«Как сохранить в себе доброту»

Рассолова Наталья Георгиевна,

учитель начальных классов

с.Алексеевка

2018 г.

Доброта — качество, излишек которого не вредит. И. Гёте

Доброта- это качество, которое присуще только человеку. Что же это за категория? Это способность сочувствовать горю ближнего, помогать в трудных ситуациях, иногда жертвовать своими интересами, если они приносят несчастье другим.

Мне кажется, что зачатки доброты заложены в каждом человеке с момента его появления на свет. Очень важно, как это качество развивается в человеке в процессе жизни. Большую роль в формировании и развитии доброты души играет окружающая среда, в которой растёт человек. Если детям с ранних лет внушается мысль о том, что они должны жить по совести, думать не только о себе, и, совершая поступок, понимать как он отзовётся на жизни окружающих людей, то можно с уверенностью сказать, что эти дети уже вырастут, как минимум, неравнодушными.

Очень важен личный пример родителей. Взрослые должны стараться быть эталоном в поведении для детей. Если мама или папа на глазах младшего поколения позволяют себе быть грубыми, нетактичными, с лёгкостью оскорбляют других, поступают нечестно и непорядочно, думают только о личной выгоде, то следует ожидать и от детей аналогичного поведения.

С ранних лет нужно приобщать ребёнка к прекрасному: хорошей литературе и умным кинофильмам.

Я работаю с детьми младшего школьного возраста. На них большое впечатление производит чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Ребята с большим интересом следят за поведением девочки Жени, в руки которой попал волшебный цветок, выполняющий её желания. Девочка несколько лепестков растратила с лёгкостью, думая только о своём «хочу». И вот когда у Жени остался только один лепесток, она столкнулась с мальчиком, который был серьёзно болен и не мог ходить. Тут в Жене просыпается чувство сострадания, доброты, и она с радостью помогает этому мальчику.

7 стр., 3361 слов

Родительское «История жизни моего ребенка»

... от выраженно­сти качества. Структура методики При отборе качеств использовались данные контент-анализа ро­дительских сочинений, которые дополнялись собственными идеями. 1. Все заложенные в методику качества дифференцированы по трем компонентам: ...

Сказка «Цветик — семицветик» Валентина Катаева учит детей быть отзывчивыми, не проходить мимо чужих проблем.

Сильное впечатление производит и рассказ М. Шолохова «Судьба человека», по которому снят очень правдивый фильм.

Герой рассказа Андрей Соколов жил обычной жизнью миллионов советских людей. У него была семья, дом, дети, работа. Жизнь протекала спокойно, размеренно. Но грянул 1941 год, началась война, и всё изменилось в жизни героя. Он уходит на войну, попадает в плен, существует в страшных, невыносимых условиях, но остаётся человеком: делится последними крохами с товарищами, всячески помогает слабым и разуверившимся в себе людям. Соколов совершает побег, оказывается у «своих», ему дают отпуск, он едет домой навестить семью. И тут Андрея ждёт страшный удар: жена и двое детей погибли при бомбёжке, остался только сын, ушедший на фронт. С мыслью о встрече с ним герой воюет дальше, но судьба к нему беспощадна: в последние дни войны погибает последний сын, а с ним и надежда на будущее.

Опустошённый этими несчастьями Соколов не видит смысла в жизни, но встреча с мальчиком-сиротой Ваней разбудила в нём главное человеческое качество-доброту. Он называет себя отцом Вани, берёт за него ответственность на себя. Как тут не восхититься душевными качествами героя. Его поведение – яркий пример проявления человечности и доброты.

Страницы истории нашей страны повествуют о том, как в тяжелейших условиях народ наш сохранял в себе доброту.

Меня поразила история одного участника Великой Отечественной войны , которую хочу рассказать. У Кирилла Васильевича Захарова во время войны погиб брат – Михаил Васильевич Захаров, служивший на эсминце. Самые страшные месяцы блокады Кирилл Васильевич провел в Ленинграде. Он вспоминает, как был сбит немецкий самолет и упал прямо в Таврический сад; помнит трупы немецких летчиков. Рассказывает о голоде, испытанном им осенью-зимой 1942 года. Спасло то, что он пошел на завод работать. В конце зимы 1942 года Кирилла Васильевича вывезли на Большую землю по льду Ладожского озера. Захаров рассказывает, как погрузили их в машины, как отправившаяся перед ними машина попала под немецкую бомбежку и провалилась под лед, как в ледовой каше плавали вещи и люди, пытаясь спастись, но увы…

Все это он помнил: и погибшего брата, и умерших от голода друзей, и родственников, и утонувших в Ладоге. И всю войну его жгла одна мысль и желание: он представлял себе, как будет мстить, дойдя до Берлина.

И вот он в Берлине. Апрель 1945 года. Идут бои за каждую улицу, каждый дом. Гибнут наши солдаты. В один из дней, когда огонь на время стих, Кирилл Васильевич решил подкрепиться: с утра во рту не было ни крошки – такими напряженными были бои. Он зашел в подворотню одного дома, развернул свой паек. И вдруг видит, как поднимается крышка канализационного люка, перед ним предстает изможденный от голода пожилой немец и показывает на рот: есть, мол, хочу. И Кирилл Васильевич отломил кусок от своего пайка и отдал ему. Потом откуда-то взялся еще один немец, молодой, тоже изнемогавший от голода. Поделился Кирилл Васильевич и с ним. В общем, в этот день он остался без обеда. Месть не состоялась. И нисколько он об этом не жалеет

43 стр., 21154 слов

Сочинения по роману-эпопее «Война и мир» Л. Толстого

... жизни. В этом контексте подчеркивается взаимосвязанность, даже взаимозависимость войны и мира – явлений, идущих бок-о-бок. История создания романа Роману «Война и мир» Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863 года ... в дни войны; в «Сочинениях Дениса Васильевича Давыдова» Толстой нашел материалы, положенные в основу парти- занских сцен «Войны и мира»; в «Записках ...

В его рассказе меня поразило многое. И страшное страдание, пережитое им вместе с нашим народом во время войны. И его несгибаемое мужество. Но более всего – удивительное милосердие и доброта.

Современная жизнь заставляет нас постоянно задумываться о добре и зле, человечности и бесчеловечности, нравственных ориентирах нашей жизни.

По телевидению постоянно проводятся акции помощи детям, страдающими тяжёлыми, порой не излечимыми заболеваниями. Эти акции будят в людях лучшие качества: сострадание и милосердие. Невозможно смотреть спокойно на месячного ребёнка с пороком сердца, который без нашего участия может погибнуть. Хочется как можно быстрее протянуть ему руку помощи.

А сколько людей страдают от несчастных случаев: пожаров, наводнений, землетрясений! Все они ждут и находят внимание и доброту от окружающих.

Достаточно вспомнить взрыв на Чернобыльской АЭС или землетрясение в Спитаке, когда миллионы людей нашей страны бросились на помощь пострадавшим, стараясь облегчить их участь.

События на Украине 2014 года. Начало гражданской войны, массовый

отъезд украинцев в Россию вызвали в нас большой отклик. Мои коллеги и я

работали в лагере для беженцев и помогали им, как могли: подыскивали одежду, занимались детьми, устраивали их быт.

Так как же сохранить в себе доброту?

Я считаю, что человек, который умеет сострадать, сопереживать, реально помогать нуждающимся, никогда не утратит этого великого качества человеческой души- доброты.

Если сердце бьётся, всё внутри кипит,

Значит, твоё сердце о других болит.

Расцвело, принялось и взошло добро,

Значит, не напрасно в жизни всё прошло.

Будет плодоносить, множиться добро,

Каждый в жизни хочет, чтоб пришло оно.

Без добра, как видно, и его тепла

Не поёт от счастья, не живёт душа.