Фразеологизмы составляют народную физиономию языка рассуждение

Сочинение

Сочинение на тему Фразеологизмы рассуждение

Наша речь на протяжении веков развивается и видоизменяется. Издавна люди стали украшать ее пословицами, поговорками и крылатыми фразами. И в наше время, общаясь с родными, друзьями и знакомыми, мы постоянно пользуемся фразеологизмами, чтобы четко выразить свои мысли. Без этих словосочетаний, которые произносятся в определенном порядке, наша речь не была бы такой яркой и выразительной. Они нашли применение как в живой речи, так и при написании книг, статей и писем. Мы применяем их дома, в школе, на работе и в других общественных местах. «По горячим следам» (тут же), «в один голос» (вместе), «дать сдачи» (ответить на удар), «на краю света» (далеко), «как в воду глядел» (предвидел), «море по колено» (ничего не страшно).

Эти и сотни других выражений сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни.

Фразеологизмы настолько вжились в нашу речь, что мы порой не задумываемся, какие именно слова мы произносим и воспринимаем их как единое, целое. В момент произношения того или иного фразеологизма, мы четко знаем, что он означает целиком, а не каждое слово отдельно. К примеру, если мы говорим «играет с огнем», то это не означает буквальную игру с огнем. В голове у нас четко формируется мысль «рискует». Однако, чтобы можно было поставить знак равенства между этими понятиями, необходимо к слову «рискует» добавить эпитетов «сильно, отчаянно». Фразеологизмы более ярко выражают наши мысли, чувства и эмоции.

Многие из этих ярких сочетаний слов пришли к нам из глубины веков. Когда мы говорим «бить баклуши», то знаем, что это означает «бездельничать». А для того, чтобы ответить на вопрос, что такое эти «баклуши», нам приходится прибегать к справочнику. Узнав, что это заготовки для изготовления деревянных ложек, а также, что работа по их набиванию на Руси считалась самой легкой и доверялась самым молодым и неопытным, приходится потом самому домысливать, почему же с годами эта крылатая фраза приобрела несколько иной смысл.

Без фразеологизмов не обойтись, когда хотим добиться еще и эффекта от сказанных слов. Если мы доверчивому человеку скажем с интонацией «что ты тут уши развесил», мы тем самым можем «поставить его на место», предупредить, одернуть. Во всяком случае, эффект будет не таким, как если бы мы сказали «что ты всему веришь».

15 стр., 7159 слов

Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием ...

... случае фразеологизмы. Из вышесказанного следует, что вопрос обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами является значимым и актуальным. Объект исследования: фразеологический словарь дошкольников с общим недоразвитием речи ... которые в свою очередь, по отдельности не означают то же самое, что вместе. Впервые фразеологизмы описал французский лингвист Шарль Балли в своей ...

У многих фразеологизмов имеется большое количество синонимов. Например, у выражения «из огня да в полымя», означающего «попасть из одной неприятной ситуации в другую», есть большое количество синонимов. Вот лишь некоторые из них: «из одной печи в другую», «от дождя да под капель», «из хомута да в шлейку», « из попов да в дьяконы», «из короба да в крошни». Это говорит о том, насколько многогранен и разнообразен наш родной язык, а крылатые выражения придают ему яркий окрас.

Сочинение Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи

Фразеологизмы – это такие устойчивые выражения. Они значат не всегда прямо то, о чём в них идёт речь. Например, играть в бирюльки означает ерундой заниматься. А на самом деле когда-то давно была такая игра, там нужно было вытаскивать специальные фигурки особой палочкой. В общем, дело было долго и сложное, но главное – бесполезное. Так и осталось выражение, а игры уже нет.

То есть часто в них содержатся такие реалии, которые уже не реальны. Вот мы сейчас говорим, я слышал, мол, кто-то на проводе или не вешайте трубку. Так уже почти нет телефонов с проводами и трубками, которые можно было б «повесить». Но язык так уж быстро не меняется.

Еще важно, что часто фразеологизмы эти придумываются писателями и поэтами. Какая-то забавная фраза, строчка из стихотворения подхватывается. Её повторяют, что-то теряя и перевирая, вот и новое выражение.

Выражения эти устойчивые в том смысле, что нельзя так просто поменять кусочки. К примеру: плевать в потолок означает ничего не делать. А если написать плевать в стену, кто поймёт? Это можно только обыграть, тапа: он устал плевать в потолок и начал уже в стену плевать от скуки (образно).

И то мы не создали ещё выражение.

Да, важно, что у разных народов фразеологизмы разные. Говорят, что они отражают мышление народа, его традиции. Эти выражения нельзя переводить дословно, а то никто ничего не поймёт.

По-моему, фразеологизмы – это такие «хиты» в речи. Часто сейчас мы слышим какие-то модные выражения, обычно они пропадают через гол, но иногда сохраняются надолго. Это очень удачное, часто с юмором выражение, которое всем нравится, вот его и повторяют. Реклама сейчас тоже старается придумать такие выражения, чтобы у людей здоровье ассоциировалось с какими-то витаминами, например. Однако это делается нарочно, поэтому не работает!

Очень интересно изучать такие выражения в своём и в иностранных языках, раскрывать их смысл и историю «создания».

Также читают:

Картинка к сочинению Фразеологизмы , Популярные сегодня темы

Ярким пятном творческого наследия Н. В. Гоголя является рождественская сказка «Ночь перед Рождеством». Благодаря интересным образам, действующим в произведении на фоне местных традиций

Барон Майгель – один из второстепенных персонажей в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Но только его кровь подходила в качестве напитка для жертвенной чаши, в которую превратилась голова Берлиоза. Почему?

Для письмоводителя Александра Григорьевича в «Преступлении и наказании» отведена второстепенная роль. Характеристика и образ такого персонажа, как Заметов чрезвычайно сильно контрастирует с главным героем произведения

6 стр., 2940 слов

Проектно-исследовательская работа «Роль фразеологизмов в нашей речи»

... охарактеризовать явление. Например, Фразеологические богатства языка оживают под пером талантливых писателей, публицистов и становятся источником новых художественных образов, шуток, неожиданных каламбуров. Картинность и образность речи действует поэтическими фразеологизмами на воображение ...

Своим любимейшим городом я со всей уверенностью могу назвать Воронеж. Этот город находится на Дону. Принадлежит России. Многие люди, побывавшие в этом населенном пункте, говорят, что он кажется

Человека, способного пойти на риск, считают смельчаком. Но всегда ли можно им открыто восхищаться? На мой взгляд, риск достоин уважения только тогда, когда он оправдан.

Тема : «Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство» В.Г.Белинский

Разделы : лексика и фразеология

Задачи изучения раздела

  • определять лексическое значение слов и фразеологизмов, используя различные типы толковых словарей (в том числе и фразеологических);
  • определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в контексте;
  • употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами.

Цели: 1) познакомить учащихся с разделом науки о языке – фразеология, с фразеологизмами, с их ролью в обогащении речи; учащиеся должны уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения; познакомить детей с фразеологическими словарями и отдельными статьями фразеологических слов.

2) воспитание культуры умственного труда, устного ответа; воспитание интереса к предмету посредством учебного материала.

3) развитие речи, памяти, мышления, умения слушать аудиозапись – веселый урок «Крылатые слова»

1. Определение цели и задачи

— Давайте поставим проблемный вопрос, над которым будем работать. «Почему фразеологизмы составляют народную физиономию языка?» Перед нами стоит очень сложная, но вполне выполнимая задача. Нам необходимо узнать о том, что такое фразеологизмы, как они употребляются в речи и с какой целью, а также познакомиться с фразеологическим словарем русского языка.

2. Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы?

( Это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению).

Эпиграфом к нашему уроку служат слова В.Г.Белинского. Прочтите его и подумайте, какое слово необходимо дописать в эпиграфе? «Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство»

В.Г.Белинский

Как вы понимаете высказывание критика? Согласны ли вы с В.Г.Белинским? (обсуждение).

Сегодня наша общая задача – обобщить знания о фразеологизмах и убедиться, что они действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.

3. Открыли тетради. В них у вас записано число и тема урока.

4. Лексический диктант

Ваша задача записать название термина.

1) Раздел науки, изучающий происхождение и историю слов (этимология).

2) Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи (морфология).

3) Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов (орфография).

10 стр., 4527 слов

Фразеологизмы неизменные спутники нашей речи

... У вас на столах памятки Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста.Аргументируя свой ответ, ... сочинения на лингвистическую тему? (рассуждение) Этап изучения нового материала (12 мин) 1. Слово учителя Сочинение – рассуждение ... языку 2013 г. (на доске). Звучит оно так. «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, ...

4) Раздел науки, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов ( лексикология).

5. Проверка лексического диктанта

  • Ребята, посмотрите, сколько научных терминов мы с вами вспомнили.
  • А теперь давайте подумаем вместе, как называется раздел науки о языке, изучающий фразеологические обороты? (фразеология).

  • Запишем научное название этого термина, комментируя.
  • Какие орфограммы вы видите в этом слове? ( на магнитной доске вывешивается название этого термина).

Фразеология = фразис (греч.) «выражение» + логос (греч.) «учение».

6. Запись у доски и в тетрадях

  • А сейчас запишем два предложения и сравним их.

* Ребята работали на пришкольном участке не покладая рук, и поэтому задание они выполнили раньше срока.

  • Найдите в этих предложениях слова, близкие по лексическому значению? ( из 1 – не покладая рук, из 2 – усердно).

  • Как вы понимаете значение слов «не покладая рук»? (значит старательно, усердно, много работать).

  • Можем ли мы это выражение разбить на отдельные слова, чтобы его смысл остался тем же? (нет)
  • Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: это сочетание слов является неделимым, то есть обозначающим нечто целое по смыслу, то есть неделимым синтаксическим целым – идиомой).

  • Ребята, вот такое сочетание слов и называется фразеологическим оборотом.
  • Прочитайте на доске определение.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.

Поэтому их нельзя искажать, вставлять в них новые слова, заменять одни слова другими.

Такие неоправданные изменения устойчивых оборотов нарушают выразительную силу фразеологизмов, а иногда и просто их обессмысливают.

в длинный ящик

  • Что означает этот фразеологизм? (отложить надолго).

муха носа не подточит

  • Что означает этот фразеологизм? (идеально, четко, хорошо сделано что-то).

Уморить червячка

  • Что означает этот фразеологизм? (перекусить)
  • Ребята, а с какой целью употребляются фразеологические обороты в нашей речи? (чтобы сделать ее более яркой и выразительной).

* Вернемся к первому предложению.

* Ребята работали на пришкольном участке не покладая рук, и поэтому задание они выполнили раньше срока.

Какова синтаксическая роль фразеологизма в этом предложении?

  • Каким членом предложения является фразеологизм?

Вывод делают дети:

Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

  • Встанем, как аршин проглотили.
  • Проголосуем обеими руками.
  • Согнемся в три погибели.
  • Попрыгаем, как заяц.
  • Посмотрим друг другу в глаза.
  • Сделаем хорошую мину при плохой игре.
  • Побъем друг другу челом.
  • Подержим нос по ветру.
  • Намылим друг другу голову.

8. Знакомство со словарями

Ребята, скажите, какие лингвистические словари вы знаете? (толковые словари, словарь синонимов, антонимов, словообразовательный и другие).

5 стр., 2404 слов

В нашем языке и богатство звуков и слов и форм

... Язык — это не беспорядочный набор букв и слов. Он представляет собой систему. Богатство русского языка мы видим на всех его уровнях, начиная со звуков и заканчивая сложными предложениями и целыми текстами. Например, в русском языке, ...

Существуют также и фразеологические словари, в которых даются толкования фразеологизмов, их стилистическая и грамматическая характеристика и их употребление в речи.

  • Давайте рассмотрим статью из фразеологического словаря. Обратите внимание на фразеологизм « Альфа и Омега ».

9. Работа с учебником

  • Первые три фразеологизма запишем на доске и в тетради.
  • Какое слово или выражение соответствует глаголу «дрожит»? (дрожит как осиновый лист – очень боится), глаголу «знать»? (знать как свои пять пальцев – отлично разбираться), глаголу «сидеть»? (сидеть сложа руки – бездельничать)
  • Следующие 3 фразеологизма вы составляете и записываете самостоятельно в тетрадях.

вариться в собственном соку, держать в ежовых рукавицах, выводить на чистую воду

  • Ребята, скажите, а где мы чаще всего используем такие фразеологизмы? ( в разговорной речи).

  • Подумайте, а где еще могут быть использованы фразеологизмы?
  • Каковы источники фразеологических выражений? (из художественной литературы)

Береги границу, как ока зеницу, Играть первую скрипку;, Пусто, словно Мамай прошел;, Вычистить Авгиевы конюшни.

Ребята, а как мы называем слова и выражения, вошедшие в нашу речь из литературных источников? (крылатыми, то есть яркими, образными, меткими выражениями писателей и поэтов).

  • Вспомните крылатые слова из басен Крылова? ( У сильного всегда бессильный виноват;
  • А вы, друзья, как ни садитесь…;
  • А ларчик просто открывался;
  • И в сердце льстец всегда отыщет уголок;
  • А Васька слушает да ест ).

10. Игра «Кто быстрее» по группам

Ваша задача подобрать по 6 фразеологизмов с общим существительным.

* 1 ряд готовит задание со словом нос: задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, не видеть дальше своего носа, бояться нос показать, не показывать носа, остаться с носом, держать нос по ветру.

* 2 ряд готовит задание со словом язык: язык проглотил, прикусил язык, найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается, развязать язык, не сходить с языка, острый на язык, язык до Киева доведет, тянуть за язык, держать язык за зубами.

* 3 ряд готовит задание со словом рука: отбиваться от рук, все валится из рук, умывать руки, сходить с рук, своя рука владыка, прибрать к рукам, носить на руках, как рукой сняло, из рук в руки, положа руку на сердце.

А теперь второе задание по группам.

  • Определите по рисунку и назовите фразеологизм ( см. рисунки с фразеологизмами).

А теперь давайте подведем итог нашего урока.

  • Ответим на вопрос: Почему фразеологизмы составляют народную физиономию?
  • Вспомните определение фразеологизмов.
  • Какая наука изучает фразеологические обороты?

12. Проставление оценок

13. Домашнее задание

Выписать из фразеологического словаря 5 фразеологизмов и их значения.

3 стр., 1248 слов

Дал слово — держи рассуждение

... так, что дали и забыли, стоит помнить, что самое главное это для начала вы себе доказываете. Дал слово - держи Несколько интересных сочинений ... Вариант 2 Люди достаточно часто обещают друг другу, дают «честное слово», что придет, вернется или выполнит. Еще чаще все это не ... значит и тебе можно»? Какое может быть уважение к такому человеку, который обещает и не выполняет? Мы можем нарушить слово ...