1. История создания произведения.
Роман «Игрок» имеет интересную предысторию. Произведение (в жанровом отношении – рассказ) было задумано Ф.М. Достоевским еще в 1863 году, однако замысел перерос в больший жанр – роман. Отсутствие денежных средств, связанное с игрой писателя в рулетку, заставило Ф.М. Достоевского заключить договор с издательством. Писатель согласился написать произведение на тему казино до ноября 1866 года. Роман, который был продиктован специально нанятой стенографистке накануне ноября, автор называет «Рулетенбург», однако редакция отвергла это заглавие.
Впервые роман под названием «Игрок» было опубликовано в Петербурге в 1866 году.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Однозначно определить жанровую специфику романа нельзя. Произведение имеет черты авантюрного, любовного, философского и комедийного романа.
Так как сам Ф.М. Достоевский увлекался игрой в рулетку, роман отчасти можно назвать автобиографичным.
3. Название произведения и его смысл.
Первоначальное название романа – «Рулетенбург» – говорило само за себя. Издательство отвергает этот вариант, так как он имел нерусское звучание. Ф.М. Достоевский переименовывает роман, дает заглавие «Игрок». Название уже показывало мотив игры, который становится центральным в произведении.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведется от первого лица. Историю рассказывает сам Алексей. Такая форма повествования позволяет показать психологический образ героя, рассмотреть внутренний мир персонажа. Для Ф.М. Достоевского было важным показать главного героя не глазами других людей, а собственным взглядом и мироощущением. Прием исповедальности и достоверности во многом связан с автобиографичностью.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Темой романа «Игрок» становится судьба человека. Автор показывает жизнь русских, которые находились за рубежом. Оторвавшись от своей Родины, такие люди под влиянием обстоятельств меняют свое поведение и мировоззрение. Русские в романе оказываются коллективом, отличавшимся от других. Такие герои необычны.
Главным мотивом романа Ф.М. Достоевского становится мотив игры на рулетке. Эта тема становится сюжетоопределяющей, а также она придает образам еще большую необычность и карнавальность.
Раскольников и соня мармеладова в романе преступление и наказание достоевского
... Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые ... жизни и обращать внимание на происходящее вокруг него. Так, он становится свидетелем несчастного случая с Семеном Мармеладовым – пьяный чиновник попадает ...
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Действие «Игрока» происходит за рубежом, далеко от России, откуда прибыли герои. Такое географическое пространство также определяет авторское «я»: страны Европы способствуют нравственной деградации русских людей.
Особенность сюжета указывал сам Ф.М. Достоевский: «Я беру натуру непосредственную, человека, однако же, многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и смеющего не верить, восставшего на авторитеты и боящегося их. Он успокаивает себя тем, что ему нечего делать в России».
В центре романа стоят русские игроки, семейство, которое испытывает денежные трудности. Главный герой Алексей Иванович, чтобы обрести счастье со своей возлюбленной, становится на путь игры на рулетке. В ходе повествования показывается способность денег и власти развращать людей и делать их морально пустыми.
7. Система образов произведения.
В романе Ф.М. Достоевского система образов представлена различными людьми различных социальных положений. Однако игра на рулетке сравнивает всех. Каждый персонаж оказывает равен перед судьбой. Ситуации быстрых смен положений, падений или подъемов показывают истинное лицо героев.
Герои произведения – игроки не только в рулетку, но и игроки по жизни. Каждый персонаж ведет свою жизненную игру.
Центральными персонажами являются Алексей Иванович и его возлюбленная Полина. Образ Алексея, который обладает нераскрытым потенциалом, раскрывается не только в игре, но и в любви.
8. Композиция произведения.
Композиционно «Игрок» Ф.М. Достоевского делится на три части: причины зарождения страсти к игре; подъем и падение главного героя в игре; показ деградации центрального персонажа. Композиция романа построена на антитезе: если в начале произведения Алексей – умен, то в финале его мысли занимает лишь игра, которая поспособствовала деградации героя.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Ф.М. Достоевский использует прием психологизма. Композиция строится на основе антитезы. Еще одной особенностью романа, раскрывающей идею всего произведения, является исповедальный характер.
10. Отзыв о произведении.
Роман Федора Михайловича Достоевского «Игрок» повествует о событиях за пределами России. И то, что происходит там в момент игры на рулетке, символизирует зарубежную жизнь и влияние других стран на характер русского человека.