О поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» (Школьные сочинения)

Сочинение

Идея поэмы «Мцыри» пришла в голову Михаилу Юрьевичу Лермонтову во время первой ссылки на Кавказ. Поэт ехал по дороге и встретил монаха. Тот рассказал Лермонтову историю своей жизни. Монах был горцем. Еще ребенком его взял в плен генерал А.П.Ермолов и вез с собой. Будущий монах заболел и его оставили в монастыре, где он вырос, все время тоскуя по родине и старался сбежать в горы. Последняя попытка бегства привела к тяжелой болезни, от которой монах едва не умер. Эта история произвела на поэта неизгладимое впечатление и, вероятно, послужила основой для написания «Мцыри».

Произведение начинается с описания ранних лет жизни Мцыри. Его пленил русский генерал и вез из гор к Тифлису. Ребенок занемог. Он был слаб телом, но болезнь развила в нем силу духа. Даже слабый стон не слетал с губ ребенка.

Мальчик отказывался от еды и был уже на пороге смерти. Однако один монах пожалел его и вылечил, оставив в стенах монастыря. Ребенок рос, томился от неясной тоски по своей родине, но вскоре привык к плену, выучил чужой язык, был окрещен святым отцом.

Юноша с самого детства мечтал увидеть край, где родился. Он рос среди монахов, не видел ничего дальше монастыря, его жизнь была скучна и однообразна на чужбине. Юноша не был знаком с остальным миром и даже хотел было изречь монашеский обет, но в последний момент сбежал, не желая смириться со своей участью затворника. Монастырь являлся тюрьмой для Мцыри. Юноша очень сильно тосковал по родным местам. В поэме монастырь — символ неволи.

Как сказал критик В.И.Коровин, «Мцыри поставлен в один ряд с природой». Это действительно так. Герой чутко реагирует на окружающий мир. Мцыри восхищается всем: пышными полями, холмами, лесами, горными хребтами и в особенности седым Кавказом. Все это дарит юноше ощущение счастья, спойкойствия, собственной значимости и веру в исполнение его желаний. Еще природа отображает душевные переживания Мцыри. Изумление, радость, спокойствие, любовь, храбрость, отчаяние, ужас от осознания того, что он вернулся туда, откуда начал свой путь — это все чувствуется в красочных описаниях пейзажей. Проведя столько лет в неволе, Мцыри все еще не потерял способность восторгаться простыми вещами. Рядом с природой юноша ощущает себя свободным, способным преодолеть все препятствия. В эти моменты мы понимаем, что могучий дух предков, их гордость, несгибаемость присутствуют и в Мцыри.

5 стр., 2370 слов

ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ (по стихотворению Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»)

... приблизилась гроза. Прогремел гром. Упал дождь. Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов остался в ... страна ликует Сочинение Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова Лев Николаевич Толстой в романе ... с темой любви к детям произведение Некрасова «Крестьянские дети» прославляет прелести жизни за серыми стенами города. ... с хлебом. Когда урожай собрали, он первый пробует новый хлеб. А после ...

Перед лицом смерти главный герой не пал духом, он ведет себя достойно. В исповеди монаху юноша проявлят себя как личность бесстрашную, готовую отвечать за свои поступки и верную своим словам, ведь единственное, о чем жалеет Мцыри, это то, что он не выполнил данную самому себе клятву, так и не увидел родину.

В первую ночь, которую юноша провел на свободе, он увидел змею, однако совсем не испугался, ведь чувствовал единение с природой, будто сам был диким зверем. Это показывает героя как смелого и свободолюбивого человека.

Далее, когда Мцыри спустился, чтобы утолить жажду, заметил молодую грузинку, которая, смеясь и спотыкаясь, сходила к берегу по узкой тропе. Наряд девушки был беден, но юноше очень понравилась простая, незамысловатая песня, которую она пела. Образ грузинки запал в душу Мцыри. Он чувствовал светлую тоску от того, что, конечно же, больше не увидит эту девушку. Этот эпизод показывает, что юноша впечатлительный и многое идеализирует оттого, что открывшийся мир для него новый.

Затем Мцыри заблудился, и ему навстречу выскочил барс. Герой вступает в сражение со зверем и выходит из него победителем. Это характеризует юношу как отважного и мужественного. Если бы Мцыри не оказался в заточении, в родных местах был бы не из последних удальцов.

Чтобы создать образ борца, пламенной души, автор использует яркие средства художественной выразительности такие, как антитеза, гипербола, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет и другие. Особенно они привлекают внимание в эпизодах встречи с грузинкой, боя с барсом, в описаниях природы и прочих.

В начале прозведения Мцыри полон сил и решимости, не смотря ни на что, старается преодолевать препятствия, возникающие на его пути. Он верит в то, что сможет добраться до родины. В незнакомом ему мире юноша восторгается всем, что видит. Но в конце концов, несчастный возвращается к своей тюрьме. Ему было страшно осознавать, что все усилия были напрасны, что мечта увидеть край, где он родился, никогда уже не сбудется. Из-за этого неустрашимый юноша падает духом и перестает бороться. Сначала мечты о свободе доставляют ему радость, наполняют силой, дают смысл жизни. Но потом угнетают, приносят страдания, горечь понимания несбыточности некоторых желаний.

С персонажем Мцыри М.Ю.Лермонтов ассоциирует себя. Герой остро ощущает свое одиночество, мечтает о воле, независимости, свободе, но коварная судьба нарушает его планы. Автор сочувствует своему персонажу, жалеет, но вместе с тем восхищается его характером.