Единство человека и природы в поэме «Мцыри»
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — произведение романтическое, и, как во всяком произведении этого направления, пейзаж занимает в нем одно из главных мест. Тем самым автор выражает свои взгляды на соотношение мира природы и мира людей. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым традиционно — романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутреннему миру главного героя, и мир людей — чуждый герою, отнимающий у него свободу, обрекающий на физическую гибель. В этом можно увидеть влияние модной в то время философии о «естественном человеке», сталкивающемся с губительной силой цивилизации. Но в лермонтовской поэме оказывается невозможным и возвращение человека к «естественному» состоянию. Он представитель иного, людского, «царства» и не может уже жить по законам природы. То есть лермонтовский взгляд на соотношение человека и природы более противоречив и глубок, чем традиционный. Итак, человек и природа — два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, и это одна из центральных тем поэмы «Мцыри». Немного лет тому назад Там, где сливался, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь… Мир, спокойствие в этих словах.
Даже бурные реки текут, обнявшись, «будто две сестры». Вскоре в монастырь привозят мальчика, который …был, казалось, лет шести, Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник. Сравнение с серной дает понять, что это дитя не приживется в обители. Серна — символ свободы, вольной жизни. И все же Мцыри постепенно привыкает к «плену». «Он уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет», но тут происходит событие, изменившее предопределенную жизнь юноши. Мцыри не может жить спокойно, он грустит по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски по «стороне своей родной». Он решается на побег. И не случайно он исчезает из обители «осенней ночью». У романтиков ночь — символ тяжелой, мучительной жизни человека, одинокого, лишенного друзей и защиты, символ опасностей и вражды. «Темный лес» закрывает ему путь на родину. Побег — шаг в неизведанный мир. Что ждет там Мцыри? Это «чудный мир тревог и битв», о котором герой мечтал с детства, в который вырвался «от келий душных и молитв». Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, «где люди вольны, как орлы». Утром он увидел то, к чему стремился: «пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев…». Мцыри воспринимает природу одухотворенно.
О поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» (Школьные сочинения)
... участью затворника. Монастырь являлся тюрьмой для Мцыри. Юноша очень сильно тосковал по родным местам. В поэме монастырь - символ неволи. Как сказал критик В.И.Коровин, "Мцыри поставлен в один ряд с природой". Это ... ведь чувствовал единение с природой, будто сам был диким зверем. Это показывает героя как смелого и свободолюбивого человека. Далее, когда Мцыри спустился, чтобы утолить жажду, ...
Для него деревья — это «братья в пляске круговой», горные хребты — в «объятьях каменных». Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе. Кругом меня цвел божий сад; Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев… Лермонтов наделяет героя поэмы собственной способностью тонко видеть, понимать, любить природу и в этом находить радость бытия. Мцыри отдыхает после мрака монастыря, наслаждается природой. В это утро он повстречал молодую девушку. Тот, кто способен понимать красоту природы, умеет ценить и понимать красоту вообще, человеческую в частности. Поэтому Мцыри говорит, что юная грузинка была «стройна… как тополь, царь ее полей». Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, «но… не смел». Он отправился в путь, поскольку «цель одну, пройти в родимую страну имел в душе». Его компасом были горы. Вдруг Мцыри «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал». Он был в отчаянии. Тот лес, красотой деревьев, пением птиц которого он наслаждался вчера, становился «страшней и гуще каждый час». «Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота…». Эта гипербола передает ужас Мцыри, оказавшегося теперь уже во враждебной ему стихии.
Гармония человека и природы разрушена. Кульминацией выступает сцена смертельной схватки человека с барсом. Мцыри был сам «как барс пустынный, зол и дик», силен так же, как и зверь. В минуту опасности он почувствовал в себе навыки бойца, которые развивали его предки на протяжении столетий. В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера героя. Мцыри победил и, несмотря на раны, продолжал путь. Как страшно ему стало утром, когда он понял, что заблудился и пришел «к тюрьме». Мир природы не спас человека, испорченного миром человеческого общества, «цивилизацией». По мысли Лермонтова возврат к дикой природе закрыт для человека, как путь обретения свободы, утраченных лучших человеческих качеств. Итак, мечте Мцыри не суждено было сбыться. Едва «блаженство вольности познав», он завершил свою жизнь. Раны от битвы с барсом были смертельны. Но герой не жалел о случившемся. Эти дни он жил настоящей, свободной жизнью. Ведь Мцыри — «цветоктемничный», на котором «тюрьма оставила печать», поэтому он не выдерживает испытаний. Природа — это не только прекрасный мир, но и грозная сила, постигать которую непросто. Интересно то, что все эти три дня «вольности» между Мцыри и природой не было посредника.
В своих несчастьях он не призывает Бога, стремится преодолеть их сам. Мцыри умирает. Он просит перенести его в сад: Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет… В эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа — единственный друг и брат. Три дня Мцыри провел на воле, пытаясь постичь природу. Именно эти три дня раскрыли внутренний мир героя, помогли понять его замыслы, стремления, мечты. Он сам обнаруживает в себе чувства, ранее ему неведомые: восторг перед природой, ее вольной, прекрасной стихией, ярость битвы, страсть любви. Природа — великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как она сама. Лучшее подтверждение тому — жизнь Мцыри.
Значение природы в жизни человека. Краткий анализ
... -за водных ресурсов идут войны. «Природа в жизни человека» сочинение Природа окружает нас всегда и везде. Когда мы идем по улице – мы слышим пение птиц, видим деревья; когда мы моем посуду – из крана ... на песчаные породы, которые не могут давать урожай, на которых сложно строить, жить. Воздух — элемент природы. Роль в жизни людей его настолько велика, что без него можно умереть. Однако ...
Битва
Оба участника битвы одинаково прекрасны, достойны жизни и свободны. Для Мцыри сражение с барсом — это проверка его сил, которые не находят в монастыре должного применения. «Рука судьбы» героя вела иным путем. Он привык себя считать слабым, пригодным лишь к постам и молитвам. Однако после победы над хищником, он с гордостью открывает в себе новые возможности. Благодаря множеству глаголов, указывающих на скорую смену действия, которые использует автор, можно целиком представить себе невероятно завораживающий бой Мцыри с барсом: насыщенный событиями и динамичный.
Настроение наиболее точно передано словами: «дернулся», «успел», «рванулся». На протяжении всей сцены тревога за главного героя не угасает. Однако Мцыри побеждает, преодолев не барса, а силы судьбы и природы, враждебно настроенные против юноши. Как бы темен ни был лес, герой не оставит свое желание о возвращении на родину.
>Сочинения по произведению Мцыри
Встреча с грузинкой
Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова , написанная в 1839 году, стала одним из лучших произведений своего времени. Главный герой поэмы — юный Мцыри , родившийся в вольных краях на лоне дикой природы, но по поле случая попавший в монастырь, в удушливых стенах которого провел всю жизнь. Монастырь для бедняги стал настоящей тюрьмой, из которой он грезил вырваться и повидать родные края.
Однажды ему все-таки удалось сбежать и насладиться прекрасной природой Кавказа. Там он встретился с могучим диким барсом, с которым схлестнулся в схватке и победил. Но самое большое впечатление на него произвела красавица-грузинка в национальном наряде, спустившаяся к горной реке за водой. В особенности Мцыри запомнился ее голос «сладко вольный», «так безыскусственно живой».
По словам автора, мы узнаем, что девушка с семьей живет в бедной хижине в горах. Это простая девушка с большими темными глазами, глубоким взглядом и томным голосом. Но для Мцыри эта встреча не случайна. В стенах монастыря он не знал, каким красивым бывает голос юной девушки. Он не знал, как хороши собой могут быть девушки, выросшие в горных районах Кавказа.
Думаю, именно поэтому эту встречу, он запомнил до конца отведенных ему дней. Вернувшись в монастырь, израненным и ослабшим, он остался там умирать. В последние дни рядом с Мцыри был старый монах, спасший его в детстве от неминуемой смерти.
Юношу интересовал один вопрос, зачем было спасать его, если он вынужден был провести жизнь в удушливых стенах монастыря, не видя красоты кавказской природы, не имея возможность обнять своих родных, слышать голос красивой грузинки, спать под открытым небом и прогуливаться по могучим лесам и долинам гор. Все это очень удручало беднягу, и последние минуты своей жизни он пожелал быть ближе к природе.
В конце произведения герой умирает непокоренный. Его мужество и воля достойны восхищения, ведь он бросил вызов смиренному покою и равнодушию. Жизнь в его понимании виделась вольным существованием, а не бездумным прозябанием. Каждый его день, проведенный вне монастыря, был наполнен живыми красками и новизной. Однако этот мир для человека, выросшего в монастырской келье, оказывается недосягаемым.
ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ?
... монастыря, пределов которого он никогда не покидал, а жизнь ограничивалась монастырской работой, служением в церкви и молитвой. Сочинения Мцыри — герой романтической поэмы Лермонтова. Его судьба трагична, ведь еще в детстве ... героя в исключительных обстоятельствах. Главный герой этой поэмы – кавказский юноша Мцыри, попавший в плен к русским, а оттуда – в монастырь. Произведение написано в ...
В поэме “Мцыри” Михаил Юрьевич Лермонтов повествует о человеке, который всем сердцем любит свою Родину, свой народ, но вынужден находиться вдали от родных мест, и это причиняет ему самые тяжелые страдания. Юноша не живет, а существует в мрачных стенах монастыря, не имея возможности вернуться в свои родные края. Его сердце терзают тоска и печаль по родным и близким людям, по вольной жизни на лоне природы. Однажды Мцыри решает откликнуться на собственные душевные призывы и сбежать из тюрьмы, в которую превратился для него монастырь.
не знает дороги домой и убегает из монастыря в полную неизвестность, прекрасно понимая, что в случае неудачи, его ждет погибель. Но мечта о Родине настолько велика, что даже возможная смерть не страшит юношу.
В свой первый день на свободе Мцыри наслаждается великолепной, пышной природой родного Кавказа. Он восхищается ее красками, зачарованно слушает пение птиц и шум горных потоков, наблюдает и всматривается во все, происходящее рядом с ним. Здесь Мцыри случайно встретил юную красавицу-грузинку, и его сердце забилось быстрее, охваченное незнакомым волнением страсти. Но юноша подавил в себе этот любовный порыв. Он
должен продолжить свой путь на Родину, к свободе. Ради этой цели Мцыри готов отказаться от личного счастья.
Следующим испытанием для Мцыри стала встреча с барсом. Дикий барс могуч и красив. Схватка с ним была страшна, но Мцыри победил зверя, испытав впервые страсть битвы и радость победы. Желание вернуться в край отцов и стать настоящим воином разгорелось в душе героя еще сильнее прежнего. Еще ненавистнее для него стал плен монастыря, где юноша рос и был одинок и несчастен.
Мцыри глубоко презирал людей, которые видели смысл своей жизни в смиренном монастырском существовании. Прожив всю жизнь в заточении, герой страстно мечтает увидеть родную землю, свой дом, своих родных. Но его мечте не суждено было осуществиться. Мцыри не смог найти дорогу домой и вновь оказался у стен тюрьмы-монастыря. Он был замучен и смертельно ранен, но, познав вкус свободы, уже ни о чем не сожалел. Три дня свободы, которые он провел на воле, стали для него самыми счастливыми в жизни.
Мцыри умирает, но его образ свободолюбивого, мужественного и целеустремленного человека становится идеалом для многих поколений людей.
Другие работы по этой теме:
- Бой с барсом Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” сама по себе довольно эмоциональная, но самое большое впечатление на читателя производит эпизод “Бой с барсом”. Автор…
- Поэма “Мцыри стала настоящим гимном стремлению и любви к свободе. Через образ главного героя поэт смог наиболее полно раскрыть собственную душу, самого себя и свои…
- М. Лермонтов поэтическое произведение “Мцыри” создал в 1839 году. С темой он определился во время пребывания на Кавказе. Лермонтову в этом помог служитель монастыря, знакомый…
- Встреча с грузинкой Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова, написанная в 1839 году, стала одним из лучших произведений своего времени. Главный герой поэмы – юный Мцыри,…
- Поэма “Мцыри” – величайшее произведение русской романтической литературы. Главный герой поэмы – человек, у которого, по словам критика В. Г. Белинского, “могучий дух”, “огненная душа”…
- Почему Мцыри бежал из монастыря? “Мцыри” – романтическая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым в 1839 году, повествует о трагической судьбе пленного горского мальчика, совершившего побег…
- Творческое наследие поэта М. Ю. Лермонтова велико и беспредельно. В русскую литературу он вошел как поэт действия и силы, в произведениях которого прослеживается постоянный поиск…
Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным. Он неоднократно иллюстрировался художниками (вспомним рисунки О. Пастернака, Дубовского или же гравюры, выполненные Константиновым к поэме — у каждого из них этот эпизод находит свое отображение).
Образ и характеристика Мцыри в поэме “Мцыри” Лермонтова: описание ...
... жизни Лермонтова имел место, или он был выдуман ранними биографами, сейчас сказать трудно. В поэме заметно и большое влияние фольклора грузин. К примеру, мотив битвы юноши с барсом ... тюрьму. Сочинение Главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова Мцыри – главный герой известной поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова, ... с барсом. Но гибель его не пугала, ведь он знал – возвращение к прежнему образу жизни ...
Дли критиков и литературоведов, изучавших поэму, анализ эпизода боя Мцыри с барсом также имеет первостепенное значение. В нем сосредоточены и раскрываются все черты характера главного героя, поэтому бой с барсом Мцыри служит ключом к пониманию произведения.
В небольшой по размеру поэме «Мцыри» эпизоду с барсом уделено целых четыре строфы (16-19).
Отводя для него столько места и размещая сцену боя в середине поэмы, Лермонтов уже композиционно подчеркивает значимость эпизода. Вначале подробно описывается барс. Важно заметить, что характеристика дикого зверя в устах Мцыри дается без малейшего страха или неприязни, напротив, юноша заворожен красотой и силой хищника. Шерсть на нем «отливалась серебром», глаза светятся, как огни. В ночном лесу, под изменчивым лунным светом, он похож на ожившую сказку, на одно из тех невероятно старинных преданий, которые могли бы рассказывать Мцыри-ребенку его мать и сестры. Хищник, так же как и Мцыри, наслаждается ночью, он играет, «весело визжит».
«Весело», «ласково», «играя» — все эти определения напоминают больше не о звере, а о ребенке, каковым (дитя природы), барс и является.
Барс в поэме Мцыри символизирует мощь дикой природы, для которой и он, и Мцыри — равнозначно важные части. Зверь и человек здесь одинаково прекрасны, одинаково достойны жизни и, самое главное, одинаково свободны. Для Мцыри битва с барсом служит проверкой его сил, возможностью показать свою силу, не находившую должного применения в монастыре. «Рука судьбы» вела героя совсем иным путем, и он привык считать себя слабым, пригодным только к молитвам и постам. Однако одержав верх над хищником, он может с гордостью воскликнуть, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Благодаря обилию глаголов, обозначающих быструю смену действия: «рванулся», «дернулся», «успел воткнуть», которые использует Лермонтов, можно в полной мере представить себе завораживающий эпизод схватки с барсом Мцыри: динамичный, насыщенный событиями. На протяжении всей сцены у читателя не угасает тревога за героя. Но Мцыри побеждает, и побеждает не столько барса, сколько олицетворенные в нем силы природы и судьбы, враждебные герою. Как бы ни был силен соперник, Мцыри все же сумел взять вверх, и, как бы ни был темен лес, Мцыри не отступится от своего желания вернуться на родину. Израненный после битвы, с глубокими следами когтей на груди, он все же продолжает путь!
Мцыри – характер и образ главного героя
... удалось воплотить в жизнь свою мечту, он не испугался бросить вызов судьбе и сумел прожить несколько дней так, как и хотел. Характеристика образа Мцыри с цитатами в поэме Лермонтова является ключевым ... удалось бежать. Мужественность и воинственность героя отчетливо просматривается в поэме. Он не побоялся сразиться с барсом, провел три дня в голоде. Ничто не смогло сломить в нем жажду свободы, он ...
Сцена битвы с барсом имеет несколько истоков. Прежде всего в ее основу лег творчески обработанный Лермонтовым грузинский эпос, повествующий о битве юноши и зверя. Неизвестно, был ли автор знаком с поэмой Шота Руставели, вобравшей в себя все основные мотивы этого эпоса, но он однозначно слышал различные грузинские песни и предания. Их сбору он посвятил несколько лет своей жизни (сначала в детстве, а затем во время путешествия по Военно-Грузинской дороге).
Виден в эпизоде и отголосок поэмы великого духовного учителя Лермонтова — Пушкина. В его поэме «Тазит» встречаются такие строки: «Ты в горло сталь ему воткнул, / И трижды тихо повернул». Аналогичным образом Мцыри расправляется с барсом: «Но в горло я успел воткнуть / И там два раза повернуть / Мое оружье…». Поэма «Тазит» также посвящена горцам, однако там они изображены примитивными и дикими, нуждающимися в просвещении. Лермонтов, вкладывая слова пушкинского героя в уста положительного героя Мцыри, полемизирует с Пушкиным. Монастырь, несущий «просвещение», оказался для Мцыри тюрьмой. А вот дикий зверь, давший ему познать радость честной схватки, стал другом: «И мы, сплетясь, как пара змей, / Обнявшись крепче двух друзей»… Природа, а не цивилизация — вот что является для него истинной ценностью, и в эпизоде с барсом поэт изображает ее наиболее любовно и тщательно.
В своей поэме Михаил Юрьевич Лермонтов проводит постоянную параллель между жизнью главного героя и природой. Она помогает поэту усилить чувство свободы, которой так добивался Мцыри. Природа показана масштабно, в исполинских размерах. Для Мцыри это и была свобода, та самая, о которой он так мечтал и ничего другого признавать он не желал. Лермонтов побратал его с бурей. И действительно, жажда свободы в его сердце была подобна буре. Мцыри сильно страдает в стенах монастыря – ему некуда выплеснуть чувства. Он, как бы с упреком за то, что его держат в этих застенках, говорит на исповеди старику:
Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, – я также мог бы жить!
И эти слова наполнены негодованием: почему? Почему он не имеет права испытать того, что переживают другие люди, не придавая этому никакого значения? И вот Мцыри бежит из монастыря. Всего за три дня на воле Мцыри испытал все радости и огорчения жизни. Он полностью отдается чувствам и впервые плачет. Он успел полюбить и столкнуться лицом к лицу со смертью. Он восполнил упущенное во время жизни в монастыре. Он увидел природу, настоящую, дикую, полную неожиданностей и опасности. Он жил! Он был свободен, как птица, но вот его находят и возвращают в монастырь. Вновь вернуться в заключение было для него немыслимо, особенно после всего, что он пережил. Но теперь его ничто не могло удержать за стенами «темницы». Он увидел жизнь и теперь мог спокойно умереть, но перед смертью он попросил, чтобы его перенесли в сад, в то место, которое напоминало ему о свободе.
Сюжет «Мцыри» не вымышленный, и окажись герой другим, более послушным, менее требовательным к жизни, наверное, Лермонтова не привлекла бы его история.
Читаемое в разделе:
- Сочинение на тему «Творчество М. Ю. Лермонтова»
- Система образов в романе «Герой нашего времени»
- Печорин и Лермонтов
- Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
- Особенности композиции романа «Герой нашего времени»
- Роль портретных описаний в прозе Лермонтова
- Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Ранее опубликованные в разделе:
- Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
- Роль портретных описаний в прозе Лермонтова
- Крупные поэтические формы в творчестве М.Ю.Лермонтова
- Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
- Печорин и Лермонтов
- Особенности композиции романа «Герой нашего времени»
Новые материалы раздела:
- Анализ стихотворения Лермонтова «Родина»
- Встреча Печорина с Максимом Максимычем
- Сочинение по роману «Герой нашего времени» на тему: Печорин глазами Бэлы
- Фатализм в судьбе и жизни Печорина. Сочинение
- Сочинение на тему «Творчество М. Ю. Лермонтова»