«Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…»
Урок внеклассного чтения по рассказу А. Грина «Пропавшее солнце»
6 класс
Давыденко Н.Н.,
учитель высшей категории
МАОУ СОШ № 56
Калининград, 2016 г.
Тема: «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…»
(по рассказу А.Грина «Пропавшее солнце»).
Цели: — познакомить учащихся с содержанием рассказа;
- обсудить проблему тех, кто оказался жертвой обстоятельств или
произвола других людей;
- совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, умение
работать с текстом художественного произведения.
Эпиграф урока:
… А если день погас?
К.Д.Бальмонт, Урок – исследование., Технологическая карта урока.
Деятельность
учащихся
2.Стадия осмысления, Деятельность
учащихся
3.Стадия
рефлексии
Деятельность
учащихся
Стратегия «Свободное плавание», Высказывание
мыслей по поводу предложенной учителем проблемы;
- составление ассоциативного ряда.
Стратегия
«Идеал»
1. Определение проблемы.
2. Решение проблемы через обращение к тексту, чтение с остановками, анализ,
«толстые» и тонкие» вопросы.
3. Составление
кластера.
Издание
(устное представление
творческой
работы)
Устное сочинение – миниатюра или
сенквейн.
Проблема сохранения языка по тексту жаровой
... egeh-po-russkomu-yazyku-problema-sokhraneniya-yazyka.html Пример сочинения ЕГЭ по тексту Т.В. Жаровой Views: 13570 (1) Какое же зеркало жизни наш язык! (2) Нет, он поистине велик, оставаясь и ... речь, поэтому с ними нужно бороться. Какие ещё проблемы поставлены автором данного текста? Источник: 9. Сочинение по тексту Т.Жаровой (1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь ...
-
Стадия вызова.
Слово учителя.
Сегодня на уроке нам предстоит встреча с удивительным писателем – А.Грином, которого поэт В.Саянов назвал «сказочником странным… с извечной, как солнце, мечтой о добре».
Но начать наш разговор я хотела бы с предания о том, что, когда на небе загорается звезда, в мир приходит новый человек.
А как вы считаете, зачем Человек приходит в этот Мир?
/Версии детей:
- чтобы жить;
- чтобы любить;
- совершать полезные поступки и т. д./
А вот как об этом говорит известный русский поэт К.Д.Бальмонт., Чтение учителем стихотворения К.Д.Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…».
3).
Составление ассоциативного ряда:
СОЛНЦЕ – ЖИЗНЬ; ЧЕЛОВЕК — ВЛАСТЕЛИН
Учитель
— Скажите, в какой мир он пришёл?
- Мир нужды, безысходной нищеты, страданий.
- Что суждено было испытать Роберту?
- «Крошечному сердцу» были «суждены страдания и победа».
- Он был лишён Солнца, а значит и Жизни.
- Стал игрушкой в руках «человека без сердца»
-
Стадия осмысления. (Стратегия «идеал»).
- В чём же главный вопрос, на который автор ищет ответ?
/ Версии детей/
Учитель: Ответ на этот вопрос даёт ответ текст. Обратимся к нему.
1).
Чтение с остановками.
— Проследите по тексту, как автор «лепит» образ Авеля Хоггея. Какие слова подбирает А.Грин, характеризуя «властелина»?
- Обратите внимание на имя Авель. Вспомните, какая библейская легенда связана с этим именем?
/Хоггей скорее Каин, убивающий беззащитного человека/
Да. Жертвой своего палачества/
- Что рассказывает Грин о приятелях Хоггея?
- Как вы думаете, что позволяет этим «людям» играть жизнью и судьбами обездоленных, более слабых?
- Почему «ужасная игра» Хоггея сорвалась?
/Мальчик понял, что его пытались обмануть, пытались отнять всё, т.е. жизнь. Осознание этого придаёт ему силы. Он осознал, что жизнь не умирает с заходом солнца, что Солнце вернётся, его надо только дождаться, а тёмный ночной сад полон жизни и тайны.
2).
Анализ фрагмента.
- Прочитайте фрагмент из главы 5, в котором дано описание сада.
- Какие средства художественной выразительности использует автор?
- Что помогает нам понять пейзаж?
— Что, по- вашему, значат последние слова Хоггея: «Ликвидируйте этот материал и уберите остатки прочь»?
- Автор ещё до «эксперимента» предсказал герою «страдание и победу».
Какой эпилог можно было бы придумать к этому рассказу?
3).
Составление кластера.
— Проследите, как Грин постоянно подчёркивает, что Хоггей живёт в ложном, искусственном мире, мире кривых зеркал, поэтому жизнь и заставляет его потерпеть фиаско.
Пословице мир освещается солнцем, а человек знанием
... жизнь страны, наступали вскоре после того, как перед восходом Солнца ... немыслимо без астрономических знаний. Этому конечно предшествовали ... основу геоцентрической системы мира Птолемея (II в. ... был поставлен астрофизиками, а величайшее достижение современной техники ... человека. Кочевым племенам первобытного общества нужно было ориентироваться при своих странствиях, и они научились это делать по Солнцу, ...
- Составьте кластер:
«Мир» Хоггея Мир — Жизнь
Терраса Сад
трогательный, прелестный свет
Железное солнце – золото трепет струй, дыхание трав
«Сад заперт, стены высоки» голоса бутонов
Разговоры о смерти, игра в смерть ощущение жизни, возвращение к ней, Бессердечие сердце
Выводы.
Жизнь убить нельзя. Человек, пытающийся убить жизнь, сам превращается в мертвеца, холодного, злобного. Для того же, кто верит в жизнь, Солнце однажды всходит и на западе.
-
Стадия рефлексии.
Для кого же Солнце оказалось пропавшим?, Домашнее задание:
прочитанном.