.
Издание
(устное представление
творческой
работы)
Устное сочинение – миниатюра или
сенквейн.
-
Стадия вызова.
15 стр., 7441 словПроблема сохранения языка по тексту жаровой
... По Т. Жаровой) Источник: http://samarus-school.ru/primer-sochineniya-po-tekstu-t-zharovojj-egeh-po-russkomu-yazyku-problema-sokhraneniya-yazyka.html Пример сочинения ЕГЭ по тексту Т.В. Жаровой Views: 13570 (1) Какое же зеркало жизни наш язык! (2) Нет, он поистине велик, ... Но в тексте поднимается и проблема употребления в речи жаргонизмов и слов, пришедших из уголовной лексики (предложение 13). ...
Слово учителя.
Сегодня на уроке нам предстоит встреча с удивительным писателем – А.Грином, которого поэт В.Саянов назвал «сказочником странным… с извечной, как солнце, мечтой о добре».
Но начать наш разговор я хотела бы с предания о том, что, когда на небе загорается звезда, в мир приходит новый человек.
А как вы считаете, зачем Человек приходит в этот Мир?
/Версии детей:
- чтобы жить;
- чтобы любить;
- совершать полезные поступки и т. д./
А вот как об этом говорит известный русский поэт К.Д.Бальмонт., Чтение учителем стихотворения К.Д.Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…».
3).
Составление ассоциативного ряда:
СОЛНЦЕ – ЖИЗНЬ; ЧЕЛОВЕК — ВЛАСТЕЛИН
Учитель
— Скажите, в какой мир он пришёл?
- Мир нужды, безысходной нищеты, страданий.
- Что суждено было испытать Роберту?
- «Крошечному сердцу» были «суждены страдания и победа».
- Он был лишён Солнца, а значит и Жизни.
- Стал игрушкой в руках «человека без сердца»
-
Стадия осмысления. (Стратегия «идеал»).
- В чём же главный вопрос, на который автор ищет ответ?
/ Версии детей/
Учитель: Ответ на этот вопрос даёт ответ текст. Обратимся к нему.
1).
Чтение с остановками.
— Проследите по тексту, как автор «лепит» образ Авеля Хоггея. Какие слова подбирает А.Грин, характеризуя «властелина»?
- Обратите внимание на имя Авель. Вспомните, какая библейская легенда связана с этим именем?
/Хоггей скорее Каин, убивающий беззащитного человека/
Да. Жертвой своего палачества/
- Что рассказывает Грин о приятелях Хоггея?
- Как вы думаете, что позволяет этим «людям» играть жизнью и судьбами обездоленных, более слабых?
- Почему «ужасная игра» Хоггея сорвалась?
/Мальчик понял, что его пытались обмануть, пытались отнять всё, т.е. жизнь. Осознание этого придаёт ему силы. Он осознал, что жизнь не умирает с заходом солнца, что Солнце вернётся, его надо только дождаться, а тёмный ночной сад полон жизни и тайны.
2).
Анализ фрагмента.
- Прочитайте фрагмент из главы 5, в котором дано описание сада.
- Какие средства художественной выразительности использует автор?
- Что помогает нам понять пейзаж?
— Что, по- вашему, значат последние слова Хоггея: «Ликвидируйте этот материал и уберите остатки прочь»?
- Автор ещё до «эксперимента» предсказал герою «страдание и победу».
Какой эпилог можно было бы придумать к этому рассказу?
3).
Составление кластера.
— Проследите, как Грин постоянно подчёркивает, что Хоггей живёт в ложном, искусственном мире, мире кривых зеркал, поэтому жизнь и заставляет его потерпеть фиаско.
- Составьте кластер:
«Мир» Хоггея Мир — Жизнь
Автор «Cлова о полку Игореве”
... веков. Автор «Слова о полку Игореве» — сочинение 2. Летописный «памятник» в великое «Слово» превращает Автор. «Он ... автора среди современников описываемых событий. Круг претендентов оказался широк. Согласно разным гипотезам, «Слово о полку игореве» могли написать ... автор — человек практического знания, глубоко погруженный в быт, знаток народных примет, предсказаний, поверий. Предметная основа «Слова», ...
Терраса Сад
трогательный, прелестный свет
Железное солнце – золото трепет струй, дыхание трав
«Сад заперт, стены высоки» голоса бутонов
Разговоры о смерти, игра в смерть ощущение жизни, возвращение к ней, Бессердечие сердце
Выводы.
Жизнь убить нельзя. Человек, пытающийся убить жизнь, сам превращается в мертвеца, холодного, злобного. Для того же, кто верит в жизнь, Солнце однажды всходит и на западе.
-
Стадия рефлексии.
Для кого же Солнце оказалось пропавшим?, Домашнее задание:
прочитанном.