- Сочинения
-
/
- 11 класс
Самая большая ценность народа – его язык. Язык можно смело назвать духовным сокровищем, в которое люди вкладывали и продолжают вкладывать свои приобретения. Это душа народа. И это не является секретом, ведь каждый человек думает, пишет и говорит на нем. Это свидетельствует о том, что через язык проходит вся жизнь людей. С помощью чувств и эмоций родной язык окрашивается, стает значимым и важным.
Благодаря нашему языку появились умные пословицы, поговорки, анекдоты и так далее. Таким образом народ развивался и укреплял знания родного могучего языка. Подтверждением тому являются древние народные песни, шутки и стихи, которые могли своим смыслом дать человеку веру, возможность заново начать жизнь или же поднять боевой дух у целого войска. Именно язык соединяет людей и объединяет в народы, дает свободу и непокорность.
Много кто забыл о ценности нашего языка. Люди часто начинают ценить его находясь далеко от родных краев. Как приятно услышать родные слова на чужбине. В таком случае слово может исцелить, подбодрить и поднять настроение. Но, к сожалению, многие люди редко когда ценят его, загромождая язык разными иностранными словами, изучают другие языки, не успев выучить досконально свой родной. При этом забывают о словах вековой мудрости, поэтому люди понимают значение родного языка только оказавшись на чужой стороне.
Сложно не заметить то, что, пытаясь завоевать чужие земли завоеватели сразу же запрещали общение на родном языке. Их действия можно понять, потому что без языка нет народа. Народ без языка, как человек без души, который не имеет древа. Именно так у людей отнимали свободу, веру и независимость.
Лично я, изучаю наш родной язык с огромным удовольствием, с помощью этого я могу как можно лучше узнать и понять душу народа. Он удивляет и покорят своей красотой, мелодичностью, яркостью и насыщенностью. Его нужно и важно прививать детям еще с рождения путем чтения: от сказок и былин до стихов и классики. Именно таким образом возможно закрепить язык лучше всего. Для меня язык – это бессмертная душа, способная жить в веках, в поколениях, пока о нем заботятся!
Сочинение 2
Разумный человек оценивает язык как высокую национальную ценность, благодаря которой русский язык сохранился в годы угнетения и суровых испытаний. Поклоняясь своей творческой силе, создавая множество замечательных произведений, патриот осознает свой патриотический долг. Через торжественное обещание создатель принимает на себя миссию защиты чести священного слова, раскрывая в своих произведениях его красоту и отдавая его будущим поколениям во всей красе.
Исследование «Язык — народ, в нашем языке это синонимы, ...
... даже слова "народ","племя",а только "язык".Народ и язык - понятия нераздельно слитые. Язык - среда обитания народа, воздух, которым мы дышим. В процессе освоения языка человек усваивает жизненный опыт народа,"языковую картину" мира. ... на Русь славянские книги были довольно просты. Мы знаем об этом, потому что до нашего времени сохранилась одна такая книга, созданная южнославянским писцом. Она совсем ...
Сохраняя основные нравственные ценности русских, речь становится символом общей памяти, которая объединяет предков и потомков. Художник представляет свою родную речь как средство создания эмоционально влиятельных литературных произведений. Он поклоняется огромным лингвистическим возможностям национального святилища. Синоним богатства и здравости русского слова пробуждает чувство восхищения и гордости. Разнообразие синтаксических конструкций и выбор выразительных языковых средств, используемых в спорах, являются убедительным доказательством богатства и творческого потенциала русского языка.
Осознавая свой патриотический долг, патриот стремится выполнить свою миссию, создавая ценные литературные произведения, раскрывающие красоту родного слова. Таким образом он защищает честь самого святого для одного народа, и в то же время он противостоит злу. Родное слово стало объединяющим фактором для нации, которая строит нерушимое национальное единство и пробуждает чувство национальной гордости.
Следует бороться за родной язык, утвердившийся в качестве высшей национальной ценности, сохранившей на протяжении веков идеалы нации. Слова являются мощным оружием в руках человека. Через них мы выражаем наши чувства, наши мысли, наши намерения. Язык является отражением нашего внутреннего существа. Общение между людьми является частью повседневной жизни каждого. Мы взаимодействуем и влияем на себя через слова. Человек постоянно находится в словесных «столкновениях», столкновениях, в которых он защищает свое мышление и защищает слова, которые он говорит. Словарь каждого из нас является мощным индикатором разума владельца. Управление различными словами, словосочетаниями, метафорами делает общение с человеком более интересным. Таким образом каждый может пользоваться этим общим богатством, но такое пользование требует разумного отношения. Подобно тому как разные люди используют свои финансы для разных целей, так язык тоже может использовать по-разному. Если пользование безответственно, то от богатства может ничего не остаться.
ЕГЭ 11 класс
Другие темы: ← Дружба и вражда↑ 11 классДружба →
`
Текст ЕГЭ. Д.С. Лихачев. Тема: Русский язык. , Текст ЕГЭ. Д.С. Лихачев. О русском языке.
Самая большая ценность народа — это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
«Человек чрез слово всемогущ…» (Г. Р. Державин)
... орудий, которое есть у человека. Язык - нечто большее, чем слово. Это совокупность слов, целая история, пройденная народом - носителем языка. Язык нашего народа - русский язык - один из самых богатых и совершенных языков мира. Я согласен теми, ...
Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.
О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке -«…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении — с момента своего существования в недрах единого восточнославянского языка, языка Древней Руси.
Древнерусская народность, из которой выделились в дальнейшем русские, украинцы и белорусы, населяла огромные пространства с различными природными условиями, различным хозяйством, различным культурным наследием и различными степенями социальной продвинутости. А так как общение даже в эти древние века было очень интенсивным, то уже в силу этого разнообразия жизненных условий язык был богат — лексикой в первую очередь.
Уже древнерусский язык (язык Древней Руси) приобщился к богатству других языков — в первую очередь литературного староболгарского, затем греческого (через староболгарский и в непосредственных сношениях), скандинавских, тюркских, финно-угорских, западнославянских и пр. Он не только обогатился лексически и грамматически, он стал гибким и восприимчивым как таковой.
Благодаря тому что литературный язык создался из соединения староболгарского с народным разговорным, деловым, юридическим, «литературным» языком фольклора (язык фольклора тоже не просто разговорный), в нем создалось множество синонимов с их оттенками значения и эмоциональной выразительности.
В языке сказались «внутренние силы» народа — его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это безусловно верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И все это должно было отразиться в языке.
Ясно, что язык не развивается один, но он обладает языковой памятью. Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности. А здесь такое множество жанров, типов литературного языка, разнообразие литературного опыта! Но больше всего развивает язык поэзия. От этого так значительна проза поэтов.
Да, для языка нужна его история, нужно хоть чуточку понимать историю слов и выражений, знать идиоматические выражения, знать поговорки и пословицы. Должен быть фон фольклора и диалектов, фон литературы и поэзии. Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту. (По Д.С.Лихачеву)
- Подготовка к сочинению ЕГЭ
- Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Решить пробный ЕГЭ Проверить сочинение ЕГЭ Чек-лист ЕГЭ 2021
Текст ЕГЭ по русскому языку / Русский язык
0
Популярные сочинения
- Философская проблематика произведений Бунина — сочинение
Иван Бунин – русский писатель, который известен нам как лирик. Он очень много размышляет на темы крестьянства, судьбы своего народа, человеческих чувств. Эти темы интересны во все времена
- Сочинение-описание по картине Березовая роща Куинджи (2, 3, 5, 6 класс)
Сама природа поставила спектакль на тему: «Лето в лесу». А художник вовремя оказался в этом месте, увидел всё и запечатлел на своей картине. Лес расступился и отошёл на второй план, чтобы ярче показать нам залитую солнцем полянку
3 стр., 1350 словТакая почва – душа народа русского…
... любовью к русской деревне, но только Н.А. Некрасов открыл читателю духовный мир русского крестьянства. Наиболее ярко и широко эта тема раскрыта в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Поэма была задумана «о народе ... или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Кому на Руси жить хорошо":
- Сочинение Зимние забавы (2, 3, 4, 5, 6, 7 класс)
Как известно: «У природы нет дурной погоды!» Я полностью согласен с этой фразой. Я очень люблю все времена года. В каждом сезоне есть нечто неповторимое и прекрасное. Летом — журчание теплой
Урок развития речи для 8 класса. план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок развития речи учителя Фроловой Т.В.
Тема: Изложение с элементами сочинения. ( Комбинированный урок, 8 класс ).
Эпиграф урока: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. ( И.С. Тургенев).
Цели: — формировать умения излагать прочитанный и услышанный текст, — формировать навыки самостоятельного высказывания на прочитанное, — формировать знания учащихся по орфографии и пунктуации, — продолжить формирование навыков написания сочинения – рассуждения, Оборудование: 1) доска, на которой произведена запись темы урока, эпиграфа, высказываний о языке; 2) плакаты по теме урока, изготовленные учащимися, с разъяснениями а) темы, идеи, б) рассуждения, в) типов речи, г) с планом сочинения – рассуждения, 3) карточки с заданием, 4) учебник.
Ход урока.
1.Организационный момент. 2.Вступительное слово учителя. Формулировка темы, целей урока, чтение эпиграфа урока. 3. Работа в тетрадях и у доски. Списывание с доски темы урока, эпиграфа, высказываний о языке. 1. Задание. Спишите высказывания о русском языке А.П. Сумарокова, К.Д. Ушинского, А.И. Куприна, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Докажите правомерность 1. Язык наш слад…к, чист, и пыш…н, и б…гат. (А.П. Сумароков).
2. Язык народа – луч(?)ший, (н…)когда (не) ув…дающий и веч(?)но вновь распускающийся цвет всей его духовной жизн…. (К.Д. Ушинский).
3. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизаци… и культуры… Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч(?), выразителен, послушен, ловок и вместителен. (А.И. Куприн).
2. Задание. Объясните смысл данных высказываний. 3. Задание по карточкам у доски. Карточка № 1. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, определите вид связи выделенного Бол…шая це(н/нн)ость, сознател…ная ж…знь, формиру…тся языком, умстве(н/нн)ое развитие, м…ральный облик, один из соверше(н/нн)ейших языков, в течении… более тысяч…летия.
Карточка № 2. Спишите данное предложение, вставляя пропущенные знаки препинания. Графически обоснуйте свой выбор. Нам дан во владение самый меткий и (по) истине волшебный русский язык. ( К. Паустовский ).
Карточка № 3. Спишите данное предложение, вставляя пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки. Графически обоснуйте свой выбор. Что русский язык один из богатейших языков в мире в этом нет никакого сомнения. ( В. Белинский).
Карточка № 4. ( Выполняется в тетради слабым учащимся ).
Спишите словосочетания , слова, вставьте пропущенные буквы. Чрезвычайно разн…образ…н, скло(н/нн)ость к эмоц…ональност…, нельзя (не) согласит(?)ся, (не) интересен, обделен чем(то) важным, (не) обходимым, прот…воречив, нац…ональный х…рактер.
Карточка № 5. Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, буквы в данном предложении. Язык мой враг мой прежде ума рыщ…т.
Памятники народно-литературного типа литературного языка Киевской ...
... народно-литературного типа древнерусского литературного языка с книжно-славянским типом и вообще с книжной традицией. Все это раскрывает высокую культуру древнерусского литературного языка. 2. ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ПАМЯТНИКАХ НАРОДНО-ЛИТЕРАТУРНОГО ТИПА ЯЗЫКА КИЕВСКОЙ РУСИ Памятники народно-литературного типа отражают процесс освоения, подчинения, «национализации» в русском литературном языке ...
3. Проверка домашнего задания. а).
Чтение наизусть учащимися высказываний о русском языке. б).
Работа по карточкам у доски и в тетрадях тех учащихся, которые не подготовлены к уроку.
4. Работа с учебником и плакатами. Задание. 1. Прочитайте выразительно текст упражнения № 178 «Русский язык» Д.С. Лихачёва. 2. Определите тему текста. Что такое тема? Как её определить ? Как отличить от проблемы и идеи текста ? ( Ответ учащихся сопровождается использованием плаката с разъяснением темы, проблемы, идеи .) 3. Прочитайте план текста. 4. Сопоставьте свой план с планом, записанным на доске. Примерный план. 1. Язык – самая большая ценность народа. 2. Язык – показатель культуры человека. 3. Русский язык – один из совершеннейших языков мира. 4. Язык как отражение национального характера. 5. Память языка. 6. Моя точка зрения ( или моё мнение ) об утверждениях Д.С. Лихачёва о языке. 5. Какой тип речи представлен в этом тексте ? Докажите, используя таблицу. ( Ответ учащихся сопровождается использованием плаката с разъяснением типов речи .) 6. Что такое рассуждение? ( Ответы учащихся строятся с использованием плакатов .) 7. Объясните, как писать сочинение – рассуждение. (Ответы учащихся строятся с использованием плакатов .) Беседа по тексту. Подготовка к написанию изложения. Вопросы для беседы: 1. Почему язык является самой большой ценностью народа? 2. Согласны ли вы, что язык – показатель культуры человека? 3. Объясните, как вы понимаете, что «русский язык — один из совершеннейших языков мира». 4. Всё ли понятно вам в этом тексте? Объясните лексическое значение словосочетания «моральный облик». Объяснение лексического значения слов «моральный» и «облик». Моральный от слова мораль. Мораль – 1) правила нравственности, сама нравственность; 2) логический, поучительный вывод; 3) нравоучение, наставление ( разг.).
Моральный – 1) от мораль; 2) высоконравственный, соответствующий правилам морали ( книжн.), 3) внутренний, душевный. Облик – 1) внешний вид, очертание, наружность; 2) перен. характер, душевный склад.
5. Что такое память языка? 6. В чём заключается его национальный характер? 7. Дополните план пунктом 6. Моё мнение об утверждениях Д.С. Лихачёва о языке. 8. Задание сильным учащимся. Используя план сочинения – рассуждения, ответьте на вопрос: Согласны ли вы с утверждением Д.С. Лихачёва? 9. Задание классу. Составьте по плану черновик изложения. 10. Проверка написания работ учащихся. Игра «Писатели и критики». (Комментарий, дополнение, корректировка работ).
5. Обобщение. Вопросы для обобщения. 1. Кратко сформулируйте, что пишет Д.С. Лихачёв о русском языке. 2. Согласны ли вы с утверждениями учёного о языке? 3. Какими (важными, нужными) вам кажутся утверждения Лихачёва о русском языке?
6. Домашнее задание. Напишите сочинение – рассуждение, высказав своё отношение к утверждениям Д.С. Лихачёва.
7. Итоги урока.
Язык как ценность, вербальный геном народа и человека
Достоинство русского языка, его древность, изобразительное богатство, пластичность, переходящие в достоинство, богатство русской культуры, русской литературы и русской философии – это ведь и достоинство русского народа, и русского человека.
Сочинения по темам: культура и родной язык
... 5.00 Сочинение на тему “Язык и культура” Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. ... родным языком на самом высоком уровне. Необходимо не только разговаривать правильно, но и писать! При всем этом русский язык считается самым сложным в изучении всего мира, да и в целом для его ...
Что такое «русское слово»? Это ведь слово русского народа и русского человека, с которым он на протяжении многих веков, а может быть и тысячелетий, как считают многие исследователи и деятели культуры, и как считает автор, ведет диалог со всем человеческим миром. С человечеством. Причем, речь идет о русском слове в самом широком смысле – и в смысле русского народного языка, и в смысле языка русской литературы, русской философии, русской поэзии, русской политики.
Русское слово!… – Это ведь весь русский язык от древних времен до наших дней. В мае 1876 года записывает в своем «Дневнике писателя»: «Великорус теперь только начинает жить, только что подымается, чтобы сказать свое слово и, может быть, уже всему миру…» [1, с. 223].
Чем древнее язык, тем богаче язык как по своему вербальному (словесному) геному, так и по своим грамматическим формам, по своей структуре, по степени флексивности.
Значение русского языка на «языковой картине» мира состоит в том, что это «стволовой язык» индоевропейского «дерева» языков [2].
Что означает вводимое автором понятие «стволовой язык»? Это означает, что русский язык есть «ствол» индоевропейского «дерева» языков, а остальные европейские языки – побочные «ветки» этого дерева, растущие от этого «ствола», и, следовательно, имеющие более позднее происхождение. Аргументированные доказательства этого научного вывода имеется у ряда отечественных филологов. Можно назвать исследования в 70-х – 80-х года ХХ века , в которых он показал, что именно русский язык несет в себе прямую «стволовую» связь с «корнем» индоевропейского (арийского) языка. Современный греческий филолог Дмитрий Ираклидис создал этимологический словарь и теорию, в которой доказывает, что все европейские языки произошли от древнерусского языка, включая и сам греческий язык, поскольку тот старше его по историческому возрасту [3].
языком – стержнем,
тем
языком-хранителем, языком-стволом,
от которого в свое время отпачко(вы)вались и семьи, и группы. Поэтому в отношении именно
русского языка
я и считаю, что его
словарный состав,
сохранивший, естественно,
древнерусскую лексическую основу
(то есть слова), не только является
хранилищем корней и лексической базы
многих древних и современных языков (и «европейских», и «индийских»), не только – соответственно вышесказанному – сам остался очень близок словарным составам многих современных языков, но и (исходя из моей предпосылки) может (и должен!) быть очень активно использован при изучении иностранных языков русскоязычными учащимися…» [4, с. 70, 71]. И далее он показывает, что «практически все
старые и новые «европейские» грамматики (в том числе и английская) представляют собой варианты русской грамматики, а их конструкции – это точные «кальки» конструкций русских!»
[4, с. 71]. Именно, наверное, поэтому, по , мы находим в русском языке «великолепие» испанского, «живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского», и, сверх того богатство и «сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».
Роль языка в культуре народа (по С. Залыгину)
... зиждется... на культуре слова». Горячность и убеди тельность автора заставляют читателей задуматься над собственным отношением к языку. Позиция автора понятна каждому. По справедливому мнению Сергея Залыгина, русский язык богат и неисчерпаем, ...
О чем это говорит? О том, что русский язык не только хранит в себе вербальный геном русского народа, и даже семейства славянских языков, но и как «язык-ствол», «язык-хранитель» (по ) хранит в себе вербальный геном всего семейства индоевропейских языков.
Кстати, вербальный геном санскрита хранит в себе корни слов, отражающих память его происхождения «с севера», от единого проторусского языка. «Древнеиндийские «Веды» многократно описывают,
–
по свидетельству ,
–
природные явления, присущие именно Заполярью («Холод», «Северное сияние» и пр.)» [4, с. 65].
Язык – основа преемственности самоидентификации народа, основа его миропонимания и мироощущения, основа смысла жизни, хранилище «бессознательного» народа, которое есть его эволюционная память, сохраняющая себя и эволюционно развивающаяся благодаря языку и его развитию (эволюции).
Язык, если он живой, прогрессивно эволюционирует, т. е. усложняется, охватывая своими смыслами не только внешний (макрокосм) и внутренний (микрокосм) миры, но и само развитие, саму эволюцию. Язык как память есть свернутая в себе прогрессивная эволюция от древних времен до современности.
В русском языке хранится память «ствола» развития индоевропейского «дерева» языков, т. е. он есть ядро (системоген) системогенетики прогрессивной эволюции индоевропейского семейства языков.
, в 90-х годах ХХ века – старший научный сотрудник Отдела всемирной истории Русского Физического Общества, осуществил дешифровку хеттского языка, надписей на Фестском диске – памятнике минойской культуры на Крите, этрусских надписей на сохранившихся памятниках, которые доказывают, что все эти «послания» древних цивилизаций, дошедших до нас через толщу исторического времени, написаны на «проторусском» или «праславянском» языке, восходящем к языку «трипольцев-пеласгов», обитавших на юге Восточно-Европейской равнины, в районе Дуная около 2,5 – 3 тысяч лет до н. э.
Получить полный текст
Поэтому вербальный геном русского языка, в семействе корней которого кроется древние смыслы, открыто-слоговая система, позволяют наиболее адекватно расшифровать эти «послания».
Еще в 1915 году чешский ученый Бедржих Грозный расшифровал загадочный язык хеттов, создавших третью после Египта и Двуречья великую цивилизацию, благодаря тому, что «языком-ключом» к таинственным письменам древнего народа оказался русский язык. Вот пример сравнений: хеттское «небис» –
русское «небо», «небеса» (означает «небо»); хеттское «дулуга»
–
русское «долгий» (означает «длинный», «долгий»); хеттское «вадар»
–
русское «вода» (означает «вода»); хеттское «хаста»
–
русское «кость» (означает «кость»); хеттский глагол «тая»
–
русский глагол «таить», «утаить» (означает «красть», вспомним русское слово «тать»
–
вор, разбойник), хеттское «петар»
–
русское «перо» (означает «перо»), хеттское «три»
–
русское «три» (число «три») и т. д. По этому поводу заметил: «Выходило, что язык таинственных хеттов – родственник русского языка? Да, родственник! И не только русского, но и английского, немецкого, греческого, хинди, древнеиндийского и других языков, относящихся к индоевропейской семье, среди которых славянские языки оказались наиболее близкими хеттскому. Так, имя славянского бога солнца Сварога звучит созвучно с хеттским словом «су-вара»
Почему важно быть грамотным и как язык связан с культурой
... быть грамотным и как язык связан с культурой В соцсетях и чатах часто можно встретить сообщения «Ой, зачем мне соблюдать правила, мы же в интернете, а не на уроке русского языка». ... иногда просят даже написать сочинение, в котором они ... языка. Каждый язык — это история и культура народа. Знание языка — это знание и понимание путей его развития. Уровень знания языка — степень включенности в ту культуру, ...
–
Солнце и т. д.» [5, с. 8, 9].
Именно, благодаря тому, что русский язык – «стволовой язык», он и становится «языком-ключом» для дешифровки и хеттского, и минойского, и этрусского языков. Не здесь ли скрывается древне-смысловая связь слов «Галиция», «Галич», «Галлия», «Галилея» и других, бытийствующих в этнонимах России, Украины, Израиля, Франции и т. д.
Фестский диск, найденный на Крите и являющийся «посланием» минойской культуры нашему времени, в частности послание минойцев-трипольцев-пеласгов, свидетельствует, что самоназванием минойского народа было «рысичи» (~русичи!), и что племя «рысичей» оставило прежнюю землю «Рысиюнию» (разве не слышится в этом самоназвании связь с «Россией»), где на их долю выпало много страданий, и что новую землю «Рысичи» обрели на Крите [5, с. 116, 117].
Когда-то древние римляне говорили: «Этрускан нои легатур» –
«Этрусское не читается…» [5, с. 163]. Но вот «этрусское» стало читаться благодаря применению «ключу», хранящемуся в смыслах системы «корней» слов русского языка. Это хорошо демонстрирует дешифровка этрусских «посланий», выполненная , которая, конечно, опирается на огромную работу исследователей этрусского языка – его предшественников [5, с. ]. Он, кстати, замечает: «Этрусками» этрусков называли римляне (латиняне), греки называли этрусков «тирренами», а сами этруски, согласно Дионисию Галикарнасскому, называли себя
расена,
и это при том, что в словаре Стефна Византийского этруски «совершенно безоговорочно названы
словенским
племенем». Сказанное можно представить в виде равенства:
этруски (тиррены)=расена=словенское племя».
Гриневич, опираясь на исследования Гелланика, его оценки, говорящие о том, что пеласги, изгнанные греками из Греции, приплыли к устью реки По и колонизировали центральную Италию, организовав Этрусскую цивилизацию там, и связывая данную информацию с тем, что эгейские пеласги жили на Крите, они же – рысичи, выдвигает рабочую гипотезу, что «этруски – это праславяне, а их язык, соответственно, праславянский», и показывает в своей книге, что эта гипотеза служит эффективным основанием для дешифровки этрусского языка.
О чем все это свидетельствует? – Только о древности русского языка, служит еще одним основанием, подтверждающим, что русский язык – «стволовой» язык семейства индоевропейских языков.
Характеристика языка как вербального генома соответствующей культуры (например, русский язык – вербальный геном русской культуры и соответственно коллективного интеллекта русского народа) следует из системогенетики языка и соответственно системогенетики культуры.
Системогенетика как новая отрасль научных знаний стала разрабатываться автором с конца 70-х годов. Она нашла отражение в монографиях «Системогенетические закономерности формирования и развития качества сложных объектов» (1983), «Системогенетика и теория циклов» в 3-х частях и в 2-х книгах (1994), «Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие» (1994), а также в «Манифесте системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологии» (1994).
Язык и культура: взаимоотношения и взаимодействие
... Сочинение на тему Культура речи Культура речи, как и любая другая культура, очень важна… Это то, что не является обязательным, но делает жизнь лучше. Есть культура ношения одежды, то есть она должна быть ... говорилось о культуре ранее. Дети привыкли так подписывать на русском языке. Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Язык не просто ...
В «Манифесте» [6, с.9] автор определил системогенетику таким образом:
- «Системогенеротика есть наука о закономерностях наследования в системном мире»;
- «Системогенетика есть инвариант системы законов преемственности и обновления в развитии, отражающее «общее» для разных областей научного знания»;
- «Системогенетика есть внутреннее содержание эволюции, определяющее механизм ее движения. В этом смысле системогенетика является «ядром» эволюционики»;
- «Приложения системогенетики к разным областям знания институционализируют социогенетику, экономическую генетику, системогенетику культуры, образовательную генетику и др.».
Системогенетика языка является частью системогенетики культуры, а последняя входит в состав социогенетики, раскрывает основы преемственности в духовном воспроизводстве народа и общества, говорящих на определенном языке.
Каковы особенности системогена – наследственного инварианта – русского языка, определяющие особенности духовного мира русской культуры и русского человека?
Во-первых, это Русский Космизм, закодированный в ценностно-смысловой структуре языка,
отражающей особенности восприятия мира на протяжении всех веков и тысячелетий бытия русского языка как «стволового» языка индоевропейского языкового семейства.
Русский Космизм, автор, в отличие от других исследователей этого феномена мировой культуры, рассматривает как «вневременное явление русской культуры» [7, с. 144], носителем которого служит русский язык.
Автор в 1999 году писал: « Характеристика «вневременности» русского космизма используется автором для того, чтобы подчеркнуть его как качество всей истории русской культуры и культуры России
соответственно, по крайней мере, восходящее к древнерусским памятникам культуры, таким, как «Повесть временных лет», Ярославская «Правда», «Слово о полку Игореве», вся летописная культура, живопись Феофана Грека и Андрея Рублева […]. пишет о
феномене национальной психологии
«насквозь характерном, насквозь историческом», в системе которого понятие «Святая Русь – категория едва ли не космическая», в которой проявляются космические масштабы: в некотором смысле «
быть… всем миром»
(пространственно-временные масштабы) – «
большое время» Бахтина
[…]. А в «большом времени» смысл прорастает как зерно, перерастает себя, он меняется, не подменяясь, он отходит сам от себя, как река отходит от истока, оставаясь все той же рекой. «
Большое время» не фантазм, а реальность, однако такая, при описании которой особенно трудно ограничить свой ум от фантазмов.
Оно даже реальнее, чем изолированный исторический момент, последний есть по существу наша умственная конструкция, потому что историческое время – длительность, не дробящаяся ни на какие моменты, как вода…» […]…
Морально-космический поиск
пронизывает «пустынничество» великих русских «пустынников», например, такого, каким был Сергий Радонежский. Единение с Природой и Космосом, познание через «подвиг» (кстати, слово «подвиг» – чисто русское слово, не имеющее аналогов в других языках, и отражающее подвижничество русской души как своеобразное познание космических реалий),
глубокое благоговение перед жизнью любой твари
(по преданию Сергий Радонежский делил свой хлеб с медведем, а «иногда – отдавал ему свой последний кусок, сам оставаясь без пищи» […])
составляет глубокое внутреннее содержание этики жизни русских святых».
Русский Космизм, как явление духовно-культурное и историческое,
породившее в ХХ веке Русский Прорыв человечества в Космос в виде полета Юрия Алексеевича Гагарина вокруг Земли 12 апреля 1961 года и в целом всю советскую-русскую космонавтику, у истоков которой стоит творчество великого русского космиста , –
вытекает из космизма русского языка и русской культуры, в его глубинной форме проникновения в духовный мир русского человека.
в своем исследовании средневековой эстетики отмечал русскую эстетику подобия космических сил, определенный «голографизм» русского сознания, в котором закодирован «голографизм» видения древних русичей, глубоко чувствовавших подобие между «малым» и «большим» в космоустроении Вселенной и мира человека [7, с. 147].
Приведу еще один пример древности русского языка и его Космоса.
В исследовании польского ученого Фаддея Волынского приводится древняя каменная надпись (XVI в. до н. э.) в Приазовье, в которой имеются слова: «Постараемся искренней опекой построить дом, а также подворье супругам молодым. Пусть детей рожают и лелеют, и пусть жизнь будет светлой». Эта надпись по свидетельству [8, с. 13] сопровождается тремя знаками: буквой «Я» в окружности, означающей духовность, восьмиконечной звездой – символом «высшего дара» («в природе существует сеть творческих принципов и восьмая энергия, которая дает возможность каждому проявить себя в своей области», а это и есть «высший дар») и знаком «Веди» – символом познания (в трактовке – познания 2-х триединств: триединства неорганической Природы и триединства, очень маленькой по сравнению с первой, органической природы, обозначаемой буквой «Ж» – «Жизнь», находящейся как бы в центре неорганического мира; Ж – четвертый символ), и, наконец, последним символом пожелания потомства, которое «тоже составило бы свое триединство, и души чьи были бы возвышены» [8, С. 13].
Во-вторых, «Русский космизм» как измерение русского языка переходит в синтетичность русского языка, порождающую холистичность мышления (на русском языке) и его развитую метафоричность.
Можно говорить, с определенной условностью, о «правополушарности» русского языка, которая и выражается в синтетичности, холистичности и метафоричности, как его свойствах.
В-третьих, древность системогенетики русского языка хранится в его памяти, именно в его «правополушарной части», в которой отражена вся свернутая спираль его эволюции, как своеобразного организма.
«Правополушарность» языка – это его развитая метафоричность, синонимическое и омонимическое богатство, грамматическая гибкость, смысловая неоднозначность, позволяющая обеспечить высокую плотность информационно-коммуникационной связи на длинных расстояниях (на большом «пространстве – времени»).
«Левополушарность» языка – это его аналитичность, более высокая однозначность, но и большая сжатость хронотопа бытия. Можно утверждать, что если европейские языки, особенно – английский (американский), как более молодые, более аналитичны, «левополушарные», то русский язык, как более древний, «стволовой», более синтетичен, правополушарен».
Известный знаток русского языка и исследователь русских сказок , раскрывая мифолого-метафорическую функцию русско-славянского языка, показал этно-духовно-кодовую социо-интеллектно-генетическую функцию русского языка [7, с. 448]. Он писал: «Всякий язык начинается с образования корней или тех основных звуков, в которых первобытный человек обозначил свои впечатления, производимые на него предметами и явлениями природы; такие корни, представляющие безразличное начало и для имени и для глагола, выражали не более как признаки, качества, общие для многих предметов и потому удобно прилагаемые для обозначения каждого из них. Возникшее понятие пластически обрисовывалось словом, как верным и метким эпитетом. Такое непосредственное отношение к звукам языка и после долго живет в массе простого, необразованного населения» [9, с. 5, 6].
Итак, системогенетика языка – часть социогенетики и системогенетики культуры. И, будучи своеобразным носителем преемственности, передачи от поколения к поколению людей социокультурной памяти, системогенетика языка несет в себе «печать» социогенетики и системогенетики культуры (тут можно говорить о своеобразной фрактальности смысловых структур этих системогенетик), определяя системно-социальное качество человека (которое и есть определение личности).
И, именно в этом контексте, приобретает новые смыслы
категория «языковой личности»,
введенная крупным русским филологом второй половины ХХ века. [10].
Как замечал известный исследователь русского языка , «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать духовные способности учащегося» [11].
системогенетическим законом спиральной фрактальности системного времени
(ЗСФСВ), открытого автором в 1991 году и являющегося онтологическим обобщением принципа Геккеля – эмбриогенез повторяет филогенез [12 — 15], прогрессивная эволюция предстает как эволюция, запоминающая самую себя, и эта эволюционная память определяет «бессознательное» и человека, и народа (общества).
Хранителем этой эволюционной памяти народа и, соответственно, его «бессознательного» служит язык, благодаря которому «бессознательное» народа (общества) через язык переходит в «бессознательное» человека – «языковой личности» по .
Еще раз подчеркнем, что хронотоп («пространство-время») исторического бытия и соответственно эволюции языка переходит в хронотоп бытия языковой личности, и чем больше хронотоп бытия языка, тем больше его рефлексивность, тем разнообразнее вербальный геном – человека и народа, закодированный в таком языке.
Получить полный текст
Таким образом, вербальный геном языка хранит в себе «бессознательное» (архетип бессознательного) человека и народа и одновременно является носителем языковой формы общественного сознания, а значит – вербальный геном языка определяет языковую специфику право-левополушарного диморфизма общественного интеллекта и интеллекта человека
[12 — 15].
Общественный интеллект – категория, введенная автором в научный оборот в 1988 – 1990гг. Создано учение об общественном интеллекте.
Общественный интеллект – это совокупный интеллект общества, качество которого постоянно тестируется исторически тем, насколько общество, как целое, управляет своим будущим.
Общественный интеллект есть единство науки, культуры и образования, на базе которого реализуются общественно-совокупные функции управления будущим –
прогнозирование, формирование системы ценностей и общественного идеала, общественная рефлексия необходимых общественных потребностей (интересов), планирование, программирование, нормирование в широком смысле слова, включая в этот процесс и стандартизацию, типизацию, унификацию, модуляризацию и т. п., и другие функции, объединяемые управлением со стороны общества своим будущим.
Общественный интеллект объединяет в единое целое всю совокупность индивидуальных интеллектов людей, групповых интеллектов в единое целое, благодаря социальному кругообороту знаний и соответственно интеллекта, носителем которого служит язык.
Благодаря языку, и соответственно культуре, общественный интеллект образует единство «правополушарного» управления будущим, через искусство, и «левополушарного» управления будущим, через науку.
Что ж их объединяет? – Ценностный геном, как ядро вербального генома языка, который одновременно предстает и как ценностный геном культуры, а значит
–
и общественного интеллекта. Впервые категорию ценностного генома автор ввел в работе «Разум и Анти-Разум»
(2003) [16].
Автор писал: «…идеология не сводима к ценностному базису бытия культуры, народа, нации, общества, она более подвижна, чем система базовых ценностей, но в ее ядре всегда присутствует… система базовых ценностей, «ценностный геном», без которого идеология превращается в «мертвую схему», которую общество не примет» [16, с. 78].
Ценностный геном – это система базовых ценностей народа, по которым живет народ на протяжении всей своей жизни и которые определяют исторический смысл бытия такого народа.
Ценностный геном скоррелирован с понятием «социокультурного типа», который ввел [17] еще в 70-х годах XIX века, тем самым открыв существование локальных цивилизаций, из которых складывается цивилизационное разнообразие человечества и особая цивилизационная логика исторического развития. Позже эту цивилизационную линию в методологии историко-научной рефлексии развили О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, и др. К таким социокультурным типам – локальным цивилизациям – могут быть отнесены: романо-германская, англо-американская, китайская, арабская, индийская, латино-американская и др. цивилизации, в том числе и российская.
В разнообразии культурно-исторических типов (а в этом разнообразии проявилось действие системогенетического закона разнообразия) отразилось разнообразие ценностных геномов, составляющих ядра таких культурно-исторических типов.
Особенностью русского ценностного генома и соответственно системы базовых ценностей является то, что в центре этой системы – «Правда». «Правда»
–
это системная базовая ценность русского языка и русского человека, в которой, как в фокусе, соединяются в единое такие базовые ценности как «истина», «добро», «красота», «справедливость» и «любовь». Вспомним известное изречение Александра Сергеевича Пушкина, очень глубокое по своему смыслу: «…и нет истины, где нет любви»
[18, с. 15]. Ему вторит в своем послании к нам, через многие века российской истории, простой новгородец, живший в Новгороде Великом в XII веке и оставивший своим писалом «Граффити из Мартирьевской паперти» в Софийском соборе: «И реку: – О, душа моя! Почему нежишься, почему не восстанешь, почему не помолишься Господу своему? Почему добра жаждешь, сама добра не творя» [7, с. 245]
, мыслитель, космист, исторический деятель эпохи Александра III, ставя вопрос о нравственности власти в России, связывал его с категорией добра: «…делать добро человеку – добро в истинном значении этого слова, – очень мудрёная и тягостная наука. Во сколько раз труднее она, когда приходится творить добро из фонда власти, которой облачен человек. Хорошо, когда… он не забывает, что власть принадлежит ему ради общественного блага и для дела государственного» [7, с. 245].
«Истина» – сама по себе, с позиций русской философии, не совсем истина., если она не подкреплена критериями «добра» (а в онтологическом смысле «добро» – это та система ценностей и соответственно форм поведения человека и общностей людей, которая обеспечивает продолжение жизни, служит основанием спирали бессмертия жизни и, значит, социально-культурного бессмертия народа) и «красота» (а «красота» в онтологическом смысле есть отражение через систему нашего, человеческого восприятия гармонии мира, гармонии общества, гармонии человека, гармонии, как закона бытия любых целостностей, любых систем в мире) [2].
«Социальная справедливость» есть дальнейшая конкретизация категории добра в ее системно-социальном качестве.
«Правда», вместе с «совестью», занимает в ценностном геноме русского человека и русского народа высшее приоритетное место.
, великий русский ученый-энциклопедист XVIII века, так сказал о ней: «Люблю правду всем сердцем, как всегда любил, и любить буду до смерти» [19, с. 93]. , великий русский ученый-энциклопедист ХХ века, которого можно было бы назвать «Ломоносовым ХХ века», как бы продолжает мысль Ломоносова: «Ищешь правды, и я вполне чувствую, что могу умереть, могу сгореть, ища ее, но мне важно найти ее, эту правду, как бы горька и скверна она ни была!» [20, с. 105]. Святой, благоверный князь Александр Невский придерживался в своих ратных и государственных делах в XIII веке нравственно-духовного кредо: «Не в силе Бог, а – в правде».
Неслучайно известный философ-марксист свой итоговый труд назвал: «Правда: онтологическое основание социального разума». В нем он так обосновал свой выбор: когда речь заходит о русской философской транскрипции гегелевского положения о связи разума и действительности (что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно), то «на передний план сразу же выступает категория «правда» [21, с. 14]. Он вводит понятие «онтологическая правда», «правда истории» и противопоставляет их «онтологический лжи» и «лжи истории».«Онтологическая правда» снимает иллюзорные покровы «с философии прагматизма», которая есть «мышление в пределах объективных социальных видимостей», порождаемых «фетишистскими рыночными реалиями» [21, с. 161].
Русская духовность – это духовность Правды, и это закодировано в ценностном геноме русского языка, что означает, что тяготение к Правде восходит к «корням» бытия русского языка и значит русского народа, к «Прави» о которой, как о «Свете» («Солнце») писали «Русские веды»
[22].
Неслучайно главный бог древних русичей носил название по «Велесовой книге» или «Русским ведам» «Святовита» или «Свентовита». «И Святовиту мы славу рекли, он ведь восстал богом Прави и Яви! Песни поем Ему, ведь Святовит – это – Свет. Видели мы чрез Него Белый Свет. Вы посмотрите – Явь существует! Нас он от Нави уберегает…» [22, с. 9]. «Навь» – это небытие, смерть, ночь, тьма. «Явь» – это, наоборот, бытие, жизнь, свет, солнце», а значит – и «Правь», т. е. Жизнь по Правде и Справедливости.
Пушкинское восклицание «Да здравствует солнце, да скорется тьма!»
–
что это, как не проявление ценностного генома, закодированного, через вербальный геном русского языка, в русской философии, в русском миро-воззрении, который пронес этот «огонь правды» от глубокой, седой древности до наших дней.
Российская цивилизация – это Цивилизация Правды и в этом своем качестве она есть духовная цивилизация, которая в начале ХХ века отвергла капитализм, как строй, противостоящий ее ценностному геному, и стала первой страной и первой цивилизацией, совершившей Русский Прорыв человечества к социализму!
[23].
И это было торжество Правды Истории.
аксиологической системогенетики,
через которую проявляется своеобразный ценностный детерминизм в эволюции (развитии) общественного интеллекта, в свою очередь определяющий рост идеальной детерминации в истории через общественный интеллект [7,].
Исходя из изложенного, выделим следующие положения:
1. Язык – великая ценность. Через язык происходит постоянная, сохраняющая историческую преемственность, самоидентификация разума народа, который в свою очередь постоянно самоутверждается как разум через язык.
2. Язык – базис социального кругооборота знаний и интеллекта, предстающего своеобразным механизмом единства общественного интеллекта или коллективного разума общества.
3. Русский народ – созидатель российской цивилизации, своеобразный «скреп» ее единства, основа российской кооперации народов и этносов. Поэтому русский язык и русская культура выполняют народообъединяющую функцию.
4. Русский язык – один из самых древних языков на Земле, «стволовой» язык индоевропейского «дерева» языков.
Поэтому он хранит в себе самый древний и самый богатый по содержанию и разнообразию форм
вербальный геном. Вербальный геном, и его ядро – ценностный геном,
–
важнейшие категории системогенетики языка. Они позволяют глубже понять механизмы языковой эволюции, лежащие в основе социокультурного наследования и устойчивости в самоидентификации народа.
5. Сбережение русского языка, его сохранность – важнейший фактор сохранения устойчивости в развитии российской цивилизации, ее безопасности.
Вот почему повышение качества образования в сфере русского языка и русской культуры есть не только дело борьбы за историческое достоинство русского народа в XXI веке, но и дело борьбы за будущее в целом всей российской цивилизации, как Цивилизации Правды, как духовной цивилизации, миссией которой в XXI веке становится Ноосферный Прорыв человечества, как единственный путь выхода из экологического тупика, из первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.
Обращение к русскому языку и русской культуре должно сопровождаться духовно
—
нравственным воспитанием народа, на основе постоянного воспроизводства ценностного генома русского народа и России как ценностного генома Правды.
Вся действительная русская культура и русская философия являются культурой и философией Правды. Постоянное воспроизводство в культурном пространстве России ценностного генома Правды одновременно означает эффективное противостояние ведущейся ценностной войне глобального империализма [16] против России, на базе стратегии социальной вирусологии, обращенной к подмене базовых ценностей русского народа и лишения его внутреннего ценностно-духовного иммунитета (с чего и начинается духовно-нравственная гибель народа).
«Вербальный геном», хранящийся в языке,
–
это социокультурная, историческая, ландшафтно-географическая, духовно-ценностная и нравственная память народа. А память, как и язык, и культура в целом лежат в основе спирали социокультурного бессмертия человека и народа.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/ege-samaya-bolshaya-tsennost-naroda-ego-yazyik/
[1] Достоевский писателя. Избранные страницы. – М.: «Современник», 1989.
[2] Субетто о русском народе и русском человеке: Научное издание/ Под науч. ред. проф. д. ф.н. . – СПб.: Астерион, 2013. – 265с.
[3] Интернет портал «Все о гиперборее». Интервью у Д. Ираклидиса, взятое Катериной Арабаджи для газеты «Афины &ELLAS». Международный Клуб Ученых. https://uperboreia. org/greek. asp.
[4] 5 сенсаций. Памфлетовидное эссе на тему языка. – СПб.: Изд. Дом «АНДРА», 2004. – 400с.
[5] Гриневич письменность. Результаты дешифровки. (Энциклопедия Русской мысли: Русское Физическое Общество. Т.1) – М.: Общ. Польза, 1993. – 328с.
[6] Субетто системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологии. – Тольятти: МАБиБД, 194. – 50с.
[7] Субетто и человечество на перевале Истории в преддверии третьего тысячелетия. – СПб.: ПАНИ, 1999. – 827с.
[8] Путями великого Россиянина. Роман-исследование// Славяне. Лит.-художественное произведение. – 1991. — №1. – С.11 – 17
[9] Афанасьев воззрения славян на природу. Том 1. – М.: «Современный писатель», 1995. – 416с.
[10] Кодухов направление в языкознании и преподавании русского языка/ Под ред. – Ишим: Полиграфия, 1993. – 323с.
[11] Буслаев отечественного языка. – М.: Просвещение, 1992.
[12] Субетто , жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии. – М.: «Логос», 1992. – 204с.
[13] Субетто как единство творчества, здоровья и гармонии человека и общества. – Кострома: 2013.
[14] Субетто Будущего: мир, человечество и Россия на пути к ноосферной гармонии – СПб: Астерион, 2014. – 632с.
[15] Субетто : системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. – М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, Международный Кондратьева, 1994. – 168с.
[16] Субетто и Анти-Разум (Что день грядущий нам готовит?).
– Кострома: КГУ им. , 2003. – 148с.
[17] Данилевский и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому – СПб.: Изд-во «Глаголъ», Изд-во СПбГУ, 1995. – 552с.
[18] Пушкинский журнал «Современник». К вопросу о – журналисте и критике. Историко-культурное историографическое исследование. – Шумен (Болгария): АКСИОС, 2004. – 54с.
[19] Философская мысль в афоризмах… – СПб.: «Паритет», 1999.
[20] : от начала ноосферно-ориентированного синтеза наук – к вернадскианской революции в системе научного мировоззрения в начале XXI века и к становлению ноосферизма (Серия: «Истоки ноосферизма»).
– Кострома: КГУ им. , 2007. – 106с.
[21] Комаров : онтологическое основание социального разума/ Под ред. . – СПб.: СПбГУ, 2001. – 556с.
[22] Велесова книга. Перевод и комментарии . Использованы древнерусские рисунки VI – XIII вв. н. э., храмовые изображения, археологические материалы. – М.: Менеджер, 1994. – 320с.
[23] Субетто Ильич Ленин: гений Русского Прорыва человечества к социализму. – СПб.: Астерион, 2010. – 500с.
[24] Субетто прорыв России и человечества в XXI веке. – СПб.: Астерион, 2010. – 554с.
===============//
N
oosphere Charter researchers-NOOCR
www. /noosferokom
Хартия исследователей ноосферы
« Н
оосфера. Общество. Человек»
journal
« N oosphere.Society.Man»
https://noocivil. *****/
6 июня — Пушкинский день России и День русского языка. Он отмечается с 1998 года на основании Указа Президента Российской Федерации «О 200-летии со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и установлении Пушкинского дня России». Пушкинский день — это праздник русского языка.
Роль русского языка исключительно велика в нашей жизни. Ценность его не исчерпывается тем, что он является государственным языком Российской Федерации и языком межнационального общения. При этом нельзя умалять роль этнических языков, ибо нет альтернативы между русским и родными/этническими языками. Ведь современный человек должен быть полиглотом.
Человек существует в языке и при языке. Именно языковая среда растит человека, питает и определяет его мышление и культуру. Она же и формирует личность. С помощью языка человек познает мир, выражает свое отношение к нему. Таким образом, язык является сущностным элементом человеческой личности, «носителем» человеческого мышления, средством выражения самой личности. Доказано, что материальным носителем мысли является определенный язык. Язык, на котором мыслит человек, считается родным. Именно язык обусловливает этническую специфику человека, этническое видение мира, или, как принято говорить, менталитет.
Язык любого народа является не только средством коммуникации. Он творит, создает и сохраняет духовную жизнь этноса. В языке заложено нечто интеллектуально-духовное, своего рода «культурные гены». Этнический язык также включает в себя такие культурные явления, которые стали символами духовной жизни народа, его ценностью.
Между тем критическое отношение к своей культуре, достижениям своего народа и приобщение к системе ценностей человечества происходит через двуязычие. Духовное развитие народа и формирование ценностно-мировоззренческих ориентиров невозможны без глубокого знания русского языка, выполняющего разные функции.
У русского языка свои особенности функционирования и особая роль в нашей жизни. Во-первых, он является для нас не только средством общения, но и средой обитания. Во-вторых, русский язык является интегрирующей основой в укреплении российской государственности. В-третьих, важно подчеркнуть, русский язык в многоязычном государстве не вытесняет другие языки, не навязывает свое господство над другими языками, а функционирует параллельно.
Язык является зеркалом, отражающим политические, экономические и социальные изменения, с одной стороны, а с другой — на функционирование языка оказывает влияние конкретная общественно-историческая и социально-политическая ситуация. В этом мы убедились на примере языков народов бывшего Советского Союза, в том числе и русского языка.
Вспомним те крайности, которые имели место в области национальной политики. Стимулируя необходимость изучения русского языка, переводя программы обучения в общеобразовательных школах на русский язык, забывали, а точнее, игнорировали обратную сторону языковой проблемы — знание родных языков. Благодаря принятым в 1938 и 1983 годах постановлениям об обязательном изучении русского языка в школах русский язык фактически стал обязательным государственным языком на территории СССР. В стране сокращалось преподавание родных языков в школах, хотя постановления этого не требовали.
Так русский язык стал благом, но вместе с тем он оказался «драматизмом» «для всяк сущего в ней (в России) языка» и для языка Пушкина. Поскольку большое число людей не знало и не знает достаточно ни родного, ни русского языка.
В конце 1980 года Советский Союз, говоря словами русского философа Павла Флоренского, напоминал Вавилонское смешение языков, когда никто никого не понимал, не слышал и любая речь служила только для того, чтобы окончательно удостоверить и закрепить взаимное отчуждение. Язык стал ареной сведения счетов: противопоставлялись русский и языки других этносов.
Между тем реальность такова, что русский язык был языком не только официальных структур, но и языком культуры, науки, межэтнического общения в нашей стране и каналом для выхода культур многих народов на мировую арену. Являясь языком великой культуры, он стал языком общения не только для самих русских, но и для других народов. На русском языке мы имеем возможность общаться друг с другом, познавать историю и культуру разных народов.
Значение русского языка на постсоветском пространстве трудно переоценить. Обусловленная политикой борьба против русского языка в некоторых частях постсоветского пространства — это агрессия против духовного средства культуры. Русский язык функционирует в многоэтничном обществе как основа сосуществования и сотрудничества между народами, как основа развития отечественной культуры, науки и образования.
Какой же путь к языкам выбрала Адыгея? Какое отношение к русскому языку сложилось у адыгов? В Законе «О языках народов Республики Адыгея» и Конституции Республики Адыгея говорится, что равноправными государственными языками в Адыгее являются русский и адыгейский языки. Провозглашение адыгейского языка наряду с русским государственным нисколько не означает создания приоритетов первому.
В многоэтничной Адыгее издавна проживают и по праву считают ее своей родиной представители свыше 100 этносов, которые приобрели много общего в результате совместной жизни. Исторически сложилось так, что в Адыгее русские населенные пункты возникали рядом с аулами. Позже они объединялись в колхозы и совхозы, где трудились бок о бок русские и адыги. Сотрудничество и общение, взаимодействие культур и языков наложили свой отпечаток на характер представителей того или иного этноса, на те или иные этнические ценности. Поэтому было бы непростительной ошибкой, если бы мы разрушили духовное богатство, созданное нашими предками, история и жизнь которых базируются на мирном сотрудничестве, а не на вражде.
Такая социокультурная среда формировала уважительное отношение к русскому языку и заложила основы национально-русского двуязычия. Более того, вспомним, что народы Северного Кавказа, в том числе и адыги, всегда стремились к изучению русского языка. О таком интересе свидетельствует то, что они часто отдавали своих детей, преимущественно мальчиков, своим русским знакомым и друзьям с тем, чтобы дети овладевали русским языком. В первые годы советской власти русский язык сыграл большую роль в подготовке грамотных национальных кадров. В результате с помощью русских ученых и педагогов адыги получили свой алфавит и развили литературный язык. В своих произведениях адыгейские поэты и писатели К.Жанэ, И.Машбаш, М.Паранук и многие другие с любовью, гордостью и благодарностью воспевают ценность русского языка.
Сегодня русский язык, хотя и обладает особым статусом государственного языка, нуждается в государственной и общественной защите. Поскольку он является основой образования в нашей стране, средством объединения народов и регионов в единую российскую гражданскую нацию, историческая значимость его вполне очевидна. Представляется, что проблема сохранения и развития русского языка, защиты и сохранения его чистоты является не только лингвистической. Она еще и экономическая, социально-политическая, гуманитарная и общественная. Ситуация усугубляется еще и опасностями/рисками глобализации, то есть современной американизации.
Известно, что роль русского языка в мире возрастает: он является одним из мировых языков и одним из официальных рабочих языков многих авторитетных международных организаций. Однако следует сказать, что русский язык не находит равноправного функционирования наряду с другими мировыми языками.
Активизация и влияние английского языка на другие языки наблюдаются в языке массмедиа, в разговорной речи, в обыденной жизни и т.д. Реальность свидетельствует, что вместо взаимодействия и взаимопроникновения языков в современных условиях имеет место одностороннее воздействие «популярных» языков на другие. Такой процесс оказывает негативное воздействие на двуязычие и ставит под угрозу русский язык и языки малочисленных народов.
Язык является важным показателем культурных изменений. Если иностранный язык, а в современных условиях активизируется англицизм, начинает овладевать обществом и становится частью повседневной речи, проникает в культуру, то это свидетельствует о проявлении новой тенденции в зарождающейся глобальной культуре. Но языковая среда является нелинейной средой (системой), где сосуществуют разные культуры. Силовое вмешательство в систему разрушает ее. Там, где доминирует сила и активное влияние оказывает «искусственная глобализация», сопровождающаяся насильственным внедрением своей культуры и своего языка, разрушается «семиотическое пространство» (Ю.М.Лотман), формирующее личность.
Имеются проблемы и в нашей республике. Не радуют и качественные показатели владения русским языком (о чем свидетельствуют результаты ЕГЭ и вступительные экзамены по русскому языку в высшие учебные заведения).
Причин этому — целый комплекс. Одна из основных — духовный, культурный, образовательный, экономический и политический кризис в нашей стране, повлекший за собой снижение интереса к чтению и тяготение к телевизионному просмотру. А сотовый телефон стал бичом человечества. Полагаю, что телевидение, а также компьютер являются величайшими завоеваниями человечества, позволяющими нам включиться в мировой социокультурный процесс и приобщиться к достижениям науки и культуры. Сегодня важнейшей задачей становится поиск гармонии разных видов культуры: чтения, телепросмотра и работы с компьютером.
Итак, можно сказать, что русский язык — общекультурная ценность, на основе которой формируются российская нация и российская национальная идентичность. Это сила, объединяющая нас в культуре, экономике, политике и т.д. Русский язык — средство сохранения и укрепления нашего единства. Он является основой нашей мирной жизни и нашего взаимопонимания. Поэтому нас всех связывает одно желание и одна цель — сохранить эту скрепу, эту духовную силу, укрепить наше сотрудничество и единство нашей страны. Русский язык в первую очередь существует для нас, россиян, а свое существование и развитие он получает от нас.
Сегодня необходимо объединить усилия государства, образовательных, научных и культурных учреждений, общественных организаций, всего населения, чтобы активизировать работу по сохранению, развитию и распространению русского языка. Важно понять ценность русского языка, который является объединяющим фактором российских этносов, российской нации. Русский язык должен помочь нам осознать свою общность, что мы, независимо от этнической и религиозной принадлежности, — граждане великой России.
Асиет Шадже, доктор философских наук, профессор АГУ.
P.S. Россия сильна своим единством, Россия — единая страна многих народов, имеющих богатейшее духовное наследие, пронесших через поколения мудрость жить вместе. Многообразие культур и многоцветье языков — наше общее российское богатство, наша гордость. Сохранение этого многообразия и сохранение мирной жизни базируется на основе русского языка. Наконец, следует признать, что рассматриваемая проблема имеет и геополитический характер.